Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:06, реферат
Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на протяжении долгого времени изучали их, выводили теории, строили догадки. Однако стоит отметить, что по сей день вопрос эмоций остаётся открытым, и нет общего мнения об их природе.
Введение 3
1. Теория агрессии 4
1.1 Основные сведения из теории 4
1.2 Психоанализ 5
1.3 Фрустрационная теория 7
1.4 Теория социального научения 8
2. Агрессия в повседневной жизни 11
2.1 Причины агрессивного поведения 11
2.2 Профилактика агрессии 13
2.3 Поведение с агрессором 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Кризис, затронувший экономику страны, не мог не отразиться и на людях – безработица, задержки зарплаты. Учёные связывают с этим явлением возросшее ощущение тревожности и готовности к проявлению агрессии. Опросы, проводимые ими, показали, что больше половины опрошенных сталкивались на протяжении 2010 года с фактами хамства и грубого отношения по отношению к ним. [9]
Изменения ценностей
общества, пропагандируемые СМИ, также
не могут не сказаться на состоянии
людей. Сталкиваясь с
Природные условия, например, аномально знойное лето 2010-го года, также не обходят психику стороной. Пожары, духота и связанные с этим ограничения в передвижении – всё это, так или иначе, коснулось людей. Приведшая к неурожаю жара естественным образом повлияла и на товарные цены. [8]
Телевидение и интернет, одни из самых мощных институтов, транслирующих поведенческие модели, также неизменно подталкивают людей на агрессию, демонстрируя им фильмы, статьи и разного рода материалы, провоцирующие общество на грубое поведение. Говоря об этом, конечно, невозможно не упомянуть воздействие на психику виртуальной реальности и компьютерных игр. Многие учёные утверждают о пагубности таких развлечений. Насилие, происходящее внутри игры, является моделью поведения для игрока. [7,255]
Фильмы и сериалы, занимающие огромную часть эфирного времени на телевидении, диктуют свои нормы поведения для общества. При этом учёные отмечают, что, в отличие от других сфер (экономической, образовательной), телевидение не подвергается аналитике. Отсутствуют люди, которые могли бы перед показом сделать анализ того или иного сериала. [7, 268]
Помимо этого проводилось множество исследований, по результатам которых музыка, которую слушают люди, выступала в роли фактора, агрессивно настраивающего своего слушателя. Многие учёные считают, что именно эта составляющая человеческой жизни является одной из наименее контролируемых за счёт снисходительного отношения к ней в обществе. [3, 176]
Как видно, агрессоры и факторы, вызывающие агрессивное поведение, окружают нас повсюду. Большую их часть избежать просто невозможно, поэтому стоит упомянуть о том, что психологи советуют в борьбе и профилактике негативных эмоций.
2.2 Профилактика агрессии
Как уже было сказано ранее, агрессия делится на защитную, или иначе оборонительную, и провоцирующую.
Первый, защитный вид, по сути, является естественной реакцией на внешний раздражитель, и возникает, когда человек испытывает страх за своё здоровье, за свою жизнь. Страх, как и боль, - это очень неприятное чувство, и человек пытается любой ценой от него избавиться. Есть много способов преодоления страха, но одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, тут же исчезает мучительное чувство страха. Контроль такой агрессии носит в основном профилактический характер. [2,32]
Куда более опасен для человека и для окружающих провоцирующий вид агрессии. Именно его и следует контролировать и стараться управлять им. Рассматривая вопрос контроля агрессии, учёные и исследователи, опять же, выдвигают множество гипотез, но в одном все они схожи – управление агрессией внутри человека возлагается на разум и волю индивидуума. [5,67]
Разум, в первую очередь, должен уметь отличать агрессивное поведение от неагрессивного, просчитывать (насколько это возможно) последствия вероятной выплеснувшейся злости, уместность проявления агрессии в определённых условиях. Однако не стоит забывать, что знать – ещё не значит уметь. С развитием разума должен также приходить и рост волевых качеств человека. Сдерживание постепенно накапливающегося негатива – вот основная задача для тренировки воли. [5, 73]
Но как же её тренировать? Куда направлять зарождённую внутри человека агрессию? Здесь мнения специалистов расходятся иногда в полностью противоположных направлениях. Кто-то считает, что нужно выплёскивать накопившуюся агрессию на замещающий объект. Другие учёные видят в этом методе изъян, заявляя, что такого рода действия не могут положительно сказаться на человеке, а лишь наоборот, укрепляют в нём навыки агрессивного поведения и привычку к проявлению агрессии. [6, 90]
Успех тренировки по совершенствованию контроля агрессии может зависеть от двух факторов:
Также агрессия может регулироваться внешними поощрениями (вознаграждение за сдержанность или наказание), викарным проявлением (наблюдение за тем, как награждают или наказывают других) и естественными механизмами саморегуляции (вина, гордость). [6, 104]
2.3 Поведение с агрессором
Как уже было отмечено мною ранее, психологическое воздействие – явление чрезвычайно распространенное в обыденной жизни. Каждый человек может быть и агрессором, и жертвой в зависимости от ситуации. Конечно, так просто нельзя стать ни тем, ни другим.
