Психологический портрет руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить личностные качества руководителя и на основе изученной теории составить психологический портрет руководителя организации ООО «ФПК ФОР-Электро».
Для достижения поставленных целей нам нужно выполнить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы изучения психологического портрета руководителя;
• выявить личностные качества руководителя;
• составить психологический портрет руководителя ООО «ФПК ФОР-Электро».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологического
портрета руководителя………………………………………………………… 5
1.1 Теоретические подходы к изучению личности руководителя……5
1.2 Личностные качества руководителя как основные
составляющие психологического портрета………………………………8
1.3 Три стиля руководства………………………………………………...12
Глава 2. Анализ психологического портрета директора организации
ООО «ФПК ФОР-Электро»……………………………………………………15
2.1. Темперамент……………………………………………………………16
2.2. Характер………………………………………………………………..18
2.3. Организаторские способности и коммуникабельность……………20
2.4. Волевые качества……………………………………………………...20
2.5. Эмоциональная устойчивость………………………………………..21
2.6. Уровень самоконтроля в общении ………………………………….22
2.7. Интеллект руководителя и его умение мыслить……………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………….25
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.03 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения психологического

портрета руководителя………………………………………………………… 5

 

    1. Теоретические подходы к изучению личности   руководителя……5
    2. Личностные качества руководителя как основные

составляющие психологического портрета………………………………8

    1. Три стиля руководства………………………………………………...12

 

Глава 2. Анализ  психологического портрета  директора организации 

 ООО «ФПК ФОР-Электро»……………………………………………………15

 

2.1. Темперамент……………………………………………………………16

2.2. Характер………………………………………………………………..18

2.3. Организаторские способности  и коммуникабельность……………20

2.4. Волевые качества……………………………………………………...20

2.5. Эмоциональная устойчивость………………………………………..21

2.6. Уровень самоконтроля  в общении ………………………………….22

2.7. Интеллект руководителя  и его умение мыслить……………………22

 

Заключение………………………………………………………………………24

Список используемой литературы…………………………………………….25

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

 

Введение

В настоящее время управление организацией осуществляется в условиях ускоряющихся темпов развития производства, сжатия сроков и развития технологий. В современной жизни наблюдается  острое противоречие требованиям радикальных  перемен и неадекватными запоздалыми  действиями руководящих кадров, преобладанием  устаревшего стиля их мышления и  деятельности. На фоне усиливающейся  конкуренции, стремлений организаций  к росту и внедрения инноваций  особую значимость приобретает умелое и грамотное управление, и в  частности, деятельность руководителя организации.

Руководители в разных сферах и на разных уровнях управления подвергаются все возрастающему  воздействию информационных, социальных, психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера. Управленческая деятельность характеризуется необходимостью принятия решений в ситуации жесткой  временной ограниченности и информационной неопределенности. А также необходимостью одновременного выполнения многих действий и решения многих задач, в ситуации неопределенности, нехватки времени  и других ресурсов. Постоянный дефицит  времени при возрастающей интенсивности труда - явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. В свою очередь, это является причиной того, что современный руководитель находится в состоянии постоянного стресса, хронической усталости, и как следствие - возникновение различных психологических и соматических заболеваний. Одним из основных способов устранения этих негативных факторов является организация руководителем себя и своей деятельности во времени. Вместе с тем, при правильном планировании рабочего времени повышается эффективность деятельности как отдельно взятого руководителя, так и организации в целом, что увеличивает значимость временного фактора в осуществлении управленческой деятельности.

Многие ключевые моменты, а также психологические особенности руководителя в современном обществе во взаимосвязи с предъявляемыми требованиями организацией, остаются недостаточно изученными. В этой связи актуальными становятся вопросы проведения психодиагностики индивидуально-психологических особенностей личности руководителей в целях повышения эффективности, как самого руководителя, так и как следствие эффективности работы всей организации.

Изучение психологического портрета руководителя является актуальной проблемой в управленческой психологии.  Для того чтобы решить вопрос, каким  должен быть эффективный руководитель, нужны  знания того какие люди в  данный момент являются управленцами, какими качествами они обладают и  как эти особенности влияют на их деятельность.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить личностные качества руководителя и на основе изученной теории составить психологический портрет руководителя организации ООО «ФПК ФОР-Электро».

Для достижения поставленных целей нам нужно выполнить  следующие задачи:

    • рассмотреть  теоретические основы  изучения психологического портрета руководителя;
    • выявить личностные качества руководителя;
    • составить психологический портрет  руководителя ООО «ФПК ФОР-Электро».

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения психологического портрета руководителя

 

    1. Теоретические подходы к изучению личности руководителя

 

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.1

В настоящее время существуют различные  подходы к изучению личности руководителя.2

Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств, для конкретной должности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества.

Близким по содержанию к указанному выше подходу является конкурентный подход. Он предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. Поиск этих личностных свойств осуществляется путем сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней.

Парциальный подход сформирован в ходе практической деятельности психологов и предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде. Формирование личности руководителя связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность. При этом особое внимание уделяется исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач.

Инженерно-психологический подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.

Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся “концептуальных моделей” деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.

Многочисленные исследования личности руководителя осуществлены в социально-психологическом подходе. Здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя производственной организации, изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, организаторский потенциал и направленность руководителя, прогнозирование профессионального развития, управленческое взаимодействие и воздействие, социально-перцептивные процессы в управлении; ролевые конфликты и социально-психологическая ориентировка.

Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов развития личности руководителя выделяют комплексное (оценка деятельности во всем объеме ее функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание.

Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций.

Опираясь на разработанную динамическую функциональную структуру личности руководителя, где основными подструктурами стали психофизиологическая, психологическая, социальная, выделили общую и специальную структуру личности. Если общей можно считать эту трехкомпонентную структуру, то специальной структурой личности руководителя являются следующие подструктуры: идейно-политические качества, профессиональная компетентность руководителя, организаторские и педагогические способности, морально-этические качества.

Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта.

В условиях изменения форм собственности  происходит интенсивное формирование экономико-психологического подхода к изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей. Обращается внимание на разработку структуры личности руководителя-предпринимателя, его ценностные и экономические ориентации, мотивацию и ответственность, деловую активность, субъективный экономический статус, психосоциальную идентификацию, представления о феномене доверия , личностные качества, самооценки и отношение к изменению формы собственности.

Интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей. Позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении. При этом особенности управленческой деятельности конкретного руководителя определяются интегрально-функциональными качествами, общей интегральной способностью к руководству, Я-концепцией, особенностями профессионального самосознания.

Акмеологический подход нацелен на разработку профессиограмм различных типов руководителей, структур профессионала-руководителя во взаимосвязи с образом мира, психолого-акмеологической модели формирования профессионального самосознания личности руководителя.

 

    1. Личностные качества руководителя как основные составляющие психологического портрета.

 

Как правило,  профессии с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Доктор психологических наук, профессор Карпов Анатолий Викторович  к главным факторам успешности профессиональной деятельности управленца относит такие характеристики, которые обозначает понятием менеджерских характеристик и подразделяет их на две группы: 3

  • общесоциальные (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.)
  • собственно личностные свойства «успешного руководителя».

Качества руководителя - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности. 

В свою очередь, талант руководителя определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально  важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики руководителя.

На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. 4 Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными являются:

  1. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
  2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
  3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
  4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
  6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств  следует отметить такие как:5

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;

Информация о работе Психологический портрет руководителя