Психологический климат студенческой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:29, научная работа

Описание

Студенческая группа – психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.

Работа состоит из  1 файл

Психологический климат студенческой группы.docx

— 32.40 Кб (Скачать документ)

Одной из особенностей студенческого коллектива, влияющих на его климат, является простота его  организационной структуры: студенты, они и есть студенты, которые в  пределах одной учебной группы не дифференцируются по специальностям и  специализациям, тем более по «должностям» и рабочим функциям, как в трудовом коллективе. Все в формально-должностном  отношении равны, и только старосты немного выделяются из этого слоя.

Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что  называется, «с нуля». Студенты-первокурсники  не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в вузе, (институте, факультете), в  том числе и под влиянием особых традиций старших курсов. В последующем  развитии студенческий коллектив проходит ряд этапов сплочения, в общих чертах соответствующих динамике, описанной А.С.Макаренко. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях вузовской жизни и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы.

В процессе складывания  групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной  жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и  быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в  результате чего легко достигается  единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого  социально-психологического явления  возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при  восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.

Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических  факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.

Само собою разумеется, что все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него на курсе, факультете или за пределами вуза.

К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социально-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.

Все эти процессы и явления концентрируются, в  конечном счете, в психологическом  климате группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности  отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание  учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется  со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и  своей группой Благоприятный  социально-психологический климат является условием повышения интереса к учебе.

Недостаточно сплоченную группу трудно нацелить на решение  какой-либо задачи. Неблагоприятный  климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями  в группе, условиями и содержание обучения. Это сказывается на настроении человека, на его посещаемости учебных  занятий.

Именно таким  образом социально-психологический  климат студенческой группы оказывает  свое влияние на успеваемость студентов.  

 

Влияние социально-психологического климата

на успеваемость студентов 

 

Студентка выпускного курса П.М. Зыкова в ходе работы над  дипломным проектом провела небольшое, но показательное исследование. [1] Она  интервьюировала старост студенческих групп, опрашивала студентов, обобщала свои  наблюдения и личный опыт формирования и восприятия психологического климата. Она интересовалась тем, что переживают и как ведут себя студенты, которые получили индивидуальное задание по подготовке к семинарскому занятию, что они испытывают перед публичным выступлением в группе и во время самого выступления, как и к кому они обращаются за учебным материалом, который не смогли найти самостоятельно, как  воспринимают и переживают реакцию группы на свои учебные успехи и неудачи, по каким психологическим причинам они пропускают занятия, в каких ситуациях испытывают чувство ответственности перед группой, и другими сторонами жизни групп. Выводы, к которым пришла П.М. Зыкова, в обобщенном виде представлены в таблице 1.

Таблица 1. Зависимость  между самооценкой  климата группы и особенностями учебного поведения студентов

 

Самочувствие  и учебное поведение студентов

Самооценка климата

Самочувствие

Посещаемость учебных занятий

Информационный обмен

Уровень ответственности за подготовку групповых учебных занятий

Хороший и скорее хороший

Уверенность в своих знаниях, активное участие в дискуссиях

Высокая посещаемость

Охватывает весь состав группы

Студенты проявляют инициативу и тщательно готовят учебное  мероприятие для группы

Нечто среднее

Стеснение, робость

Студенты стараются не пропускать  занятия, но иногда это случается

Студенты делятся важной информацией только с друзьями

Задание выполняется формально

Плохой и скорее плохой

Студенты предпочитают отмалчиваться  на семинарах

Занятия пропускаются достаточно часто

Информационный обмен  почти отсутствует

Уклонение от выполнения учебных  заданий, или неявка на семинар


 

 

Как  видно, если в группе сложился благоприятный социально-психологический климат, то большинство студентов чувствуют себя уверенно на учебных занятиях, смело задают вопросы, и высказывают свои суждения, зная, что группа поддержит их; если же климат не способствует этому, то большинство студентов предпочитают воздерживаться от участия в семинарской дискуссии, опасаясь насмешек и каверзных вопросов со стороны товарищей.

Студенты, положительно оценившие психологический климат своей группы, редко пропускают занятия; те же, кто достаточно часто отсутствует  на учебных занятиях, как правило, оценивают климат своей группы менее  положительно.

Аналогичным образом  обстоят дела и относительно информационного  обмена в группе, - учебной информацией  студенты обмениваются более полно  и всесторонне лишь в тех группах, где климат этому благоприятствует.

Существует связь  и между уровнем благоприятности  социально-психологического климата  и степенью ответственности студента перед группой. Студенты, которые  получают от преподавателя индивидуальное задание по подготовке к семинару, готовятся особенно тщательно и, во что бы то ни стало, будут  присутствовать на занятии преимущественно в тех группах, где благоприятный  климат. Если же с климатом не все ладно, то значительная часть в подобной ситуации может просто не явиться на занятие.

