Психологический климат студенческой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:29, научная работа

Описание

Студенческая группа – психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.

Работа состоит из  1 файл

Психологический климат студенческой группы.docx

— 32.40 Кб (Скачать документ)

Психологический климат студенческой группы 

«Главней  всего — погода в доме» 

   

Студенческая группа – психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются  высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального  процесса усвоения знаний. Но для этого  нужно, чтобы студенческая группа стала  коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера  научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный  социально-психологический климат.

Между тем существуют неоднозначные суждения о влиянии  социально-психологического климата  студенческой группы на процесс обучения студентов в высшем учебном заведении.  

 

Этой теме посвящено  немалое количество публикаций, в  которых рассматриваются достаточно общие вопросы, связанные с характеристикой  природы, роли и факторов социально-психологического климата. Правда, в последние годы количество исследований социально-психологического климата существенно сократилось, а более ранние публикации становятся все менее доступными. В последние  годы проблема климата студенческих групп практически не изучается.

Создание благоприятного социально-психологического климата  в студенческой группе является делом  не только ответственным, но и творческим, требующим знания его природы  и средств регулирования. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии людей, обучающихся в вузе, их эмоционального состояния, отношений друг с другом, особенностей индивидуальный и коллективной учебной деятельности.

Целью данной статьи является определение особенностей социально-психологического климата  студенческой группы и путей его  воздействия на учебный процесс, а также обоснование условий, способствующих созданию и поддержанию здорового социально-психологического климата в студенческой среде.

Мы исходим из той предпосылки, что успеваемость студентов, их профессиональный и личностный рост находятся в зависимости  от социально-психологического климата  студенческого коллектива, который  оказывает влияние на процесс  обучения через каналы самооценки, уверенности в себе, самочувствия, взаимной ответственности, обмена информацией.

Понятие «социально-психологический  климат» давно вошло в язык социальной психологии и социологии вместе с аналогичными понятиями, такими как «климат предприятия», «морально-психологический  климат», «нравственная атмосфера», «психологический климат», «настрой», атмосфера, дух, обстановка, микроклимат, ситуация, экология группы, социальная среда и другие. Речь, в общем, идет о том, что, как писал В.Б. Ольшанский, «человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».

Существует множество  определений и толкований социально-психологического климата, общим недостатком которых  служит то, что климат явно или неявно сводится к другим социально-психологическим  явлениям, а иногда просто с ними отождествляется. Сопоставление различных  понятий психологического (социально-психологического) климата показывает, что нет ни одного социально-психологического явления, ни одной характеристики или свойства группы, которое не было бы не отнесено к климату. Это, конечно, ставит под вопрос саму проблему климата.

Наиболее близко к глубинной сущности социально-психологического климата подошел К.К. Платонов, представив его как «взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается ее сознанием, формируя ее психическое состояние...», выступая при этом как одна из структурных  характеристик группы. «Социально-психологический  климат для каждого члена группы — это объективная реальность, которую он отражает, включаясь в эту группу; отраженный психологический климат становится одновременно и его субъективной реальностью, и объективной реальностью для других членов этой группы» [2].

Для уяснения природы  климата необходимо принимать во внимание не просто то, что влияет на людей, но прежде всего сам факт влияния. При анализе и понимании климата  внимание следует сосредоточить  на феномене влияния группы на личность, на каналы и механизмы этого влияния, среди которых заражение, обучение, давление и пр.

Проще говоря, к  социально-психологическому климату  относится все то в психологии (культуре) группы, что так или иначе влияет на жизнь и деятельность членов этой группы. Сегодня можно считать, что климат группы (организации) – это те компоненты коллективной психологии, которые оказывают воздействие на самочувствие, здоровье, развитие и деятельность человека, входящего в состав данной группы (организации). Речь идет, прежде всего, о социально-психологических условиях, в которых живут и работают люди, и которые в значительной степени создаются ими.

