Психологический портрет руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить личностные качества руководителя и на основе изученной теории составить психологический портрет руководителя организации ООО «ФПК ФОР-Электро».
Для достижения поставленных целей нам нужно выполнить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы изучения психологического портрета руководителя;
• выявить личностные качества руководителя;
• составить психологический портрет руководителя ООО «ФПК ФОР-Электро».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологического
портрета руководителя………………………………………………………… 5
1.1 Теоретические подходы к изучению личности руководителя……5
1.2 Личностные качества руководителя как основные
составляющие психологического портрета………………………………8
1.3 Три стиля руководства………………………………………………...12
Глава 2. Анализ психологического портрета директора организации
ООО «ФПК ФОР-Электро»……………………………………………………15
2.1. Темперамент……………………………………………………………16
2.2. Характер………………………………………………………………..18
2.3. Организаторские способности и коммуникабельность……………20
2.4. Волевые качества……………………………………………………...20
2.5. Эмоциональная устойчивость………………………………………..21
2.6. Уровень самоконтроля в общении ………………………………….22
2.7. Интеллект руководителя и его умение мыслить……………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………….25
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.03 Кб (Скачать документ)

Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;

Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности руководителя в зависимости от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для  деятельности руководителя коммуникативные качества:

  • способность к кооперации и групповой работе;
  • поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
  • социальная компетентность при реализации своих целей.

Мотивационно - волевые качества:

  • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
  • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
  • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
  • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Эмоционально-волевые качества:

Наиболее важным качеством руководителя является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Значимым для характеристики эмоционально-волевой  регуляции негативных состояний  в деятельности руководителя является и общее понятие эмоциональной резистентности, т.е устойчивости личности. В целом это сложное психическое образование характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать и оценивать ситуации как потенциально опасные и, следовательно, эмоциогенные. Величиной резонанса определяется общая картина поведения личности в той или иной ситуации. Одни люди склонны преувеличивать эмоциогенность ситуаций – гиперэмоциональная оценка, другие её занижать – гипоэмоциональная оценка. Безусловно, в общем плане наиболее адекватным является некоторый средний – уравновешенный тип реагирования на ситуации – адекватноэмоциональный.6

Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки.

Все перечисленные личностные особенности оказывают непосредственное влияние на формирование образа руководителя.

 

    1. Три стиля руководства

 

При работе  с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов  формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени  зависит также от склада личности руководителя и от ситуации.

Различают три основных стиля руководства:7

    • авторитарный
    • демократический
    • либеральный

При авторитарном  стиле руководитель замыкает все связи на себе,  а своим подчиненным предоставляет лишь  минимум информации. 

Достоинством авторитарного  стиля  руководства  является централизация  воздействий на коллектив.  Главный  недостаток такого руководства - возможная неудовлетворенность сотрудников, которые могут прийти к выводу, что их творческие силы не находят должного применения.

При демократическом стиле руководства к разработке и принятию решений широко привлекаются члены коллектива,  наиболее полно используются коллективные формы обсуждения, согласования и контроля.

Преимущества демократического стиля  руководства  -  благоприятные  условия для инициативы сотрудников  и их удовлетворенность работой.

Недостатки стиля -  он непригоден в ситуациях,  когда нет времени  для  дискуссий  и обсуждений, когда требуется быстрое единоличное  решение.

Выделяют также либеральный стиль руководства, который характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Руководитель выступает в данном случае в роли посредника при осуществлении контактов между своим и другими коллективами, обеспечивает подчиненных информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы.

Либеральный стиль руководства  может использоваться только в тех  случаях, когда цели и работа подчиненных  имеет индивидуализированный творческий характер. Либеральный тип руководства  чаще применим в научно-исследовательских  коллективах,  где  требуется  высокая творческая активность и значительная самостоятельность.

 

 

Деятельность современного руководителя является многоплановой. Она соединяет  деятельность по определению основных целей организации и её подразделений, а также путей их достижения, стратегии развития: влияние на подчинённых, выполнение определённых функций как по отношению к подчинённым и организации в целом, так и по отношению к выше стоящим органам. Наилучшим можно считать руководителя, сочетающего в себе эмоциональные, деловые и информационные качества.

Таким образом, руководитель, обладающий способностью эффективно общаться, является наиболее предпочитаемым подчиненными, а значит, более успешным управленцем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ психологического портрета директора организации ООО «ФПК ФОР-Электро»

 

При изучении теоретических основ было выявлено, что важнейшей составляющей психологического портрета руководителя являются его личностные характеристики.

Для того чтобы составить  психологический портрет и дать ем оценку нужно произвести ряд исследований по выявлению тех самых качеств, которые являются основой эффективного руководителя.

Объектом исследований является директор небольшой фирмы по продаже  промышленного оборудования ООО  «ФПК ФОР-Электро», Максимов Олег Валерьевич (см. Приложение 4) .

Максимов О.В., 1968 года рождения, обладатель диплома о высшем медицинском  образовании. Женат, имеет трех детей. Является директором фирмы ООО «ФПК ФОР-Электро» с 2006 года.

Олег Валерьевич является линейным руководителем и в его  подчинении находятся 10человек: 5 менеджеров по продажам, 1 бухгалтер, 2 грузчика, 1 водитель и 1 офис-менеджер.

Итак, моя задача составить  психологический портрет. За его  основу я взяла следующие компоненты:

 

    • темперамент;
    • характер;
    • организаторские способности и коммуникабельность;
    • волевые качества;
    • эмоциональная устойчивость;
    • уровень самоконтроля;
    • интеллект руководителя и его умение мыслить.

 

2.1. Темперамент

 

Выделяют четыре типа темперамента:8

Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

В результате теста Айзенка, на выявление темперамента я  могу сказать, что объект исследования обладает темпераментом холерика9 (см. Приложение 1).

Такой руководитель имеет авторитарный стиль управления, с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного.

Руководителю - холерику не нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит, собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.

Холерик — активный и  энергичный руководитель, с высокой моти-нацией и «горящими глазами». Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлым трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками. А те сотрудники, которые не смогли «ускориться», грустно говорят про своего руководителя: «Он за километр бежит впереди, а мы плетемся позади», — или увольняются. Постепенно происходит «стихийный отбор».

 

2.2. Характер

 

Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию  характеров, в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).10

Такая классификация выглядит, казалось бы, просто, но основывается на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека.

Информация о работе Психологический портрет руководителя