Механизм влияния  социально-психологического климата  на успеваемость студентов заключается  в следующем: в среде с здоровым климатом студент чувствует себя уверенно и свободно высказывает свое мнение, принимает участие в дискуссиях; имеет место высокий уровень взаимной ответственности студентов друг перед другом; в группе существует интенсивный обмен учебно-деловой и иной информацией между студентами. 

 

Управление  социально-психологическим климатом

студенческой  группы 

 

Оказать положительное  воздействие на формирование здорового  социально-психологического климата  в группе может ее куратор. Все  преподаватели могут способствовать оздоровлению социально-психологической  атмосферы, предлагая группам групповые  задачи,  предполагающие взаимную ответственность. Созданию благоприятной атмосферы в группе способствуют игровые формы обучения и социально-психологические тренинги.

Работа куратора направлена, в первую очередь, на адаптацию  студента к условиям вуза, создание доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого  поведения студента, на профессиональное самосовершенствование. Куратор выполняют  диагностическую функцию, когда  он знакомится со своей группой. Куратор  информирует студентов о вузовских  событиях, организует общение с интересными  людьми.  Куратор часто встречается со своими студентами, и встречи эти превращаются в товарищеские беседы.

Успешное завершение совместного группового учебного мероприятия, в котором приняли участие  все студенты, улучшает межличностные  отношения. Совместное переживание  успеха сближает студентов, стирает  социальные и экономические барьеры  между ними, снимает конфликты, способствует улучшению внутреннего имиджа  группы. Группе необходим общеколлективный интерес, направленный на учебную деятельность, и этот интерес надо систематически «тренировать», всесторонне укрепляя единение группы.

Ряд вопросов управления группой преподавателю целесообразно  решать в контакте со старостой, учитывая его знание статусно-ролевой структуры группы и индивидуальных особенностей студентов. К психологически изолированным студентам следует быть внимательным и осторожным в оценочных суждениях, не подчеркивать публично их недостатки.

Целесообразно практиковать задания, которые требуют от студентов  объединения усилий, разделение обязанностей, что рождает взаимную ответственность. На семинарских занятиях рекомендуются  разнообразные формы совместной работы. Введение коллективных форм учебной деятельности (наряду с индивидуальной) заметно увеличивает число деловых отношений в коллективах, при этом значительно расширяет взаимопомощь, доброжелательность.

Как показывают многочисленные исследования, эффективным средством  регуляции социально-психологического климата  в коллективе является групповой тренинг. Уже после первого сеанса социально-психологического тренинга в группе меняется поведение: уменьшается категоричность оценок, возрастает дружелюбие.

Таким образом,  все учебно-воспитательные мероприятия должны быть направлены на формирование здорового социально-психологического климата студенческой группы, как важный показатель качества социальной среды вуза. И кураторы, и преподаватели и психологи-консультанты могут сделать в этом отношении очень многое. 

 

Заключение 

Проблема климата  одно время была очень популярной в социологии и социальной психологии, но решалась она преимущественно  на прикладном уровне. Теоретически она  разработана слабо, одним из признаков  чего является не вполне размытое толкование самого феномена. В психологическом  климате главное – это влияние  различных сторон группой психологии (культуры) на жизнь и деятельность человеческой личности; в зависимости  от того, каково это влияние, таков  и климат. Здесь, поистине «человек – мера всех вещей».

Психологический климат студенческой группы является мощным стимулом учебной деятельности для  каждого студента. Вузовская практика показывает, что значительное число  студентов не могут раскрыть свои способности и вполне овладеть учебной  программой в составе группы, которая  не создает им психологического комфорта. Не участвуя в групповых формах учебной работы, они не овладевают важнейшими социально-психологическими компетенциями, абсолютно необходимыми для современного специалиста с высшим образованием.

От вуза, его профессорско-преподавательского состава зависит, каким будет  климат в студенческой среде, а, следовательно, и образовательная среда вуза в целом. 

 

 

 

Литература  

 

1. Зыкова П.М.  Влияние социально-психологического  климата студенческой группы  на успеваемость. / Дипломная работа. – М.: ГУУ, 2009.

2. Платонов К.К.  Проблемы управления психологическим  климатом коллектива // Социально-психологические  проблемы повышения эффективности  деятельности производственных  коллективов. Курган, 1977. – С.138 —  139.

3. Платонов Ю.П.  Основы социальной психологии. –  СПб., 2004. – С.310. 

 

Библиографическая ссылка: Утлик В.Э. Психологический климат студенческой группы // Инновации в образовании. №8. 2010. С 32-42


Информация о работе Психологический климат студенческой группы