Психологический анализ причин неуспеваемости учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание

Почему ребенок плохо учится? В чем причины, порождающие неуспеваемость учащихся? Эти вопросы волнуют и семью, и школу. Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания, а также в особенностях возраста и в психологической готовности ребёнка к школе. С этим нельзя не согласиться. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1.. Школьная успеваемость: понятие и типы …………..……………………….4

2. Психологические причины неуспеваемости учащихся……………………...6

3. Характеристика мотивов учения у школьников с низким уровнем знаний………………………………………………………………………….......8

4. Особенности интеллектуальной деятельности неуспевающих учащихся...13

5.Иннертность и слабость типа нервной системы …………………….………17

6. Недостатки развития познавательных процессов…………………………..20

7. Возможные пути преодоления неуспеваемости……………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература……………………………………………………………...………..26

Работа состоит из  1 файл

контр 2.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих.

6.НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Дефекты  познавательной деятельности влияют на успеваемость учащихся. Это неадекватное использование учащимся своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

Для успешного овладения школьниками каждым предметом необходимо формировать у них определенные качества познавательных процессов, поскольку существует определенная взаимосвязь между уровнем проявления некоторых особенностей внимания, памяти, мышления и успеваемостью в школе.

Недостатки развития мыслительных процессов в ряде случаев могут быть вызваны возрастными особенностями мыслительной деятельности, что следует учитывать в работе с детьми различных возрастных групп.

Дети, испытывающие трудности в учении, обычно производят впечатление, что они  не способны концентрировать свое внимание. На уроке они часто отвлекаются посторонними раздражителями, вопросы учителя застают их врасплох и т. п. Однако, опыты показали, что неуспевающие учащиеся, при соответствующих условиях, могут концентрировать свое внимание. Но для этого им требуется значительно больше усилий,  следовательно, и больше времени. Поэтому в условиях ограниченного времени они допускают больше ошибок по сравнению с их товарищами по классу, у которых сформирована привычка концентрировать свое внимание при работе над учебным заданием. Таким образом, внимание является вторичным явлением, его нельзя считать первопричиной возникновения трудности в учении, оно само обусловлено тем, что ученик в силу особенностей своего мышления не вовлечен в активную учебную работу, ему трудно участвовать в ней.

Для успешного усвоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, так как память – важнейший познавательный процесс, лежащий в основе обучения.  В исследованиях выяснилось, что у детей с пониженной обучаемостью нет патологических изменений в памяти.  Однако они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми того же самого класса в тех случаях, когда нужно использовать логическую, опосредствованную память, тесно связанную с процессами мышления.  Таким образом, недостатки памяти, которые мы наблюдаем у детей с пониженной обучаемостью, неразрывно связаны с недостатками в развитии их мышления.

Успешность памяти зависит от:

·        степени завершенности действий запоминания:

·        интересов и склонностей личности;

·        отношения личности к той или иной деятельности;

·        эмоционального настроя;

·        волевого усилия.

      Для более эффективной работы необходимо придерживаться следующей схемы:

Потребность – мотивация –    внимание – концентрация –   организация

или интерес                                                         внимания           запоминания

     При разрыве этой цепи всякий раз происходит забывание.

Некоторые специалисты связывают успешность обучения с ведущей репрезентативной системой учащихся и рекомендуют для построения эффективной программы обучения учитывать, какие каналы восприятия информации используются каждым ребенком (зрительный- визуальный, слуховой – аудиальный, кинестетический), в каком виде полученная информация сохраняется в сознании ( в виде зрительных, слуховых, кинестетических образов) и каким образом ребенок проверяет правильность принятого им решения (например, при написании диктанта). [1, с. 78]

 

 

 

 

 

 

7. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Если ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, необходимо уже в младших классах формировать учебные интересы.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть "позицию неуспевающего", повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации и осуществления необходимых педагогических воздействий.

Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы, так как они соответствуют его возможностям, или находятся в зоне его ближайшего развития. Рекомендуется закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов. Отталкиваясь от них, нужно помогать ему воспринимать очередное учебное задание само по себе, без воспоминаний о переживаниях, которые ему сопутствовали при прежних неудачах.

Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца.

Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т. д.). Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика ("Я не ожидал", "Меня очень удивило..." и т. д.). При этом нужно стараться говорить с учеником спокойно, доброжелательно и заинтересовано.Ведь раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. 

При оценивании работы учащихся необходимо подробно ее обосновывать, а также выделять критерии, по которым идет оценивание. Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, в своих возможностях и изменяя тем самым его отношение к своей неуспеваемости, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе. Но чтобы цель была принята им, стала его намерением, необходимо, чтобы он сам участвовал как в ее постановке, так и в анализе, обсуждении, осознании условий и путей ее достижения. [3, с. 273].

М. В. Матюхина предлагает использовать при организации работы с неуспевающим учеником перечень того, что он должен знать и уметь по каждой пройденной теме. Сам ученик может отмечать против каждого пункта этого перечня, что он усвоил, чего еще не усвоил соответствующими знаками: "+" (уже знаю); "-" (еще не знаю); "?" (сомневаюсь). Такой способ работы даст возможность ученику видеть свое движение вперед, последовательно ставить и достигать одну цель за другой, подниматься со ступеньки на ступеньку и наглядно отразить свое обогащение знаниями и умениями. Этой же цели служат и проверочные работы: по тому, как ученик с ними справляется, он реально ощущает рост своих знаний и умений, свое приближение к цели. Такая организация учебной работы похожа на соревнование с самим собой и является важным мотивирующим фактором, вызывающим повышение активности ученика.

Еще один путь, ведущий к этому, - формирование учебных интересов. Очень часто познавательные интересы неуспевающих носят узкий характер. Это значит, что они возникают в связи с каким-либо отдельным частным вопросом и исчезают, когда этот вопрос оказывается исчерпанным.

Основная причина дефектов познавательных интересов заключается в отсутствии необходимого минимума систематических знаний в какой-либо области, что является основой для развития устойчивого и постоянного интереса. Формирование учебных интересов можно осуществлять через простейшие, "побочные" интересы. Так, интерес у школьников вызывают дополнительный развивающий материал, обращение к их непосредственному опыту, широкое использование их собственных наблюдений, практических действий, экскурсии, носящие познавательный характер. Полезны различные "оживляющие" урок моменты (использование наглядных пособий, элементов игры и т. д.). На основе начальных интересов к указанным видам работы возникает интерес и к содержанию учебной деятельности (знаниям как таковым) и процессу выполнения сложных учебных действий. Эти как бы побочные интересы становятся тем опосредующим механизмом, благодаря которому развиваются полноценные, истинные учебные интересы.

Многие трудности в учебе образуют своего рода "порочный круг", в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он тем не менее не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности.

Для такого неуверенного в себе ребенка характерно несоответствие между его отношением к трудностям и их действительными размерами. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. Неуспеваемость может привести таких детей к изоляции от коллектива, их социальный статус ухудшается. В крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения. Дружеские связи эти дети начинают искать во внешкольных компаниях, иногда с отрицательной социальной направленностью.

Все это делает понятным, почему преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда отставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям. Если же время упущено, то необходимо не только устранить первоначальную причину неуспеваемости, но одновременно пытаться избавиться от всего комплекса ее последствий.

Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч./ Б.С. Волков, Н.Н. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. -М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2005.

 

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 512 с.

 

3. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; под общ. редакцией И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- 356 с.

 

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2002.- 512 с.

 

5. Менчинская, Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников: учебн. пособие для студентов психол. и пед. вузов / Н.А. Менчинская. - М., 1978. - 272 с.

 

6. Психология развития: словарь/ под общ. редакцией А.В. Петровского. - М.; СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

 

7. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие /Н.П. Слободяник.- М.: Айрис-пресс, 2003. -256 с.

 

8. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная.- М.: Просвещение, 2002 г.- 242 с.

 

 

7

 



Информация о работе Психологический анализ причин неуспеваемости учащихся