Психологический анализ причин неуспеваемости учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание

Почему ребенок плохо учится? В чем причины, порождающие неуспеваемость учащихся? Эти вопросы волнуют и семью, и школу. Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания, а также в особенностях возраста и в психологической готовности ребёнка к школе. С этим нельзя не согласиться. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1.. Школьная успеваемость: понятие и типы …………..……………………….4

2. Психологические причины неуспеваемости учащихся……………………...6

3. Характеристика мотивов учения у школьников с низким уровнем знаний………………………………………………………………………….......8

4. Особенности интеллектуальной деятельности неуспевающих учащихся...13

5.Иннертность и слабость типа нервной системы …………………….………17

6. Недостатки развития познавательных процессов…………………………..20

7. Возможные пути преодоления неуспеваемости……………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература……………………………………………………………...………..26

Работа состоит из  1 файл

контр 2.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. И.П. ШАМЯКИНА»

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

Контрольная работа по психологии

«Психологический анализ причин неуспеваемости учащихся»

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 2 курса 2 группы

заочного отделения

биологического факультета

Харланчук Н.П.

Работу проверил: 

преподаватель кафедры 

психологии Колос Е.А.

 

 

 

 

 

 

Мозырь 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………3

 

1.. Школьная успеваемость: понятие и типы …………..……………………….4

 

2. Психологические причины неуспеваемости учащихся……………………...6

 

3. Характеристика мотивов учения у школьников с низким уровнем знаний………………………………………………………………………….......8

 

4. Особенности интеллектуальной деятельности неуспевающих учащихся...13

 

5.Иннертность и слабость типа нервной системы …………………….………17

 

6. Недостатки развития познавательных процессов…………………………..20

 

7. Возможные пути преодоления неуспеваемости……………………………22

 

Заключение……………………………………………………………………….25

 

Литература……………………………………………………………...………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Почему ребенок плохо учится? В чем причины, порождающие неуспеваемость учащихся? Эти вопросы волнуют и семью, и школу. Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания, а также в особенностях возраста и в психологической готовности ребёнка к школе. С этим нельзя не согласиться. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. 

В данной работе рассмотрены основные психологические причины школьной неуспеваемости и мотивы учения у школьников с низким уровнем знаний, а также описана помощь, которую можно оказать детям в преодолении неуспеваемости. Анализ литературных источников показал, что чаще всего в основе неуспеваемости учащихся, лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Эти причины могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость. Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и др. На обучение влияют также свойства нервной системы.

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить "болезнь" неуспеваемости.

 

 

 

1. ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ТИПЫ.

Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной.

Что же понимается под «успеваемостью»? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися».

С точки зрения педагогики, проблема успеваемости, прежде всего, ориентируется на такой интегральный показатель «как фонд усвоенных знаний» (Калмыкова З.И.), а неуспеваемость большинством ученых рассматривается как отставание ребенка в учебе, выражающаяся в пробелах в знаниях, умениях. С точки зрения психологии неуспеваемость, прежде всего, связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.[1, с. 24]

На сегодняшний день существуют различные классификации школьной неуспеваемости.

Л.С. Славина выделяет типы неуспевающих по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действительные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третья – неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудится.

А.А. Бударный выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относи-тельную. По мнению автора, абсолютная неуспеваемость выражена оценками «2» и «1» и соотносится с минимальными требованиями школьной програм-мы. Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познава-тельной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования школьной программы и возможностями отдельных учащихся [3].

А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский представляют другую классификацию, построенную в зависимости от устойчивости отставания. Они выделяют три степени школьной неуспеваемости: общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время), частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам) и эпизодическая неуспеваемость.

Польский исследователь В.С. Цетлин акцентирует наше внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, которая может выражаться не только в пробелах знаний, но и в отношении учащихся к учению.

Н.П. Локалова выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учебе и отставание по отдельным предметам. [5, с. 234]

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-м классе. Поздняя появляется в средних классах. Отмечено, что при переходе из начальной школы в среднее звено,  качество знаний снижается на 30%. Это можно объяснить рядом при-чин: во-первых, усложняется школьная программа, возрастают требования, а умения и желания трудиться у учащихся остались на уровне начальной шко-лы, во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками, в-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы, к первой из которых относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Среди психологических причин первой группы можно выделить следующие три:

      несформированность приемов учебной деятельности;

      недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

      неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности, заключаются в том, что они не умеют по-настоящему учиться. Если ученика не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др. Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуализированный характер. Иногда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы. Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин. [3, с. 122]

Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.

Психологическая причина неуспеваемости учащихся, которые характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов, является более скрытой и менее очевидной для наблюдателя. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания.

Изучая группу психологических причин неуспеваемости, которые связаны с особенностями мотивационной сферы, необходимо  отметить, что несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной его слабой успеваемости. Мотивационная сфера учения имеет сложное строение и изменяется в ходе индивидуального и возрастного развития школьников. Учебная деятельность, как считают психологи, является полимотивированной, и лежащие в ее основе различные побуждения образуют определенную структуру, иерархию. Так, например, у ученика может существовать направленность на процесс, на способы своих учебных действий, но в то же время, он будет ориентироваться и на результаты, на оценку своего труда. У школьников, помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов, могут действовать мотивы "избегания" неприятностей и т. д. В ходе индивидуального и возрастного развития изменяется и структура мотивации.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЗНАНИЙ.

Ребенок, поступивший в школу и испытавший с первых же шагов трудности в учении, вначале всё же испытывает интерес к приобретению знаний так как у него, как правило, есть желание учиться и выполнять требования учителя, авторитет которого в младших классах особенно велик. Есть у него вначале и вера в то, что он сможет, как и другие ученики, успешно учиться. Однако по мере того, как ой сталкивается с трудностями в учении и получает (в том, или ином виде) отрицательную оценку своей учебной деятельности, он постепенно утрачивает желание учиться, выполнять обязанности школьника. Он утрачивает веру в свои силы, в свои возможности.

Эти изменения мотивационной сферы, в свою очередь, начинают отрицательно влиять на способность к усвоению знаний, делая процесс усвоения еще более трудным, и в итоге может быть нанесен тяжелый моральный ущерб личности ребенка.

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Ведь  каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. Мотив - побуждение к достижению цели. Так А. Н. Леонтьев различает  мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети в таком случае запоминают слабо, так как учёба не захватывает их. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются  в определенной эмоции, т.е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.[4, с. 48]

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.

Принято различать две большие группы учебных мотив: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1)   широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.

Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

2)учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

Информация о работе Психологический анализ причин неуспеваемости учащихся