Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:02, реферат
Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.
3. Психологические
свойства толпы
Социальные психологи
отмечают ряд психологических
- когнитивной;
- эмоционально-волевой;
- темпераментальной;
- моральной.
В когнитивной
сфере толпа высказывает
Неспособность к
осознанию. Важными психологическими
характеристиками толпы являются ее
бессознательность, инстинктивность
и импульсивность. Если даже один человек
довольно слабо поддается посылам
разума, а потому большую часть
поступков в жизни делает благодаря
эмоциональным, порою совершенно слепым,
импульсам, то людская толпа живет
исключительно чувством, логика противна
ей. Вступает в действие неуправляемый
стадный инстинкт, особенно когда
ситуация экстремальная, когда нет
лидера и никто не выкрикивает
сдерживающие слова команд. Разнородное
в каждом из индивидов — частице толпы
— утопает в однородном, и берут верх бессознательные
качества. Общие качества характера, управляемые
бессознательным, соединяются вместе
в толпе. Изолированный индивид обладает
способностью подавлять бессознательные
рефлексы, в то время как толпа этой способности
не имеет.
Особенности воображения.
У толпы сильно развита способность
к воображению. Толпа очень восприимчива
к впечатлениям. Образы, поражающие
воображение толпы, всегда бывают простыми
и ясными. Вызванные в уме толпы
кем-либо образы, представление о
каком-нибудь событии или случае
по своей живости почти равны
реальным образам. Не факты сами по
себе поражают воображение толпы, а
то, как они предъявляются ей.
Еще один очень
важный эффект толпы —
Особенности мышления.
Толпа мыслит образами, и вызванный
в ее воображении образ, в свою
очередь, вызывает другие, не имеющие
никакой логической связи с первым.
Толпа не отделяет субъективное от
объективного. Она считает реальными образы,
вызванные в ее уме и зачастую имеющие
лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым
ею фактом. Толпа, способная мыслить только
образами, восприимчива только к образам.
Толпа не рассуждает
и не обдумывает. Она принимает
или отбрасывает идеи целиком.
Она не переносит ни споров,
ни противоречий. Рассуждения толпы
основываются на ассоциациях,
но они связаны между собою
лишь кажущейся аналогией и
последовательностью. Толпа
Толпа никогда
не стремится к правде. Она
отворачивается от очевидности,
Для толпы, не способной
ни к размышлению, ни к рассуждению, не
существует ничего невероятного, однако
невероятное-то и поражает всего сильнее.
В толпе нет
предумышленности. Она может последовательно
пережить и пройти всю гамму
противоречивых чувствований, но
всегда будет находиться под
влиянием возбуждений минуты. Ассоциация
разнородных идей, имеющих лишь
кажущееся отношение друг к
другу, и немедленное
Категоричность. Не
испытывая никаких сомнений относительно
того, что есть истина и что есть
заблуждение, толпа выражает такую
же авторитетность в своих суждениях,
как и нетерпимость.
Консерватизм. Будучи
в основе своей чрезвычайно
Внушаемость. Фрейд
выдвинул весьма продуктивную идею для
описания феномена толпы. Он рассматривал
толпу как человеческую массу, находящуюся
под гипнозом. Самое опасное и
самое существенное в психологии
толпы — это ее восприимчивость
к внушению.
Всякое мнение,
идею или верование, внушенные
толпе, она принимает или отвергает целиком
и относится к ним либо как к абсолютным
истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.
Во всех случаях
источником внушения в толпе
выступает иллюзия, рожденная
у одного какого-нибудь
Толпе очень
легко внушить, например, чувство
обожания, заставляющее ее находить
счастье в фанатизме,
Как бы ни
была нейтральна толпа, она
все-таки находится в
Заражаемость. Психологическое
заражение способствует образованию
в толпе особых свойств и определяет
их направление. Человек склонен
к подражанию. Мнения и верования
распространяются толпе путем заражения.
Для эмоционально-волевой
сферы толпы характерны также
многочисленные
Эмоциональность. В
толпе имеет место такое
Высокая чувственность.