Стоит отметить, что в процессе беседы роли могут несколько раз поменяться местами, причем происходит это по негласному закону, в котором люди себе даже не отдают отчета. Например, когда два человека общаются на разные темы. Если разговор заходит о любимой теме одного, то он становится потенциальным агрессором, а второй – жертвой. При этом если жертва начинает говорить о своей любимой теме, неинтересной его собеседнику-агрессору, то роли меняются моментально. [5, 44]
Что же советуют психологи в этом случае? Мало кто хочет выступать в роли жертвы. Однозначного ответа, конечно, нет, но есть ряд факторов, позволяющих защитить себя от воздействия агрессора.
Во-первых, понятно, что не нужно стремиться перехватить агрессивную инициативу, чтобы не испытывать страха. Достаточно лишь не играть жертву. Агрессор подсознательно начнет вас уважать, если вы перестанете прибедняться и бояться его. [2, 55]
Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов. [8]
Во-вторых, стоит помнить, что мы не животные, а значит, не обречены быть только жертвами, или только агрессорами. Непосредственно в общении с кем-то психологи советуют собраться, насколько это возможно. Сконцентрировать всю свою силу и мысли, внутренне мобилизовать себя [5, 97]
Молодые учителя часто допускают ошибку, когда входят в класс с опущенным в пятки сердцем. Дети тут же чувствуют страх и начинают играть агрессора. Они интуитивно понимают, над каким учителем можно поиздеваться, а над каким нет. [8]
Любой человек чувствует страх на интуитивном уровне, поэтому тщетно скрывать свое состояние. Страх можно скрыть только не испытывая его. А это возможно только в состоянии боевой готовности, тогда роль жертвы не сможет включиться. Опять же, тренировки организма стрессовыми ситуациями позволят несколько изменить положение планки страха по отношению к агрессору. [2, 70]
Вывод: в данной главе были перечислены некоторые аспекты современной жизни, на мой взгляд, способные вызвать или зародить агрессию в человеке. Неопределённость и разнообразие точек зрений психологов в вопросе контроля агрессии и поведения при контакте с агрессором лишний раз подчёркивает актуальность этой темы в наши дни.
Заключение
В ходе проделанной работы были изучены основные понятия, виды и типы агрессии. Также были рассмотрены такие теории о возникновении природы агрессии, как: «Психоанализ» З.Фрейда, «Теория социального научения» А.Бандуры и «Фрустрационная теория» Дж.Долларда. Были выделены их основные идеи, замечания критиков в лице психологов-приверженцев других теорий. Соблюдена хронология развитий этих теорий.
Также был рассмотрен вопрос актуальности темы агрессии в наши дни. Выделены некоторые факторы повседневной жизни, которые, могут послужить причиной зарождения агрессии. Конечно, это далеко неполный список аспектов, способных зародить в человеке негатив. Помимо этого были выделены некоторые общие рекомендации психологов по вопросу профилактики, контроля агрессии и поведения жертвы в случае конфликта.
В конце каждой главы были сделаны соответствующие выводы, сделав акцент на актуальности темы психологии агрессии и агрессивности.
Без известной доли агрессивности людям не обойтись. Нужно лишь стараться направлять её в нужное русло. Энергия агрессии питает смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость. Но её, как и всего в нашей жизни, должно быть в меру. Психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.
Список используемой литературы