Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа
Гипотеза: мы предположили, что работники перинатального центра не предрасположены к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях .
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Раскрыть сущность и работу горя.
Введение ………………………………………………………………...3
Глава 1. Классические подходы к процессу утраты и горяю….…6
1.1.Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях. ………………………….……. 6
1.2.Концепция Д.В. Вордена в консультировании…………………...15
горюющих клиентов
1.3 Этапы горя…………………………………………………………..18
Глава2.Эмпирическое исследование личности в период переживания горя либо утраты………………………………………………………32
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования……...32
2.2Анализ и интерпретация результатов предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях………………………………………………..33
Заключение. …………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………
Курсовая работа
по дисциплине:
Психология трудных и экстремальных ситуаций.
Психологическое сопровождение личности в период переживания горя.
Содержание
Введение ………………………………………………………………...3
Глава 1. Классические подходы к процессу утраты и горяю….…6
1.1.Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях. ………………………….……. 6
1.2.Концепция Д.В. Вордена в консультировании…………………...15
горюющих клиентов
1.3 Этапы горя…………………………………………………………..18
Глава2.Эмпирическое исследование личности в период переживания горя либо утраты………………………………………………………32
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования……...32
2.2Анализ и интерпретация результатов предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях………………………………………………..33
Заключение. …………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………...37
Приложение
Введение
Актуальность. Существует так много непреодолимых внешних препятствий для нашей полноценной жизни: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил.Мы все стоим перед лицом этих потерь и боремся с ними, кто как может. Но потери, за которые мы не отвечаем сами, потому что не знаем вовремя, что возможно или чего мы больше всего хотим, - эти потери самые мучительные, о них горше всего размышлять.
Дж. Бьюдженталь
Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошённому утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Всё это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей.
Но что такое переживание горя? Поток ли это чувств и мыслей, который проходит через наше сознание, пассивно претерпевающее происходящее, или мы что-то делаем, производим какую-то работу, иногда незаметную для самих себя, чтобы вызвать в себе те или другие состояния, либо избавиться от них? Это непростой вопрос.
Может ли психология помочь в поиске этих ответов?
«Страх, тоска, печаль – разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям», - говорил академик И.П. Павлов – первый среди физиологов мира нобелевский лауреат. Эти проявления эмоций подрывают энергетику организма, угнетают и ограничивают компенсаторные процессы, иммунные реакции и пр.
Речь идёт об изучении психологических последствий переживания людьми ситуаций, с которыми человечество сталкивается на протяжении всей истории своего существования. К травмам, которые могут вызвать состояние острого горя, мы относим:
смерть одного из родителей или обоих (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды);
смерть одного из супругов, членов семьи;
аварии или катастрофы;
развод;
утрата отношений (в т.ч. дружеских привязанностей), ссора с близким другом;
гибель домашнего животного;
измена, предательство;
утрата невинности (сексуальное насилие, обьюзы);
события в стране и за рубежом (создают ощущение нестабильности, нарушают состояние базовой безопасности). 18.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы появилось большое количество лиц, нуждающихся в оказании квалифицированной психологической помощи. Связано это с резко возросшей интенсивностью факторов среды жизнедеятельности человека, приобретающих характер стрессовых влияний и требующих от человека значительного адаптационного напряжения.
Цель исследования: анализ и систематизация подходов по работе с человеком, переживающим горе.
Объект исследования: 10 женщин в возрасте от 23 до 35 лет. Исследование проводилось на базе перинатального центра г. Электросталь, Московской области (см. приложение 1).
Предмет исследования:уровень стрессоустойчивости при переживание горя человеком.
Гипотеза: мы предположили, что работники перинатального центра не предрасположены к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях .
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Раскрыть сущность и работу горя.
3. Выявить цели и задачи процесса горевания и потери (так называемые «терапевтические мишени») в работе с человеком, переживающим горе.
Методики:
1.Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»
А. Волков, Н. Водопьянова.
Глава 1. Классические подходы к процессу утраты и горя
1.1 .Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях.
Горе – универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или что-либо другое. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта – специфический психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно утратил субъект 26.
В зарубежной литературе существует несколько психотерапевтических направлений по изучению феномена горя, одной из которых является психоаналитическая теория, предложенная З. Фрейдом.
Психоаналитическая теория.
Обратимся к попытке З. Фрейда объяснить механизмы работы печали. « … Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять всё либидо, связанное с этим объектом… Но требование её не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нём совершается освобождение либидо» 31, с. 205. Итак, Фрейд остановился перед объяснением феномена боли, да и что касается самого гипотетического механизма работы печали, то он указал не на способ его осуществления, а на «материал», на котором работа проводится, - это «воспоминания и ожидания», которые «приостанавливаются» и «приобретают повышенную активную силу».
«Далее не представляется трудным реконструировать этот процесс. Сначала имел место выбор объекта, привязанность либидо к определённому лицу; под влиянием реального огорчения или со стороны любимого лица наступило потрясение этой привязанности к объекту. Следствием этого было не нормальное отнятие либидо от этого объекта и перенесение его на новый, а другой процесс, для появления которого, по-видимому, необходимы многие условия. Привязанность к объекту оказалась малоустойчивой, она была уничтожена, но свободное либидо не было перенесено на другой объект, а возвращено к «я». Однако здесь оно не нашло какого-нибудь применения, а послужною только к идентификации (отождествлению) «я» с оставленным объектом. Тень объекта пала, таким образом, на «я», которое в этом случае рассматривается упомянутой особенной инстанцией так же, как оставленный объект. Таким образом, потеря объекта превратилась в потерю «я», и конфликт между «я» и любимым лицом превратился в столкновение между критикой «я» и самим изменённым, благодаря отождествлению, «я» 31.
