Психологический портрет героя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 00:42, реферат

Описание

«Фауст» Гёте — выдающееся явление мировой культуры. Его своеобразие проявляется в обрисовке героя, мучимого разрывом между мечтой и действительностью. Гёте писал «Фауста» всю свою жизнь, вложив в поэму всё, чем жил сам, все свои впечатления, раздумья, познания…

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Основная часть. Психологический портрет Фауста по книге Гёте «Фауст»……..4
Заключение…………………………………………………………………………..10
Список используемой литературы…………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

псих.docx

— 31.89 Кб (Скачать документ)

       Акт пятый содержит развязку и ее философско-поэтическое  истолкование. Фауст приступает к  осуществлению своего плана, организует осушительные работы, борется с Нехваткой, Виной, Заботой, Нуждой (аллегорические образы). Вина, Нехватка, Нужда отступают, но остается Забота. Она ослепляет  Фауста, «но там, внутри, тем ярче свет горит». В мысли своей он зовет на работы «тысячу рук», веря, что их труд «свершится живо» [1, c.320]. В творческом труде для других и в предвидении результатов коллективных созидательных усилий Фауст находит высшую радость. Для него приходит пора итогов. Звучит знаменитый монолог финала трагедии:  

Лишь тот достоин  жизни и свободы,  
Кто каждый день за них идет на бой!  
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной  
Дитя, и муж, истарец пусть ведет,  
Чтоб я увидел в блеске силы дивной  
Свободный край, свободный мой народ!  
Тогда сказал бы я: мгновенье!  
Прекрасно ты, продлись, постой!  
И не смело б веков теченье  
Следа, оставленного мной!  
В предчувствии минуты дивной той  
Я высший миг теперь вкушаю свой [1, c.323]
 

       В старой хижине, в том месте, где  Фауст хочет установить маяк, живут  тихие старики, муж и жена, Филемон  и Бавкида, которые не хотят переселяться с привычного места. Мефистофель со своими подручными грубо врывается к ним в дом, и они умирают от испуга. Правда, и Фауст тут не невинен: ведь он сам сказал Мефистофелю, чтобы тот любым путем устранил помехи его планам; Мефистофель же, воспользовавшись этим, поспешно уничтожает хижину стариков, причем погибает еще и странник, нашедший приют в этой хижине.  
Мефистофель плохой помощник Фаусту в его созидательной деятельности. Трое сильных, в образе которых Гёте дал обобщенное изображение буржуазного хищничества, думают только о добыче: «Ну, это всё Нам прах и дым: По равной части Мы хотим» [1, c.310]. Фауст хочет идти другим, человечным путем.

       Знаменательно, что свой высший миг Фауст обретает не в успокоенности, а в движении вперед, не в достижении цели, а в  предвидении ее достижения. Он не хочет  останавливать мгновение. Да это  и невозможно, как невозможно остановить течение жизни. Обусловленная договором  формула звучит в устах Фауста в сослагательном наклонении: не как  утверждение, а как допущение, предположение.

       В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел  картины свободного расцвета родного  края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Все мечты оказываются  напрасными. Труд и несомое им благо  – такая же иллюзия, как и всё  остальное. Звук лопат, который слышит Фауст, оказывается стуком заступов лемуров, роющих ему могилу. Мефистофель  радостно суетится, полагая, что формула  произнесена, и, значит, он выиграл спор.

       Он  дает свою характеристику и понимание Фауста и его жизни:  

Нигде, ни в чем  он счастьем не владел,  
Влюблялся лишь в свое воображенье;  
Последнее он удержать хотел,  
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье! [1, c.323]  

       Но  и умирая, Фауст одерживает над  ним победу. Ангелы отнимают у Мефистофеля  душу Фауста. Действие переносится  на небо, где происходило и действие пролога. Со словами пролога «Блуждает  человек, пока в нем есть стремленья» [1, c.42] перекликаются слова финала: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение. 

       Подходы к структуре личности в различных  теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки[2, c. 290].

       Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его  успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения  и отношения людей. Эти понятия  являются относительно постоянными  у человека и в своей совокупности представляют собой  психологический  портрет личности[2, с. 290].

       Психологический портрет личности предполагает комплексную  психологическую характеристику человека, содержащую описание его внутреннего  склада и возможных поступках  в определенных значимых обстоятельствах.

       Рассмотрев  в данной работе чувства, мысли, желания  и поведение героя в определенных ситуациях, можно прийти к выводу, что Фауста можно назвать человеком нового времени, времени разума и деяний, он постоянно жаждал практических дел.

        
... Две души живут во мне,  
И обе не в ладах друг с другом.  
Одна, как страсть любви, пылка  
И жадно льнет к земле всецело,  
Другая вся за облака  
Так и рванулась бы из тела [1, c.437]. ..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы:

        
1. Гете И.В. Фауст (пер. Н. Холодковского). – Минск: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения БССР, 1956.Эккерман И.П. Разговоры с Гете. - М., 1981.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

3. Лейтес Н. От Фауста до наших дней. – М.: Просвещение, 1987. – С.10-34.  
4. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. - М., 1981

Информация о работе Психологический портрет героя