Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 00:42, реферат
«Фауст» Гёте — выдающееся явление мировой культуры. Его своеобразие проявляется в обрисовке героя, мучимого разрывом между мечтой и действительностью. Гёте писал «Фауста» всю свою жизнь, вложив в поэму всё, чем жил сам, все свои впечатления, раздумья, познания…
Введение………………………………………………………………………………3
Основная часть. Психологический портрет Фауста по книге Гёте «Фауст»……..4
Заключение…………………………………………………………………………..10
Список используемой литературы…………………………………………………11
Акт
пятый содержит развязку и ее философско-поэтическое
истолкование. Фауст приступает к
осуществлению своего плана, организует
осушительные работы, борется с Нехваткой,
Виной, Заботой, Нуждой (аллегорические
образы). Вина, Нехватка, Нужда отступают,
но остается Забота. Она ослепляет
Фауста, «но там, внутри, тем ярче
свет горит». В мысли своей он
зовет на работы «тысячу рук», веря,
что их труд «свершится живо» [1, c.320]. В
творческом труде для других и в предвидении
результатов коллективных созидательных
усилий Фауст находит высшую радость.
Для него приходит пора итогов. Звучит
знаменитый монолог финала трагедии:
Лишь тот достоин
жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, истарец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье!
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа, оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свой [1, c.323]
В
старой хижине, в том месте, где
Фауст хочет установить маяк, живут
тихие старики, муж и жена, Филемон
и Бавкида, которые не хотят переселяться
с привычного места. Мефистофель со
своими подручными грубо врывается к ним
в дом, и они умирают от испуга. Правда,
и Фауст тут не невинен: ведь он сам сказал
Мефистофелю, чтобы тот любым путем устранил
помехи его планам; Мефистофель же, воспользовавшись
этим, поспешно уничтожает хижину стариков,
причем погибает еще и странник, нашедший
приют в этой хижине.
Мефистофель плохой помощник Фаусту в
его созидательной деятельности. Трое
сильных, в образе которых Гёте дал обобщенное
изображение буржуазного хищничества,
думают только о добыче: «Ну, это всё Нам
прах и дым: По равной части Мы хотим» [1,
c.310]. Фауст хочет идти другим, человечным
путем.
Знаменательно, что свой высший миг Фауст обретает не в успокоенности, а в движении вперед, не в достижении цели, а в предвидении ее достижения. Он не хочет останавливать мгновение. Да это и невозможно, как невозможно остановить течение жизни. Обусловленная договором формула звучит в устах Фауста в сослагательном наклонении: не как утверждение, а как допущение, предположение.
В финале Фауст изображен слепым. Гёте дает этим понять, что Фауст видел картины свободного расцвета родного края не наяву, а мысленным взором. В реальности же к нему приближается смерть. Все мечты оказываются напрасными. Труд и несомое им благо – такая же иллюзия, как и всё остальное. Звук лопат, который слышит Фауст, оказывается стуком заступов лемуров, роющих ему могилу. Мефистофель радостно суетится, полагая, что формула произнесена, и, значит, он выиграл спор.
Он
дает свою характеристику и понимание
Фауста и его жизни:
Нигде, ни в чем
он счастьем не владел,
Влюблялся лишь в свое воображенье;
Последнее он удержать хотел,
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье! [1, c.323]
Но
и умирая, Фауст одерживает над
ним победу. Ангелы отнимают у Мефистофеля
душу Фауста. Действие переносится
на небо, где происходило и действие
пролога. Со словами пролога «Блуждает
человек, пока в нем есть стремленья» [1,
c.42] перекликаются слова финала: «Чья жизнь
в стремлениях прошла, того спасти мы можем».
Заключение.
Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки[2, c. 290].
Способности
понимаются как индивидуально устойчивые
свойства человека, определяющие его
успехи в различных видах
Психологический портрет личности предполагает комплексную психологическую характеристику человека, содержащую описание его внутреннего склада и возможных поступках в определенных значимых обстоятельствах.
Рассмотрев
в данной работе чувства, мысли, желания
и поведение героя в
... Две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела [1, c.437]. ..
Список используемой литературы:
1. Гете И.В. Фауст (пер. Н. Холодковского).
– Минск: Государственное учебно-педагогическое
издательство Министерства просвещения
БССР, 1956.Эккерман И.П. Разговоры с Гете.
- М., 1981.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.
3. Лейтес
Н. От Фауста до наших дней. – М.: Просвещение,
1987. – С.10-34.
4. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. - М., 1981