Таким образом, потеря значимого объекта постоянно активизирует в человеке различного рода внутренние попытки сопротивляться реальности потери либо путём её отрицания, либо путём замещения объекта потери новым объектом, либо попыткой сохранить его посредством различных форм интернализации. Конечный результат будет зависеть от природы отношений к утраченному объекту, а также от форм интернализации или других ранее использовавшихся механизмов и от того, насколько успешным было их использование.
С момента выхода работы Фрейда «Печаль и меланхолия» (1917) траур и депрессия считаются двумя главными альтернативами человеческого способа справиться с потерей значимых объектов. Другими предложенными и описанными в качестве главных альтернативами были отрицание потери или её значения с идеализацией утраченного объекта или без таковой, быстрая замена его новым объектом, патологическая печаль по «связанным» с ним объектам или идеям, развитие соматического или психосоматического заболевания, а также пристрастие к алкоголю, наркотикам или перееданию 28. Согласно общепринятому мнению, чем в большей степени инфантильно, зависимо и амбивалентно отношение субъекта к утраченному объекту, тем больше вероятность того, что вместо более или менее нормального процесса траура (mourning process) его реакцией на потерю будет одна или сразу несколько патологических альтернатив.
По нашему мнению, начиная со статьи Фрейда «Печаль и меланхолия», появляется понятие горя как отнятия либидо от объекта: психическая энергия сосредотачивается на любимом человеке, и когда он умирает, эту энергию надо оторвать от умершего человека и передать её другим объектам. « С глаз долой – из сердца вон». Задача печали – забывание. Умерший человек должен быть забыт ради тех, кто живёт. В этом состоит логика Фрейда.
Следующим фундаментальным по значению направлением мы считаем экзистенциальный подход, представителями которого являются такие зарубежные исследователи как И. Ялом, А. Лэнгле, В. Франкл и др.
Экзистенциальный подход.
Виктор Франкл, создатель логотерапии, считает, что человек при столкновении с безвыходной и неотвратимой ситуацией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, имеет возможность актуализировать свою высшую ценность, осуществить глубочайший смысл, смысл страдания.
Страдая от какого-либо жизненного обстоятельства, мы внутренне отворачиваемся от него, создаём дистанцию между своей личностью и этим обстоятельством. Пока мы страдаем от состояния, которого не должно быть, мы находимся в напряжении между фактическим бытием, с одной стороны, и бытием, которое должно быть, - с другой. Страдание создаёт, следовательно, плодотворное напряжение, заставляя человека чувствовать то, чего не должно быть как такового. Такое состояние возможно приведет к затяжному стрессу либо к понижению стрессоустойчивости.
На биологическом уровне боль считается бдительным сторожем. В области душевно-духовного она выполняет аналогичную функцию. То, от чего страдание должно уберечь человека, - это апатия, душевная вялость. «Пока мы страдаем, мы остаёмся душевно живыми. В страдании мы даже зреем, вырастаем в нём – оно делает нас богаче и сильнее» 30, с. 110. Человек, который пытается отвлечься от несчастья или оглушить себя, не решает проблемы, не устраняет несчастье из мира; то, что он устраняет из мира, - это скорее лишь следствие несчастья, лишь состояние неудовольствия. По мнению В. Франкл считает, что принцип удовольствия здесь является лишь искусственной психологической конструкцией, а не феноменологическим фактом; человек в действительности всегда стремится быть душевно «живым», испытывая радость или печаль, а не погружаться в апатию. Парадоксальность того, что страдающий меланхолией и печалью, которые делают его эмоционально холодным и внутренне омертвелым, страдает от неспособности к страданию, является, следовательно, лишь психопатологической парадоксальностью; в экзистенциальном анализе страдание предстаёт как составная часть жизни, как её неотъемлемая часть.
Виктор Франкл в своей работе «Поиск смысла жизни и логотерапия» приводит следующий пример. «Однажды пожилой практикующий врач консультировался у меня по поводу своей серьёзной депрессии. Он не мог пережить потерю своей супруги, которая умерла два года назад и которую он любил больше всего на свете. Но как я мог помочь ему? Что я мог ему скзать? Я отказался вообще от каких-либо разговоров и вместо этого поставил перед ним вопрос: «Что было бы, доктор, если бы Вы умерли первым, а жена Ваша осталась бы в живых?» «О, - сказал он, - для неё это было бы ужасно, как бы она страдала!» После этого я заметил: «Видите, доктор, каким страданием ей бы это обошлось, и именно Вы заставили бы её так страдать. Но теперь Вы платите за это, оставшись в живых и оплакивая её». Он не сказал ни слова, только пожал мне руку и молча ушёл. Страдание каким-то образом перестало быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл, как, например, смысл жертвенности. … Я не мог изменить его судьбу и не мог возвратить ему супругу. Но в тот момент я сумел изменить его отношение к своей неизменной судьбе. Именно с этого мгновения он смог, наконец, увидеть смысл своего страдания.» 37, с. 17.
Следовательно, смысл судьбы, которую человеку суждено выстрадать, состоит, во-первых, в том, чтобы обрести свой образ, и, во-вторых, в том, чтобы быть принятой как данность, если это необходимо. Экзистенциальный анализ, таким образом, помогает человеку сменить привычный подход к страданию как к негативу на более глубокий взгляд – раскрыть глубинные пласты личности, открыть дверь в область духовного и стать способным страдать. То есть существуют ситуации, при которых человек может реализоваться лишь путём подлинного страдания и лишь в нём.
Информация о работе Психологическое сопровождение личности в период переживания горя