Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:24, курсовая работа
Объект исследования.
Психологическое консультирование и интернет.
Предмет исследования.
Комплексным предметом исследования является психологическая технология Интернет-консультирования.
Цель исследования.
Целью исследования является изучение психологических содержательных особенностей технологии психологического Интернет-консультирования.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Содержательные особенности Интернет-консультирования………6
1.1. Понятия психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете ……………………………………………….6
1.2. Степень изученности проблемы психологического Интернет-консультирования на современном этапе ……………………………………11
Глава II. Процессуальная специфика Интернет-консультирования………..18
2.1. Модели и способы оказания психологической помощи в Интернете …18
2.2. Технологические приемы психологического консультирования в Интернете……………………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….35
Список литературы………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский
государственный университет
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Эколого-гуманитарный факультет
Кафедра социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Психологическое консультирование»
Психологическое
консультирование и интернет
Улан-Удэ,
2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Содержательные особенности Интернет-консультирования………6
1.1. Понятия психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете ……………………………………………….6
1.2. Степень изученности проблемы психологического Интернет-консультирования на современном этапе ……………………………………11
Глава II. Процессуальная
специфика Интернет-
2.1. Модели и способы оказания психологической помощи в Интернете …18
2.2. Технологические
приемы психологического консультирования
в Интернете………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность.
Интернет-консультирование активно формируется в наше время в качестве новой технологии психологического консультирования, что обусловливает своевременность и важность его научного психологического изучения на современном этапе развития практики психологического консультирования.
Степень научной разработанности.
При написании курсовой работы были использованы труды следующих авторов: Ф.Е. Василюк «Психология переживания», А.Ф. Бондаренко «Психологическая помощь; теория и практика», в данных работах приведены основные понятия, положения психологического консультировния в интернете; И. Ялом «Лжец на кушетке», автор в своей работе рассматривает положительные и отрицательные стороны интернет – консультирования; модели и способы оказания психологической помощи в интернете были рассмотрены в трудах: С.Д. Хачатуряна «Психологические условия эффективности функционирования», Р.А. Кочунаса «Основы психологического консультирования»; основные приемы психологического консультирования в интернете приводят такие авторы: Р. Мэй «Искусство психологического консультирования» А.Н. Елизаров «Концепции и методы психологической помощи»
Объект исследования.
Психологическое консультирование и интернет.
Предмет исследования.
Комплексным предметом исследования является психологическая технология Интернет-консультирования.
Цель исследования.
Целью исследования является изучение психологических содержательных особенностей технологии психологического Интернет-консультирования.
Гипотеза исследования.
Современные
диагностические методики могут
быть легко реализованы в online-
Задачи исследования.
1) Выяснить современные представления о целях, принципах и консультационном контакте в классическом психологическом консультировании;
2) Осветить степень изученности и разработанности проблемы психологических консультаций в Интернете на сегодняшний день;
3) Проследить историю развития психологической помощи в Интернете;
4) Выявить модели, способы и технологические приемы оказания психологической помощи в Интернете;
5) Изучить виды и формы психологического консультирования в Интернете;
6) Раскрыть содержательную специфику и процессуальные особенности психологического Интернет-консультирования.
Методы исследования.
Для решения поставленных нами в исследовании задач, мы применили следующие методы исследования:
1)
метод рефлексивного
2) фактологический метод (исследование фактических характеристик анализируемого явления путем непосредственного эмпирического изучения (наблюдения) его содержательных особенностей и процессуальной специфики));
3) библиографический метод (системный комплексный анализ научной психологической литературы, - литературы, посвященной психологическому консультированию вообще и Интернет-консультированию в частности);
4) метод сравнительного анализа;
5) интерпретационный метод.
Объем и структура курсовой работы.
Курсовое
исследование состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава I. Содержательные особенности Интернет-консультирования
Психологическое консультирование – это психологическая работа с переживаниями человека, с тем, что психически составляет его внутренний мир. Есть точка зрения, что переживания человека практически не поддаются «обработке», мы полагаем обратное. Здесь нам близок подход Ф.Е. Василюка, который утверждает: «… процессом переживания можно в какой-то мере управлять — стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности — или по крайней мере не шел патологическим или социально неприемлемым путем. Переживание, таким образом, составляет основной предмет приложения усилий практического психолога, помогающего личности в ситуации жизненного кризиса. А раз так, то для построения теоретического фундамента психологической практики вполне естественно процесс переживания сделать центральным предметом общепсихологического исследования проблемы преодоления критических ситуаций».2
Как
правило, любое определение
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. 5.Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии.3
Основоположник клиент-центрированной терапии, известный американский психотерапевт Карл Роджерс, выделил три основных принципа этого психотерапевтического направления:
а) каждая личность обладает
безусловной ценностью и
б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Что же касается Интернет-консультирования, то пока не существует отдельных его определений. Тем не менее, можно выделить отдельные специфические особенности Интернет-консультирования.
Это, во-первых, то, что процесс Интернет-консультирования имеет двустороннюю содержательную специфику относительно критерия анонимность/публичность личности клиента. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете (в чате, «где», как правило, и осуществляется Интернет-консультирование) клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («инком»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно именем), то все равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами по стране (специфика Интернет-консультирования еще и в том, что оно географически огромно) сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиента публичен, так как такое консультирование происходит, как правило, в чатах или на форумах, «где» видны все вопросы клиента (причем вопросы конкретного клиента «идут» под его конкретным «инком») и ответы консультанта. Таким образом, создается публичность процесса Интернет-консультирования, потому что все кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят на экранах своих мониторов «процесс Интернет-консультирования» (кавычки условны, так как для этих лиц виртуальная реальность не менее реальна, чем буквальное, материальное их окружение), - наблюдают порядок и последовательность вопросов и ответов и оценивают их содержание.
Во-вторых, содержательной особенностью Интернет-консультирования является его интерактивный характер. В процессе Интернет-консультирования, его участники (в первую очередь клиенты, но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем. Причем, это может происходить как в произвольном (свобода самовыражения (во всех смыслах, - и «технически» и личностно, - с точки зрения безопасности «самопроявления»), - еще одна специфическая особенность процесса Интернет-консультирования)), так и в «заданном» порядке, - тогда, когда уже известные друг другу участники (при групповом варианте Интернет-консультирования) обсуждают, с помощью психолога-консультанта (пожалуй единственное значимое отличие консультационных чатов и форумов от «обычных»), общие для них всех проблемы.
В-третьих, содержательной особенностью (описываем именно содержательные стороны изучаемого явления, так как, например, его дешевизна, тоже являющаяся специфической особенностью «электронных» консультаций, представляется нам не содержательным условием, а «материальным», финансовым фактором) Интернет-консультирования является его доступность, куда включаются, прежде всего, психологическое удобство и физический комфорт (клиент сидит дома за своим персональным компьютером) для пользователя Интернет-консультирования. Здесь ярко проявляется возможность для клиента функционально быстро (легкость принятия решения) «войти в чат» - что не обуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникам процесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате» (максимум известно количество человек в режиме он-лайн «присутствующих» на чате или форуме). Все это приводит к тому, что у любого участника удовлетворяется потребность в психологической безопасности, что, безусловно, очень важно в процессе любого рода личностной коммуникации.
В-четвертых,
смысловую специфику Интернет-
Информация о работе Психологическое консультирование и интернет