Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:55, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать психологические взгляды Леонтьева.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Кратко описать биографию жизни А.Н. Леонтьева.
2. Рассмотреть теорию деятельности А.Н. Леонтьева.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Краткая биография жизни А.Н. Леонтьева……………………………..4
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева…………………………………11
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….20
Уже в своих первых работах А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности. «Таким образом, вместе с рождением действий, - пишет А. Н. Леонтьев, - этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность».2 Вместе с тем появляется и возможность обозначения, презентации самого предметного мира, реализуемая при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством языковых значений. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется я внутреннее строение его сознания». Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно». Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в языке, и то, что зависит от отношения именно данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами. Развитие производства требует систему соподчиненных действий. В плане сознания это означает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появлению уровней осознания. Но разделение труда и производственная специализация приводят к «сдвигу мотива на цель» и превращению действия в деятельность. Создаются новые мотивы и потребности, и происходит дальнейшая качественная дифференциация осознания. Другим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической. Обе они «равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы. В их общности и выражается целостность жизни человека». Действие внутренне связано с личностным смыслом. Что же касается сознательных операций, то они соотнесены со значениями, кристаллизующими для сознания индивида усваиваемый им общественный опыт.
Так же как и деятельность,
сознание не есть простая
В книге «Деятельность. Сознание. Личность» эти идеи получили новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознания-деятельности», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Акцентируется внимание на том, что действия - не особые «отдельности» в составе деятельности; человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Один и тот же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: это именно ее «образующая», ее момент. Далее анализируется соотношение мотивов и целей. 4
Вводится понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой только и зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием».
Вместе с тем вводится понятие
о двух аспектах действия. «Помимо
своего интенционального
Отсюда несколько иное определение операции - это качество действия, образующая действия. Ставится вопрос о расчленении деятельности на более дробные, чем операция, единицы. Наконец, вводится понятие личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество - становится личностью. Новый шаг анализа состоит в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие действия, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания - сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива - само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.
Уже после выхода в свет «Деятельность. Сознание. Личность» А. Н. Леонтьевым были написаны две новые работы о деятельности. Первая - это доклад на Всесоюзном психологическом съезде от 27 июня 1977 г., опубликованный посмертно. Здесь акценты расставлены наиболее четко и, кстати, столь же четко намечены направления дальнейшего развития. Речь идет о проблеме дятельности и установки, о проблеме надситуативной активности, проблеме целеполагания, проблеме навыков. Основная идея всей публикации состоит в том, что «деятельность как единица реального человеческого бытия хотя и реализуется мозгом, но представляет собой процесс, необходимо включающий в себя экстрацеребральные звенья, которые являются решающими. Вторая работа является одной из самых последних (начало 1978 г.), и она не была закончена. Это статья «О дальнейшем психологическом анализе деятельности» (рукопись). Здесь Леонтьев возвращается к проблеме деятельности и общения, резко противопоставляя свою позицию попыткам «раздвоить» жизнь человека на параллельно протекающие процессы деятельности и процессы общения: «...Не только отношения индивидов к предметному миру не существуют вне общения, но и само их общение порождается развитием этих отношений». 5Еще два направления работ Леонтьева в последние годы жизни особенно тесно связаны с проблемами личности. Обращение Алексея Николаевича к проблемам психологии искусства не случайно: трудно найти такую область человеческой деятельности, в которой человек как целостная личность реализовал бы себя более полно и всесторонне. Поэтому интерес А. Н. Леонтьева к искусству не угасал до самого последнего времени. К сожалению, он почти не оставил публикаций по психологии искусства, хотя часто и охотно выступал на эти темы.
Определяя предмет психологической науки как порождение и функционирование в деятельности психического отражения реальности, А. Н. Леонтьев не мог не обратиться к детальной разработке того и другого - и психологических механизмов чувственного отражения, и сущности и структуры деятельности. Уже в статьях 50-х годов, А. Н. Леонтьев, опираясь, в частности, на проведенные под его руководством исследования формирования звуковысотного слуха, а затем - деятельности зрительной системы, сформулировал известную гипотезу «уподобления». Позже его интересы переместились на исследование предметности человеческого восприятия - как в экспериментальном (опыты с псевдоскопическим зрением и др.), так и в теоретическом плане. Основные положения А. Н. Леонтьева в последний период его деятельности, касающиеся чувственного отражения, следующие. Во-первых, «порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимым моментом самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим и регулирующим ее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов, составляет, однако, единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существует иначе, как в этом движении». Во-вторых, такое отражение возможно лишь как часть некоторого целого «образа мира».
Это
нечто большее, чем «непосредственная
чувственная картинка»: образ мира
«выступает в значении», и вся совокупность
человеческой практики «в своих идеализированных
формах входит в картину мира». Здесь в
высшей степени важны два момента: а) предзаданность
этого означенного, осмысленного предметного
мира каждому конкретному акту восприятия,
необходимость «вписывания» этого акта
в уже готовую картину мира; б) эта картина
мира выступает как единство индивидуального
и социального опыта. Со всеми этими идеями
связано положение об амодальности предметного
восприятия. Как известно, при жизни А.
Н. Леонтьев не написал обобщающей работы
по восприятию, хотя публикации его в этом
направлении были довольно многочисленны.
Им была задумана в начале 70-х годов книга
под названием «Психология образа», позже
Алексей Николаевич нашел другое название
- «Образ мира», но она так и осталась не
написанной.
Заключение
Алексей Николаевич Леонтьев широко известен как признанный лидер советской психологии 40–70-х годов. Его заслуги перед отечественной наукой велики и разносторонни. В Московском университете он создал сначала отделение психологии на философском факультете, а затем и факультет психологии, который возглавлял в течение многих лет, был одним из руководителей Академии педагогических наук РСФСР и СССР, написал множество научных работ, в том числе несколько книг, каждая из которых была переведена на десятки иностранных языков, а одна из них, «Проблемы развития психики», через четыре года после выхода в свет была отмечена Ленинской премией. Почти все университетские психологи среднего и старшего поколения - его непосредственные ученики и сотрудники.
Теория
деятельности, разработанная во второй
половине XX в. в трудах Леонтьева, рассматривает
личность в контексте порождения, функционирования
и структуры психического отражения в
процессах деятельности, Исходным методом
изучения психики выступает анализ преобразований
психического отражения в деятельности,
исследуемой в ее филогенетическом, историческом,
онтогенетическом и функциональном аспектах.
Генетически исходной является внешняя,
предметная, чувственно-практическая
деятельность, от которой производны все
виды внутренней психической деятельности
индивида. Обе эти формы имеют общественно-историческое
происхождение и принципиально общее
строение. Конституирующей характеристикой
деятельности является предметность.
Первоначально деятельность детерминируется
предметом, а затем она опосредуется и
регулируется его образом как своим субъективным
продуктом. Взаимно превращающимися единицами
деятельности считается потребность <=>
мотив <=> цель <=> условия и соотносимые
с ними деятельность <=> действия <=>
операции. Под действием подразумевается
процесс, предмет и мотив которого не совпадают
между собой. Мотив и предмет должны быть
отображены в психике субъекта: иначе
действие лишается для него смысла.
Список
литературы