Чувства и идеи отдельных лиц,
образующих целое, именуемое толпой,
принимают одно и то же направление.
Рождается коллективная душа, имеющая,
правда, временный характер. Толпе
знакомы только простые и крайние
чувства.
Различные импульсы,
которым повинуется толпа,
В толпе преувеличение
чувства обусловливается тем,
что само это чувство,
Сила чувств
толпы еще более увеличивается
из-за отсутствия
Какими бы ни
были чувства толпы, хорошими
или дурными, характерной их
чертой является
В своей вечной
борьбе против разума чувство
никогда не было побеждено.
Экстремизм. Силы толпы
направлены лишь на разрушение. Инстинкты
разрушительной свирепости дремлют
в глубине души почти любого индивида.
Поддаваться этим инстинктам опасно
для изолированного индивида, но находясь
в безответственной толпе, где ему
обеспечена безнаказанность, он может
свободно следовать велению своих
инстинктов. В толпе малейшее пререкание
или прекословие со стороны какого-либо
оратора немедленно вызывает яростные
крики и бурные ругательства. Нормальное
состояние толпы, наткнувшейся на препятствие,
— это ярость. Толпа никогда
не дорожит своей жизнью во время
возмущения.
Особенность толпы
состоит и в специфике
У толпы отсутствует
критическое отношение к себе
и присутствует «нарциссизм»
— «мы» безупречны, во всем
виноваты «они». «Они»
Мотивация. Личный интерес
очень редко бывает могущественным
двигателем в толпе, в то время
как у отдельного человека он стоит
на первом месте. Хотя все желания
толпы бывают очень страстными, они
все же продолжаются не долго, и толпа
так же мало способна проявить настойчивую
волю, как и рассудительность.
Безответственность.
Она порождает нередко
В темпераменталъной
сфере психологические особенности толпы
проявляются в физической активности
и диффузности.
Физическая активность.
Стремление немедленно превратить в
действия внушенные идеи — характерный
признак толпы.
Диффузность. Возбудители,
которые действуют на повинующуюся им
толпу, весьма разнообразны — этим объясняется
ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно
установившимися верованиями толпы лежит
поверхностный слой мнений, идей и мыслей,
постоянно нарождающихся и исчезающих.
Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие ясных
целей, отсутствие или
В моральной
сфере психологические
Моральность. Толпа
может иногда демонстрировать очень
высокую нравственность, очень возвышенные
проявления: самоотверженность, преданность,
бескорыстие, самопожертвование, чувство
справедливости и др.
Религиозность. Все
убеждения толпы имеют черты
слепого подчинения, свирепой нетерпимости,
потребности в самой неистовой
пропаганде, что присуще религиозному
чувству.
Толпа нуждается
в религии, так как все
4. Психологические
особенности индивида в толпе
В толпе индивид
приобретает ряд специфических
психологических особенностей, которые
могут быть ему совершенно не свойственны,
если он пребывает в изолированном
состоянии. Эти особенности оказывают
самое непосредственное влияние
на его поведение в толпе.
Человека в
толпе характеризуют следующие
черты.
Анонимность. Немаловажная
особенность самовосприятия индивида
в толпе — это ощущение собственной анонимности.
Затерявшись в «безликой массе», поступая
«как все», человек перестает отвечать
за собственные поступки. Отсюда и та жестокость,
которая обычно сопровождает действия
агрессивной толпы. Участник толпы оказывается
в ней как бы безымянным. Это создает ложное
ощущение независимости от организационных
связей, которыми человек, где бы он ни
находился, включен в трудовой коллектив,
семью и другие социальные общности.
Инстинктивность. В
толпе индивид отдает себя во власть
таким инстинктам, которым никогда,
будучи в иных ситуациях, не дает волю.
Этому способствует анонимность
и безответственность индивида в
толпе. У него уменьшается способность
к рациональной переработке воспринимаемой
информации. Способность к наблюдению
и критике, существующая у изолированных
индивидов, полностью исчезает в
толпе.