Социально-психологический  климат коллектива – это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также психологических  условий, которые позволяют или  мешают удовлетворению социальных потребностей его членов. К этим условиям относятся:

внутригрупповая информация, которая удовлетворяет потребности  в знании и ориентировке;

признание (принятие), уважение друг друга;

групповые факторы, которые позволяют человеку реализовать  свой интеллектуальный и эмоциональный  потенциал, сыграть ту роль, для которой  он способен и подготовлен;

возможность чувствовать  себя свободным, иметь статус, не ущемляющий его самооценку.

Климат – это  также и групповое давление, и  социальный контроль. Если коллектив  заставляет человека быть конформистом, то климат воспринимается как неблагоприятный.

Именно так представляет социально-психологический климат Ю.П.Платонов: «Психологический климат – это качественная сторона межличностных  отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Правда, автор не акцентирует  данное понимание, поскольку на следующей  странице он, в сущности, повторяет  традиционное определение климата, как «состояние межличностных и  групповых связей в коллективе, отражающих деловой настрой, трудовую мотивацию  и степень социального оптимизма  персонала организации». [3]

Климат – это  показатель взаимоотношений «личность  – группа». Человек, живущий и  действующий в группе, испытывает с ее стороны разные воздействия, в том числе давление, принуждение, ущемление. Он может своим коллективом  гордиться и дорожить… Он может  его бояться и ненавидеть. Человек  может пренебрегать коллективом, в  котором он работает, и не считаться  с ним. Все это жизненные проявления коллективного климата. Под психологическим  климатом следует понимать комфортность группы (организации, общества)  для индивида.

Развитием идеи психологического климата служит концепция «места поведения», предложенная в 40-е гг. ХХ века основателем экологической  психологии Р.Баркером. Его исследования  показали, что разные люди ведут себя сходным образом в одной и той же среде, в то время как один и тот же человек может вести себя очень по-разному, оказываясь в новых условиях. По мнению Р.Баркера, полное описание существующих мест поведения дает возможность создавать новые типы сред с заданными свойствами и определенным типом деятельности. Концепция Баркера ввела в психологию в качестве важнейшего компонента понятие социальной среды.

Психологический климат – конечное, наиболее близкое к  человеку проявление социальной среды, - того культурно-психологического и  морального климата, намеренно или  непреднамеренно, сознательно или  бессознательно создаваемого для личности и социальных групп самими людьми, и слагающегося из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. 

 

Особенности социально-психологического климата

студенческой  группы 

 

Социально-психологический  климат студенческой группы наделен  рядом особенностей, которые вытекают из социально-психологической природы  самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим  видом  деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности. Учебный труд,  таким образом, имеет двоякого рода результаты: а) внешние - выполнение учебных заданий, т.е. изучение указанной литературы, выполнение контрольных и других работ и даже ответы на экзаменационные  вопросы; б) внутренние - соответствующие убеждения, умения, освоенные способы решения профессионально важных практических задач, моральные и мотивационные качества личности.

Специфика учебных  задач состоит в том, что они  обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие  задачи расчленяются на частные, соответствующие  специальностям в рамках того или  иного разделения труда, то в учебном  процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей  каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль  учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих  товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать  изучаемые темы и проблемы учебы  в целом, уделяя внимание методам  работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины  недостатков, пути их устранения могут  стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные  условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.

В производственной организации, где каждый занят своим  делом, такое взаимодействие и такую  помощь получить сложнее.

Специфической чертой студенческой группы  является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную  активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

Студенческая группа характеризуется особенностями  своей композиции. Здесь наряду с  относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные  и социальные различия.

Сегодня в студенческих группах представлены различные  социальные слои современного общества. Условно можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трем статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными  как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может  быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров  студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.

Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие  на социально-психологический климат студенческой группы.

На социально-психологический  климат групп, которые  состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

Правда, есть социально-психологические  исследования, которые показывают, что в среднем года через два  совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных  различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.

Информация о работе Психологический климат студенческой группы