Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа
Гипотеза: мы предположили, что работники перинатального центра не предрасположены к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях .
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Раскрыть сущность и работу горя.
Введение ………………………………………………………………...3
Глава 1. Классические подходы к процессу утраты и горяю….…6
1.1.Классические представления о феномене горя в различных психотерапевтических направлениях. ………………………….……. 6
1.2.Концепция Д.В. Вордена в консультировании…………………...15
горюющих клиентов
1.3 Этапы горя…………………………………………………………..18
Глава2.Эмпирическое исследование личности в период переживания горя либо утраты………………………………………………………32
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования……...32
2.2Анализ и интерпретация результатов предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях………………………………………………..33
Заключение. …………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………
С окончанием «работы скорби» происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается.
Понесшего утрату человека начинают занимать новые люди и события. Исчезает желание соединиться с объектом утраты, уменьшается зависимость от неё. В некотором смысле можно сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с объектом утраты. Это не означает забвения, просто ушедший человек уже предстаёт не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Вопрос отношения с ним решается теперь символическим образом – ушедший своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Таким образом чувство идентичности успешно модифицируется.
В период утраты страдание облегчается присутствием родственников, друзей, причём существенна не их действенная помощь, а лёгкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Понесшего утрату не надо оставлять одного, однако его не следует «перегружать» опекой – большое горе преодолевается только со временем. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.
Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему – главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Замешательство и формальные фразы лишь создают неудобное положение. Клиенту надо предоставить возможность выражать любые чувства, и все они должны быть восприняты без предубеждения.
При некоторых обстоятельствах горе может быть всепоглощающим. Например, пожилые люди, потерявшие нескольких друзей или родственников в течение года или двух, могут испытывать перегрузку утратами. Серьёзной угрозой, особенно для мужчин, является развитие депрессии в период, следующий за смертью близкого человека 16, с. 914. Не меньшую опасность, опять же для мужчин, представляет злоупотребление алкоголем или наркотиками с целью забыться от мучительных мыслей 16, 26. Другие используют «географический способ» - непрерывные путешествия или непрерывную работу с большим напряжением, которое не позволяет задуматься о чём-нибудь, кроме повседневных дел.
Таким образом, не существует универсального или правильного способа горевать, хотя ожидания общества оказывают на людей ощутимое влияние в этом вопросе.
Глава2.Эмпирическое исследование личности в период переживания горя либо утраты.
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования.
Целью данного исследования является изучение состояния личности в период переживания горя либо утраты,а также анализ и систематизация подходов по работе с человеком, переживающим горе.
Предметом исследования является уровень стрессоустоичивости у людей переживающих горе либо утрату.
Объект исследования - 10 женщин в возрасте от 23 до 35 лет. Исследование проводилось на базе перинатального центра г. Электросталь, Московской области (см. приложение 1).
Перед началом работы нами была сформулирована рабочая гипотеза. Мы предположили, что работники перинатального центра не предрасположены к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях .
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности вашего самочувствия в период переживания горя.
В данной работе использовались следующие методики:
А. Волков, Н. Водопьянова.(см.приложение 2)
2.2Анализ и интерпретация результатов предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях.
Исходя из данных, полученных при помощи методики «Самочувствие в экстремальных условиях».
Таблица 1
Стрессоустойчивость | ||
Низкая от 27-42 баллов | Средний от 16-26 баллов | Высокая до 15 баллов |
2 чел | 4 чел | 4 чел |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 20% испытуемых имеют низкий уровень стрессоустйчивости. Что характеризует их как высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации. Таким людям требуется помощь психолога что б снова эмоционально принять мир без объекта потери (найти его место в эмоциях; выявить и оплакать вторичные потери; упорядочить мир, в котором его нет).У 40% испытуемых стрессоустойчивости в норме, что означает средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности. И 40% испытуемых показали высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности,после переживания горя такие люди достаточно твердо и легко переживают горе или утрату и начинают заниматься новыми людьми и событиями.
Заключение.
В проделанной нами работе были выполнены задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы.
2. Раскрыть сущность и работу горя.
3. Выявить цели и задачи процесса горевания и потери в работе с человеком, переживающим горе,
в результате чего можно подвести следующие итоги. Нами было рассмотрено несколько подходов по изучению горя:
психоаналитический
экзистенциальный
гештальттерапия
подход Э.Линдеманна
Были выделены следующие стадии горя:
1. Стадия шока и оцепенения.
