Психология агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание

Существует немало определений понятия агрессии - всех их роднит идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту. Некоторые психологи (Э. Фромм) предлагают определять агрессию как причинение ущерба любому объекту - и живому, и неживому. Под агрессией понимается действие, причиняющие или намеревающиеся причинить ущерб человеку, группе людей или животному.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы психологии агрессивности………………………………..…5
1.1. Определение «агрессии» и «агрессивности»……………………………5
1.2. Виды агрессии……………………………………………………………..7
1.3. Причины возникновения агрессии……………………………..………..9
Глава 2. Агрессивность в различных возрастных группах……………….…14
2.1. Детская агрессивность…………………………………………………….14
2.2. Агрессивность в подростковом возрасте……………………….……….16
2.3. Предотвращение агрессивного поведения……………………………….19
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемых источников литературы………………………………24

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 45.12 Кб (Скачать документ)
gn="justify">          Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. 

1.3. Причины возникновения агрессии

          В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов.

1. Психоаналитический  подход. Основоположником психоаналитического подхода является Зигмунд Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа.

          В своих ранних работах Фрейд утверждал, что всё человеческое поведение проистикает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и упрочнение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая ни трактовалась как неотъемлимая, ни как постоянная и не избежная часть жизни.

2. Этнологический  подход. К. Лоренц, лауреат Нобелевской  премии, выдающийся этолог, придерживался  эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неоиданное сходство  с позицией Фйейда. Согласно К.  Лоренцу, агрессия берёт начало  прежде всего из враждённого  инстинкта борьбы за выживание,  который присутствует у людей  так же, как и у других живых  существ. Он предполагал, что  этот инстинкт развился в ходе  длительной эволюции, в пользу  чего сведетельствуют три его  важные функции. Во-первых, борьба  рассеивает представителей видов  на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается  максимальная утилизация имеющихся  пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия  помогает улучшить генетический  фонд вида за счёт того, что  оставить потомство сумеют только  наиболее сильные и энергичные  индивидуумы. Наконец, сильное  животное лучше защищается и  обеспечивают выживание своего  потомства.

3. Социобиологический  подход. Социобиологи (Медник, Мойер  и др.) предлагают более специфическое  основание для обьяснения процесса  естественного отбора. Их основной  аргумент сводится к следующему: влияние генов столь длительно,  потому что они обеспечивают  адаптивное поведение, то есть, гены «приспособлены» до токой  степени, чтовносят свой вклад  в успешность репродукции, благодаря  чему гарантируется их сохранение  у будущих поколений. Таким  образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы скорее всего  будут содействовать выживанию  тех, у кого имеются схожие  гены, проявляя альтруизм и самопожертвование,  и будут вести себя агресивно  по отношению к тем, кто от  них отличается или не состоит  в родстве, то есть у кого  наимение вероятно наличие общих  генов. Таким образом, социобиологи  убеждают нас в следующем: агрессивность  - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

4. Агрессивное  побуждение: фрустрация и агрессия. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый  внешними причинами позыв, или  побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий  этого направления пользуется  теория фрустрации - агрессии, предложенная  несколько десятилетий назад  Д. Доллардом и его коллегами.  Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает  побуждение к агрессии. В некоторых  случаях агрессивный позыв встречает  какие то внешние препятствия  или подавляется страхом наказания.  Однако, побуждение остаётся и  может вести к агрессивным  действиям, но при этом они  будут нацелены не на истинного  фрустратора, а на другие абьекты,  где агрессивные действия будут  безнаказанны.

5. Противоположную  позицию по пониманию агрессии  занимает Э. Фромм, представитель неофрейдизма.

          Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными участками мозга.

          Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строго различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни:

          Во-вторых, он развивает идею «доброкачественной агрессии». Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным, и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер,возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины.

          Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть, другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии специфичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

          Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение», «оборонительная агрессия».

          Под понятием «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает те действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. Яркий пример псевдоагрессии - случайное ранение человека.

          Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба из лука являются формами проявления игровой агрессии.

           Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские гормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологические особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению без промедления и без страха.

       6. Когнитивные модели агрессии  помещают в центр рассмотрения  эмоциональные и когнитивные  процессы. Согласно теориям данного  направления, характер осмысления  или интерпретации индивидом  чьих-то действий, например, как угрожающих  или провакационных, оказывает определяющее  влияние на его чувства и  поведение. В свою очередь,  степень эмоционального возбуждения  или негативной аффектации, переживаемой  индивидом, влияет на когнитивные  процессы, занятые в определении  степени угрожающей ему опасности.

       7. И последнее теоретическое направление  которое анализируется в данной  работе, рассматривает агрессию  прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения,  усвоенного в процессе научения. В теории социального научения, ее автором является А.Бандура,  агрессия представляет собой  поведение, усвоенное в процессе  социализации посредством наблюдения  соответствующего способа действий  при социальном подкреплении. Образец  поведения рассматривается как  средство межличностного воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Агрессивность в различных возрастных группах

    2.1  Детская агрессивность

          В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

          Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

          Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

          Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

          Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

- совладать  с событиями и изменить ситуацию  в нужном ему направлении;

- восстановить  свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную  ситуацию (в основном - с помощью  механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания  и пр.). В этом случае отрицательные  эмоции канализируются в личное  бессознательное, где и накапливаются  до поры.

          Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а, то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

          Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется ( становится частью психики человека, по З. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

    2.2. Агрессивность  в подростковом возрасте

          Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Информация о работе Психология агрессивности