Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:33, контрольная работа
Существует немало определений понятия агрессии - всех их роднит идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту. Некоторые психологи (Э. Фромм) предлагают определять агрессию как причинение ущерба любому объекту - и живому, и неживому. Под агрессией понимается действие, причиняющие или намеревающиеся причинить ущерб человеку, группе людей или животному.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы психологии агрессивности………………………………..…5
1.1. Определение «агрессии» и «агрессивности»……………………………5
1.2. Виды агрессии……………………………………………………………..7
1.3. Причины возникновения агрессии……………………………..………..9
Глава 2. Агрессивность в различных возрастных группах……………….…14
2.1. Детская агрессивность…………………………………………………….14
2.2. Агрессивность в подростковом возрасте……………………….……….16
2.3. Предотвращение агрессивного поведения……………………………….19
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемых источников литературы………………………………24
Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают ".
Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии - аутоагрессия - это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.
Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.
Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье, отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.
Второй фактор - это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях, с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.
Опыт практической работы психологов
убеждает, что взрослые стремятся сделать
все, чтобы кризис подросткового
возраста прошел, не оставив у их ребенка
незаживающих следов. Они часто с тревогой
ожидают приближения подросткового
возраста у своих детей. Волнение
вызывают и их собственные воспоминания
об отрочестве, и многочисленные страшные
истории о подростковом алкоголизме, наркомании,
сексуальных извращениях и злостном
хулиганстве. Если взрослого во всем
ограничивать, то он, как и подросток, будет
сильно страдать. (Попытки
сексуального контакта подростков
вызваны жаждой нежности, тепла
и близости, а повышенная агрессивность
- результат отчаянного желания
не выглядеть слабым и зависимым).
Разрешение и серьезных и пустяковых
проблем зависит от того, известны
ли взрослым подходящие алгоритмы
их решений. Если они знают
выход из ситуации - половина дела
уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность,
взрослым стоит понаблюдать
за подростком, узнать, какие замечательные
дела совершаются руками их детей. Следует
обращать внимание на перестройку
характера взаимоотношений и общения
взрослых с юношами и девушками
в сторону сотрудничества, реализации
стремления стать для юности другом и
советчиком.
2.3. Предотвращение агрессивного поведения
Враждебное поведение чаще всего связано с тем, как относятся к детям окружающие. Отсюда становится понятным тот метод, с помощью которого можно прекратить агрессию или успокоить ребенка с такими проявлениями, - это максимально возможное уменьшение враждебности и насилия в семье и ограничение просмотра телевизионных передач со сценами жестокости. Должны быть установлены жесткие и ясные границы по отношению к тому, что приемлемо, а что нет. Ребенок, чьи проявления ярости не поощряются, с малых лет не прибегает к разрушительным формам проявления своего гнева, так как потребность в таких действиях ограничивается.
Не следует применять физические меры наказания за агрессивное поведение, поскольку к сожалению, это может укрепить в ребенке уверенность в том, что раз физическое наказание применяется родителями по отношению к нему, значит, он также может проявлять насилие по отношению к другим. Вместо этого примените наказание, связанное с временным лишением ребенка удовольствия или отстранением его от любимых занятий. Важно, чтобы негативные последствия следовали непосредственно за агрессивным поведением, так как при запоздалых действиях родителей ребенок может ассоциировать наказание с правильным поведением. Удержитесь от того, чтобы непосредственно после наказания брать ребенка на руки, так как это приведет к нейтрализации принятых вами мер и ребенок может вашу жалость и ваше тепло принять за поощрение такого поведения. На врезке изложены дополнительные рекомендации по этому поводу.
Тяжелые формы неправильного поведения, требующие психиатрического лечения, в дошкольном возрасте встречаются редко. Агрессивность очень маленьких детей не патология: в конце концов, они таким образом обучаются приспособлению к жизни. В большинстве случаев такое агрессивное поведение исчезает по мере развития и взросления ребенка.
Случаи, когда ребенок проявляет агрессивность за пределами возрастной нормы (обычно после 36 месяцев жизни), требуют профессиональной помощи. Некоторые формы агрессивного поведения должны быть предметом экспертной оценки детских психиатров, психотерапевтов или психологов, и чем раньше, тем лучше. Сюда относятся экстремальная агрессивность (когда ребенок повторно наносит повреждения другим детям, делает это умышленно или теряет контроль за своим аффектом), стремление к поджогам, истязание животных или нанесение серьезных самоповреждений (битье головой о стенку, кусание или царапанье самого себя).
Другие причины агрессивности - отказ родителей от воспитания ребенка и особенно жестокость по отношению к детям, например, сексуальное насилие или связанный с бурными конфликтами развод родителей, - требуют профессионального лечения не только детей, но и их родителей.
Для того чтобы смягчить агрессивное поведение ребенка, вначале необходимо выяснить, почему ребенок раздражен и озлоблен, и контролируйте обстоятельства, которые провоцируют агрессивное поведение.
Многие дети подражают агрессивному, «командирскому», грубо-повелительному поведению их родителей.
В случае если ребенок подражает агрессивному поведению другого ребенка, необходимо ограничить контакты между ними. Если ребенок научился грубому поведению в детском саду, обсудите эти проблемы с воспитателем группы. Если проблема не разрешается, необходимо сменить детский сад или группу продленного дня.
Необходимо учить ребенка контролировать
свою злость и раздражение. Показать ему
«угол», куда можно его поставить за плохое
поведение. Используется также метод «отключения»,
т.е. оставить ребенка одного, если он выходит
из-под контроля. Некоторые эксперты рекомендуют
дозировать время успокоения ребенка
в зависимости от его возраста: три минуты
для трехлетнего, четыре минуты для четырехлетнего
и т.д. Объяснить ребенку, какие другие
нежелательные для него последствия могут
наступить, если «отключение» не успокоит
его: ему можно достаточно длительное
время не давать играть, не разрешать смотреть
телевизионные передачи или заниматься
любимым делом.
Заключение
На мой взгляд, без известной доли агрессивности людям не обойтись. Нужно лишь стараться направлять её в нужное русло. Энергия агрессии питает смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость. Но её, как и всего в нашей жизни, должно быть в меру. Психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.
Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Определение «агрессии» включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
На агрессивность в личностных характеристиках оказывает заметную роль возрастные особенности человека (в особенности в детском и подростковом возрасте), социальные и биологические факторы и многое другое. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость.
Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Вместе с тем на развитие агрессивности могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки.
В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
Итак, агрессивность подростка формируется
в основном как форма протеста против
непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности
своим положением в обществе, что проявляется
и в соответствующем поведении. Вместе
с тем, на развитие агрессивности подростка
влияют и природные особенности его темперамента,
например, возбудимость и сила эмоций,
способствующие формированию таких черт
характера, как вспыльчивость, раздражительность,
неумение сдерживать себя. Естественно,
что в состоянии фрустрации подросток
с подобной психической организацией
ищет выхода внутреннему напряжению, в
том числе и в драке, грубости и др.
Список используемых источников литературы