2. Стадия острого горя.
3. Стадия навязчивости.
4. Стадия прорабатывания проблемы.
5. Завершение эмоциональной работы горя.
А также проведённый анализ литературы позволил выделить следующие цели и задачи процесса оплакивания (так называемые «терапевтические мишени» в работе с человеком, переживающим горе):
понять факт смерти / принять реальность утраты;
заново пережить отношения с объектом утраты
прочувствовать эмоциональную боль (вспомнить / оживить; пережить и запомнить чувства, связанные с объектом утраты; реакция на разлуку);
эмоционально принять мир без объекта потери (найти его место в эмоциях; выявить и оплакать вторичные потери; упорядочить мир, в котором его нет);
построить планы на будущее (найти средства и возможности приспособиться к новому миру и жить в нём, не забывая старый) 26.
Из вышеизложенного следует, что консультирование людей, перенесших утрату, - это нелёгкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции.
В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, её связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.
Работа с процессом горевания и потери может вызывать естественные трудности и дестабилизировать эмоциональное состояние самого специалиста. Иногда ситуация требует специфических навыков с подобными проблемами. Кроме того, принимая решение о начале коррекционной работы с клиентом, следует соотнести степень тяжести данного конкретного случая с собственной эмоциональной готовностью к встрече с такими непростыми переживаниями. Как правило, человек, встречающийся в своей практике с проблемами горевания и потери, нуждается в восстановлении своих ресурсов, а значит – в профессиональной помощи и поддержке.
Всё вышесказанное подводит нас к проблеме актуальности разработки программ по оказанию наиболее адекватной психологической помощи лицам, перенесшим горе, в зависимости от степени тяжести данного состояния.
Список используемой литературы:
1. Алёшина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.
2. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта эктраординарной значимости / Психиатрия и психофармакотерапия. Том 2, №4. - М., 2000.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1984. – с. 94-95.
4. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М., 1998.
5. Вагин И. Психология жизни и смерти. С-Пб., 2001. – 155 с.
6. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2001, №4.
7. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, 1984 – 200 с.
9. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Вопросы психологии, 1988. №5.
10. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // МПЖ. 1996. №3. – с. 112-140.
11. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. С-Пб., 2002. – 164 с.
12. Дейтс Б. Жизнь после потери. М., 1999 – 304 с.
13. Джармен Р. Консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны / Журнал практической психологии и психоанализа. – М., №1-2, 2001.
14. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. !992 – 96 с.
15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. – 240 с.
16. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. – С-Пб. 2002. – 992 с.
17. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.
18. Лурье Ж.В. Горевание и потеря / Школа здоровья, М., 1999, №4.
19. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. М., 1999
20. Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2002, №1.
21. Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. С- Пб., 2000.
22. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996 – 240 с.
23. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М., 2001 – 480 с.
24. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальттерапия. Контуры теории и практики. М., 1999 - 272 с.
25. Психология человеческих проблем. Хрестоматия / Сост. Сельчёнок К.В. Мн.: Харвест, 1998. - 448с.
26. Сидорова Б.Ю. Четыре задачи горя / Журнал практической психологии и психоанализа. №1-2., 2001.
27. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С-Пб., 2001. – 268 с.
28. Тахка В. Обращение с потерей объекта / Журнал практической психологии и психоанализа. – М., №1, 2000.
29. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия / Психология личности. Сборник. - М., 1982. – с. 118-126.
30. Франкл В. Психотерапия на практике. С-Пб., 2000.
31. Фрейд З. Печаль и меланхолия / Психология эмоций. М., 1984. – с. 203-211.
32. Черепанова Е. Психологическийй стресс. М., 1997.
33. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. М., 2001 – 576 с.
34. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / Пер. с англ. – М., 1997. – 281 с.
35. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории / Пер. с англ. – М., 2002. – 288 с.
36. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица сведений об испытуемых.
№ | ФИО | Возраст | Должность |
1 | А.О.О. | 23 | медсестра |
2 | Г.Т.Е. | 26 | медсестра |
3 | К.А.В. | 28 | медсестра |
4 | П.Н.С. | 27 | медсестра |
5 | П.О.В. | 33 | врач |
6 | С.Е.Ю. | 33 | медсестра |
7 | Т.С.В. | 35 | врач |
8 | Т.А.А. | 35 | врач |
9 | Х.Н.Л | 35 | медсестра |
10 | Я.В.Д. | 30 | медсестра |
Информация о работе Психологическое сопровождение личности в период переживания горя