Психологие толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание

Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Работа состоит из  1 файл

Психология толпы.docx

— 39.31 Кб (Скачать документ)

 Теоретический  анализ механизмов формирования  толпы может в некоторой степени  помочь и административным органам  контролировать ее поведение.  Перед ними стоит задача двоякого  рода:  

1) пробудить осознание  индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства  самоконтроля и ответственности  за свое поведение; 

2) предотвратить  образование толпы или расформировать  уже образовавшуюся толпу.  

 Эффективными  средствами могут считаться следующие: 

- переориентирование  внимания индивидов, составляющих  толпу. Как только внимание  людей в толпе оказывается  распределенным между несколькими  объектами, сразу же образуются  отдельные группы, и толпа, только  что объединенная «образом врага»  или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается; 

- объявление по  громкоговорителю о том, что  скрытыми камерами осуществляется  видеосъемка участников толпы; 

- обращение к  участникам толпы с названием  конкретных фамилий, имен, отчеств,  наиболее распространенных в  данной местности; 

- применение мер  по захвату и изоляции лидеров  толпы. Если из-за какой-нибудь  случайности вожак исчезает и  не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым  сборищем без всякой связи  и устойчивости. В этом случае  легче проводить мероприятия  по рассеиванию толпы. 

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

7. Коммуникации в  толпе  

Особо важную роль при  возникновении толпы играет коммуникация как процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями.  

Известно, что индивид  становится участником стихийного поведения, либо заражаясь непосредственно  наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам  официальной или неофициальной  коммуникации. Некоторые виды такого поведения возникают в условиях острого дефицита информации или  неэффективности систем передачи сообщений.  

 Люди готовы  поддаваться заражающему действию  со стороны окружающих, когда  это действие соответствует их  идеям и убеждениям. Очевидно, что  психическое заражение было бы  невозможно, если бы люди не  видели действий и поступков  других и не слышали о них.  Психическое заражение может  порождать чувства по все длине  эмоциональной шкалы — как  положительные, восторженные, так  и негативные, чувства уныния  и депрессии.  

 Там, где индивид  лишен возможности непосредственно  воспринимать картину поведения  окружающих, все большую роль  играют средства массовой информации  — газеты, радио, телевидение  и кино.  

 В любом обществе  наряду с системами официальной  коммуникации параллельно действуют  и системы неофициальные. В  разных точках они соприкасаются.  Например, содержание неофициальной  коммуникации — разговоры, сплетни,  толки, слухи — переходят на  страницы печатных изданий или  становятся темой бесед телевизионного  комментатора, который способствует  их распространению. И уж, тем  более, важные сообщения массовых  средств коммуникации обычно  обсуждаются в кругу друзей  или семьи.  

 Поэтому в сознании  индивида часто заключается интерпретация,  разделяемая его соседями, друзьями, родственниками, попутчиками в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением  о введении нового налога или  о росте цен, легко понимается  собеседником, ибо он испытывает  те же чувства... Это и есть  первое условие для подготовки  массового поведения.  

Литература: 

1. Американская социологическая  мысль. — М., 1994.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.

3. Митрохин С. Трактат  о толпе // Век XX и мир. —  1990. № 11.

4. Московичи С.  Век толп. — М., 1996.

5. Преступная толпа.  — М., 1998.

6. Психология господства  и подчинения: Хрестоматия. —  Минск, 1998.

7. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.

8. Психология толп. — М., 1998.

9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.

10. Фрейд 3. «Я»  и «Оно». — Тбилиси, 1991.

Информация о работе Психологие толпы