Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:06, реферат
Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на протяжении долгого времени изучали их, выводили теории, строили догадки. Однако стоит отметить, что по сей день вопрос эмоций остаётся открытым, и нет общего мнения об их природе.
Введение 3
1. Теория агрессии 4
1.1 Основные сведения из теории 4
1.2 Психоанализ 5
1.3 Фрустрационная теория 7
1.4 Теория социального научения 8
2. Агрессия в повседневной жизни 11
2.1 Причины агрессивного поведения 11
2.2 Профилактика агрессии 13
2.3 Поведение с агрессором 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Содержание
Введение
На протяжении всей истории люди, так или иначе, испытывали какие-либо переживания, и эти переживания были причиной разного рода поведения людей, ответной реакцией на них.
Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на протяжении долгого времени изучали их, выводили теории, строили догадки. Однако стоит отметить, что по сей день вопрос эмоций остаётся открытым, и нет общего мнения об их природе.
В данной работе речь пойдёт об агрессии и агрессивном поведении, с которым каждый из нас, несомненно, хоть раз сталкивался в своей жизни. Кто-то выступал объектом агрессии, кто-то – наоборот, агрессором, кто-то встречался с демонстрацией неприязни и недоброжелательства, а кто-то – со словесным оскорблением и применением грубой физической силы
В первой части работы будут приведены основные понятия из теории, а именно: понятие агрессии, её основные причины и виды.
Помимо этого, будут рассмотрены некоторые, наиболее важные и влиятельные теории о причинах зарождения негативных эмоций в человеке. Зигмунд Фрейд, Джон Доллард, Альберт Бандура – вот лишь неполный список людей, изучавших и внёсших бесценный вклад в развитие изучения агрессивности. Основные отличительные черты и выводы их работ будут также указаны.
Во второй части своей будут упомянуты и разберу некоторые методики, рекомендуемые психологами, и направленные на профилактику и борьбу с агрессивным поведением, перечислены основные источники агрессии в современном мире.
По итогам проделанной работы будут сделаны соответствующие выводы и заключения.
Как уже было сказано, вопросом агрессивного поведения и агрессии в целом в разное время и разных странах занимались разные учёные. В этой главе будут рассмотрены основные понятия, классификацию агрессии, а также три основные теории, авторами которых являются Зигмунд Фрейд, Джон Доллард и Альберт Бандура.
Сразу же стоит отметить, что между агрессией и агрессивностью есть некоторая разница. В первую очередь, агрессия – это состояние, а агрессивность – черта характера. [1, 315]
Существует много трактовок и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них:
Исходя из того, что
агрессивное поведение – это
одна из форм реагирования на различные
неблагоприятные в физическом и
психическом отношении
В зависимости от формы проявления агрессия бывает:
Теперь, ознакомившись с основными теоретическими сведениями, я перейду к исследователям природы агрессии и их основным работам.
Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр, видел в агрессии врождённую инстинктивную форму поведения. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, что возможно - это ослабить её. [4, 151]
Относясь к вопросу агрессии метафорически, учёный выделил два основных человеческих инстинкта:
Изначально, правда, З.Фрейд настаивал на существовании только одного из этих инстинктов – Эроса, но ужасы Первой Мировой войны и личная болезнь учёного заставили его задумать о наличии второго, разрушающего инстинкта.
Психоаналитики сделали довольно пессимистический вывод относительно агрессии. З.Фрейд и его последователи считали, что она, будучи врождённой, не подлежит искоренению из человеческого существа даже при удовлетворении всех материальных потребностей и других положительных изменениях в структуре общества, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.
По их мнению, решением накопления агрессии может стать совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, что, в свою очередь, послужит эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Иными словами, с точки зрения З. Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы. [4, 193]
Критики психоанализа считают, что даже все вместе взятые экспериментальные исследования, цель которых заключалась в проверке различных психоаналитических теорий, не принесли никаких результатов. Ими отрицается существование хотя бы одного исследования, в ходе которого были бы получены убедительные доказательства существования процесса вытеснения, занимающего центральное положение в психоанализе.[3, 67]
Одним из критиков отношения З.Фрейда к теме агрессии являлся Джон Доллард, основоположник фрустрационной теории.
Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. [1, 327]
В противовес теоретическим концепциям Фрейда, несколько учёных положили начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Одним из авторов фрустрационной теории возникновения агрессии является Джон Доллард (1900—1980) - американский антрополог, психолог. Изначально он и его единомышленники считали, что агрессия всегда является результатом фрустрации, но позднее эта теория неоднократно видоизменялась. Учёный подчёркивал, что важным фактором для прогнозирования фрустрации является характер индивида. От характера зависит, насколько интенсивно индивид будет реагировать на неё. [5, 49]
Фрустрационная теория имела много замечаний в свой адрес. Критиковалась схема «агрессия - фрустрация», опровергались два основных постулата Дж.Долларда:
В ответ на критику сторонники фрустрационной теории видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловлевания агрессии и фрустрации является Леонард Берковиц. Он показывал влияние социально – психологических параметров - т.е. социального окружения, взаимоотношениями с другими социальными субъектами на проявление агрессивности в действиях человека. [3, 120]
Л.Берковиц ввел три существенных поправки в схему « агрессия – фрустрации»:
Таким образом, в конечном итоге Л.Берковиц и некоторые последователи идей Дж.Долларда сделали некоторые выводы. Во-первых, ответной реакцией на фрустрацию может выступать не только агрессия. Во-вторых, фрустрация является лишь одним из факторов, влияющих на формирование агрессии, причём не самым важным. [2, 204]
Также Дж.Доллард проводил анализ подражания людей друг другу, что и послужило отправной точкой для ещё одной теории возникновения агрессии – теории социального научения..
Главным представителем теории социального научения является Альберт Бандура – канадский психолог 1925 года рождения, автор 6 книг на тему агрессивного поведения детей и подростков. Развил идеи Дж.Долларда о социальном научении.
Основной идеей этой работы является то, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. Учёный считал, что родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в фильмах и телепередачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках.[6, 56]
Одним из самых известных экспериментов А.Бандуры является эксперимент с куклой Бобо. Показывая детям фильмы с поощрением агрессии, учёный обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное, проявляя физическую силу по отношению к кукле Бобо, стоявшей в этой же комнате. [3, 81]
На основании этих исследований А.Бандура пришел к заключению, что гнев является проявлением общего возбуждения и способствует агрессии, но будет проявляться лишь только тогда, когда в данных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В ходе научения люди не только определенным образом реагируют, они также замечают произведенный ими эффект. Наблюдая за различными результатами своих действий, они вырабатывают гипотезы о том, какие реакции в данном случае являются более уместными, а какие — менее. Усвоенная таким образом информация в дальнейшем служит руководством к действию. [2, 111]
А.Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus - возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Люди не приводятся в движение лишь внутренними силами. На них влияют, но и они оказывают влияние на свое окружение. [6, 48]
Критики теории научения А.Бандуры в лице некоторых американских учёных отмечали, что механизм подражания недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов. Учитывая эти возражения, А. Бандура включает в схему "стимул - реакция" четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:
Вывод: В данной главе мною были рассмотрены некоторые (конечно, не все) теории о природе возникновения агрессии. Были упомянуты имена основных учёных-представителей этих теорий, их главные труды, эксперименты и опыты. Также отмечены основные идеи этих теорий и точки зрения критиков, обилие которых говорит об открытости данного вопроса.
2 Агрессия в повседневной жизни
В этой части работы будет идти речь о причинах возникновения и формирования агрессии в наши дни. Рассмотрено, с чем может столкнуться каждый из нас, и будут предложены некоторые методики, рекомендуемые психологами, по избеганию или устранению агрессивного поведения.
2.1 Причины агрессивного поведения
В современном мире каждый из нас не только имеет возможность встретиться с агрессивно настроенным по отношению к нему человеком, но и сам выступить в роли агрессора. Для кого-то причиной служит конфликт на работе, для кого-то – поведение водителей на дороге, для кого-то – дедовщина в армии. Конечно, нельзя оценивать уровень агрессии только по зарегистрированным данным, коими являются, например, заявления о правонарушениях, уголовная статистика или статистика самоубийств. Ни для кого не секрет, что это лишь вершина айсберга, ведь большее число вспышек агрессии остаётся незафиксированным.[9]
Помимо человеческого фактора, модели подражания, рассматриваемой в первой части моей работы, учёные выделяют и другие причины столь активного проявления агрессии.