Юп1202 Мейрбекова
Диана
Адлер Альфред
Альфред Адлер
- Альфред А́длер (7 февраля 1870, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
- Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом (social interest), благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
- В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 г. примкнул к кружку Фрейда.
- Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине.
Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является "Практика и теория индивидуальной психологии". Среди других его значительных работ, можно отметить "Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации", "Невротическая конституция", "Смысл жизни", "Постижение человеческой природы", "Наука жизни", "Социальный интерес: вызов человечеству", "Образ жизни"
Индивидуальная
психология А. Адлера
Представление о
человеке. А. Адлер разделял, пожалуй,
одну из позиций З. Фрейда, что личность
в основном складывается в первые
шесть лет жизни. Во многих других
отношениях он занимал противоположные
позиции, не говоря уже о многочисленных
новшествах, введенных им в теорию
и практику психологии и психотерапии.
Согласно А. Адлеру,
человек – это прежде всего
сознательное существо, которое само
себя определяет в жизни посредством
свободы выбора, смысла жизни и
стремления к самореализации. Главное
препятствие на пути самореализации
человека – базисное чувство неполноценности,
в преодолении которого состоит
личностное развитие. Таким образом,
А. Адлер выступил как предтеча субъективного
(феноменологического) подхода в
психологии, введя значимость внутренних
переменных и экзистенциальных ценностей.
Концепция А. Адлера с ее принципами
целостности, социальности, целевой
ориентированности и гуманизма
стала отправным пунктом гуманистического
направления в психологии и оказала
влияние на целое поколение психологов.
"теория
индивидуальной психологии".
- Согласно его представлениям, индивидуум — это неделимое целое мозга и тела, сознательного и бессознательного, единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. Адлер назвал свою теорию «индивидуальной психологией», поскольку по-латыни «индивидуум» означает «неделимый».
- Структуру такой личности ученый определял как стиль жизни. Только продвигаясь к личностно значимым жизненным целям, стремясь к совершенству, индивидуум выступает как органичная целостность и способен распоряжаться своей жизнью, проявлять творческую силу и свободу выбора. Вера в творческую природу и свободу человека, которая пронизывает теорию Адлера, позволяет многим психологам считать ученого предвестником современной гуманистической психологии.
- Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, от других людей, поведение человека происходит в социальном контексте, определено социальными детерминантами, в результате у людей формируется социальный интерес — стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с другими людьми.
ТЕРМИН КОМПЛЕКС
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ТАКЖЕ ВВЕЛ А. АДЛЕР.
ОН ПОЛАГАЛ, ЧТО ВСЕ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ
ТАКОЕ ЧУВСТВО КАК НЕИЗБЕЖНОЕ
СЛЕДСТВИЕ ИХ ФИЗИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ И
НЕДОСТАТКА СИЛ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
- Будучи очень сильным, превратившись в комплекс, оно может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. «Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой», — отмечает Адлер.
- Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то развитие протекает в конструктивном и здоровом направлении. (Это стремление к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни.) Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими. По Адлеру, борьба за это (она проявляется в жажде власти и агрессии) — невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.
- Стремление к превосходству обусловлено эволюционно — постоянным приспособлением к окружающему, когда каждый организм должен развиваться, добиваясь более эффективной адаптации к миру, более совершенных отношений с окружающим, чтобы выжить, в противном случае он может исчезнуть. «Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека».
- Каждый человек вырабатывает свои жизненные цели, являющиеся сосредоточием его стремлений и достижений. Формирование их начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности пребывания в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой от этого, мостом между неудовлетворительным настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи деятельности человека. Например, у стремящегося к личной власти развиваются определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: амбиция, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что они не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».
► Жизненный стиль
— это уникальный способ, выбранный
каждым человеком для следования
своей жизненной цели, это интегрированный
стиль приспособления к жизни
и вообще взаимодействия с ней.
Кажущиеся изолированными,
привычки и черты поведения получают свое
значение в контексте жизни и целей человека,
так что психологические и эмоциональные
проблемы не могут рассматриваться изолированно
— они включены в общий стиль жизни. Как
часть его каждый человек создает свое
представление о себе и мире. Адлер называет
это схемой апперцепции. Представление
человека о мире определяет его поведение
(если кто-то полагает, что веревка, сложенная
в углу кольцами, — это змея, его страх
может быть столь же сильным, как если
бы змея действительно там была).
- Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил, человек сам формирует свою личность. «Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».
- Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь участвовать в общем деле, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате этого чувство неадекватности является корнем всех невротических стилей жизни. Ученый отмечал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру».
Спасибо за внимание