Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:29, научная работа
Студенческая группа – психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.
Психологический климат студенческой группы
«Главней всего — погода в доме»
Студенческая группа
– психологический центр
Между тем существуют неоднозначные суждения о влиянии социально-психологического климата студенческой группы на процесс обучения студентов в высшем учебном заведении.
Этой теме посвящено
немалое количество публикаций, в
которых рассматриваются
Создание благоприятного
социально-психологического климата
в студенческой группе является делом
не только ответственным, но и творческим,
требующим знания его природы
и средств регулирования. Формирование
хорошего социально-психологического
климата требует понимания
Целью данной статьи является определение особенностей социально-психологического климата студенческой группы и путей его воздействия на учебный процесс, а также обоснование условий, способствующих созданию и поддержанию здорового социально-психологического климата в студенческой среде.
Мы исходим из той предпосылки, что успеваемость студентов, их профессиональный и личностный рост находятся в зависимости от социально-психологического климата студенческого коллектива, который оказывает влияние на процесс обучения через каналы самооценки, уверенности в себе, самочувствия, взаимной ответственности, обмена информацией.
Понятие «социально-психологический климат» давно вошло в язык социальной психологии и социологии вместе с аналогичными понятиями, такими как «климат предприятия», «морально-психологический климат», «нравственная атмосфера», «психологический климат», «настрой», атмосфера, дух, обстановка, микроклимат, ситуация, экология группы, социальная среда и другие. Речь, в общем, идет о том, что, как писал В.Б. Ольшанский, «человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».
Существует множество определений и толкований социально-психологического климата, общим недостатком которых служит то, что климат явно или неявно сводится к другим социально-психологическим явлениям, а иногда просто с ними отождествляется. Сопоставление различных понятий психологического (социально-психологического) климата показывает, что нет ни одного социально-психологического явления, ни одной характеристики или свойства группы, которое не было бы не отнесено к климату. Это, конечно, ставит под вопрос саму проблему климата.
Наиболее близко
к глубинной сущности социально-психологического
климата подошел К.К. Платонов, представив
его как «взаимодействие
Для уяснения природы
климата необходимо принимать во
внимание не просто то, что влияет на
людей, но прежде всего сам факт влияния.
При анализе и понимании
Проще говоря, к социально-психологическому климату относится все то в психологии (культуре) группы, что так или иначе влияет на жизнь и деятельность членов этой группы. Сегодня можно считать, что климат группы (организации) – это те компоненты коллективной психологии, которые оказывают воздействие на самочувствие, здоровье, развитие и деятельность человека, входящего в состав данной группы (организации). Речь идет, прежде всего, о социально-психологических условиях, в которых живут и работают люди, и которые в значительной степени создаются ими.
Социально-психологический климат коллектива – это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также психологических условий, которые позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов. К этим условиям относятся:
внутригрупповая информация,
которая удовлетворяет
признание (принятие), уважение друг друга;
групповые факторы, которые позволяют человеку реализовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, сыграть ту роль, для которой он способен и подготовлен;
возможность чувствовать себя свободным, иметь статус, не ущемляющий его самооценку.
Климат – это также и групповое давление, и социальный контроль. Если коллектив заставляет человека быть конформистом, то климат воспринимается как неблагоприятный.
Именно так представляет
социально-психологический
Климат – это показатель взаимоотношений «личность – группа». Человек, живущий и действующий в группе, испытывает с ее стороны разные воздействия, в том числе давление, принуждение, ущемление. Он может своим коллективом гордиться и дорожить… Он может его бояться и ненавидеть. Человек может пренебрегать коллективом, в котором он работает, и не считаться с ним. Все это жизненные проявления коллективного климата. Под психологическим климатом следует понимать комфортность группы (организации, общества) для индивида.
Развитием идеи психологического климата служит концепция «места поведения», предложенная в 40-е гг. ХХ века основателем экологической психологии Р.Баркером. Его исследования показали, что разные люди ведут себя сходным образом в одной и той же среде, в то время как один и тот же человек может вести себя очень по-разному, оказываясь в новых условиях. По мнению Р.Баркера, полное описание существующих мест поведения дает возможность создавать новые типы сред с заданными свойствами и определенным типом деятельности. Концепция Баркера ввела в психологию в качестве важнейшего компонента понятие социальной среды.
Психологический климат – конечное, наиболее близкое к человеку проявление социальной среды, - того культурно-психологического и морального климата, намеренно или непреднамеренно, сознательно или бессознательно создаваемого для личности и социальных групп самими людьми, и слагающегося из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия.
Особенности социально-психологического климата
студенческой группы
Социально-психологический
климат студенческой группы наделен
рядом особенностей, которые вытекают
из социально-психологической
Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.
Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.
В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать изучаемые темы и проблемы учебы в целом, уделяя внимание методам работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины недостатков, пути их устранения могут стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.
В производственной организации, где каждый занят своим делом, такое взаимодействие и такую помощь получить сложнее.
Специфической чертой студенческой группы является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.
Студенческая группа
характеризуется особенностями
своей композиции. Здесь наряду с
относительной однородностью
Сегодня в студенческих
группах представлены различные
социальные слои современного общества.
Условно можно разделить
Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.
Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.
Таким образом, социальное
неравенство оказывает свое воздействие
на социально-психологический
На социально-психологический климат групп, которые состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.
Правда, есть социально-психологические исследования, которые показывают, что в среднем года через два совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.
Информация о работе Психологический климат студенческой группы