Психология чувственного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:38, реферат

Описание

Выделяют три основные группы психических процессов: познавательные, эмоционально-чувственные и волевые. Важное место в психологической структуре личности занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции.

Работа состоит из  1 файл

Психология чувственного познания.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

     Промежуток  между верхним и нижним порогами чувствительности составляет диапазон чувствительности.

     От  абсолютной чувствительности надо отличать дифференциальную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя.

     Дифференциальный (разностный) порог  чувствительности – это наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные.

     Как уже было сказано, разностная чувствительность - величина относительная, а не абсолютная. Т.е. чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше его надо увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях. (Например, чтобы ощутить едва заметное различие в тяжести, необходимо груз в 1кг увеличить или уменьшить примерно на 100 г. Но едва заметная разница в ощущении для груза в 10кг будет вызываться прибавкой к основному грузу уже не 100, а 1000 г. )

     Основные  формы изменения  чувствительности.

     Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Так, входя в воду во время купания, в первый момент мы ощущаем ее очень холодной, но проходит несколько секунд, и вода как будто теплеет. (Однако привыкание к изменению температуры выражено отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре также, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места). Подобное явление наблюдается и при других ощущениях. Если после яркого света человек оказывается в темноте, то в первые мгновения он ничего не видит. Но вот проходит несколько секунд, и становятся видны контуры предметов, а через некоторое время различаются многие вещи. Такие изменения в ощущениях объясняются тем, что организм приспосабливается к изменениям среды. Это приспособление органов чувств к изменившимся условиям принято называть адаптацией.

     Адаптация – это изменение  чувствительности для  приспособления к  внешним условиям.

     Приспособляемость органов чувств к изменениям в окружающей среде очень велика. Так, чувствительность нашего глаза к свету может возрасти в 200000 раз.

     Это объясняется тем, что при переходе от яркого освещения к темноте зрачок расширяется. Его площадь, через которую проходят лучи света, может при этом увеличиться в 17 раз. Кроме того, в темноте на сетчатке начинают функционировать особенно чувствительные к свету палочки. 
Тем, кому для работы нужна быстрая адаптация зрения, например шоферам, летчикам, полезно перед выходом на улицу в ночное время побыть несколько минут в темной комнате или, находясь в светлом помещении, походить некоторое время в красных очках. Через них лучи не действуют на палочковый аппарат зрения, и он отдыхает, после чего в темноте становится особенно чувствительным.

     Довольно сильна адаптация в обонятельных ощущениях. Войдя в плохо проветренное помещение, мы в первые мгновения ощущаем неприятные запахи, но скоро перестаем их замечать.

     Т.е. другими словами, адаптация –это привыкание к внешним условиям.

     Существует  процесс, противоположный привыканию - сенсибилизация.

     Сенсибилизация  – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов или состояния организма.

     При этом процессе повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми.

     ………….Рассказ о пытке капающей водой………..

 

    4.Восприятие. Основные особенности  восприятия.

 

     Благодаря ощущениям в больших полушариях мозга отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т. п.). Но в окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи и явления, т.е. не звуки, а предмет или явление, производящее этот звук; не свет, а светящиеся предметы; не запах, а пахнущие объекты. Кроме того, каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств и свойств. Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, т.е. процесс отражения предмета в целом, в совокупности его свойств. Таким процессом и является восприятие. Отдельные ощущения, даваемые анализаторами, объединяются в коре мозга, и у человека создается целостный образ предмета или явления.

     Психический процесс, заключающийся в отражении в коре головного мозга предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, называется восприятием.

     Без этого процесса познание человеком окружающего мира было бы невозможным.

     Физиологической основой восприятия являются сложные условнорефлекторные связи в коре больших полушарий, где осуществляется синтез (объединение) возбуждений, идущих от внешних раздражителей. 
При восприятии происходит согласованная деятельность нескольких анализаторов и ответная реакция организма на целый комплекс раздражителей.

     Восприятие как психический процесс обладает рядом свойств.

     Свойства восприятия:

     1.Целостность и структурность. Восприятие – это всегда целостный образ предмета. Причем это непросто набор ощущений, человек воспринимает обобщенную структуру.

     2.Осмысленность. Восприятие всегда тесно связано с мышлением.

     3.Константность. Окружающий нас мир воспринимается нами как относительно постоянный. (Если мы смотрим в окно на виднеющиеся вдали телеграфные столбы, отражения их на сетчатке нашего глаза получаются очень небольшие, значительно меньше, чем то отражение, которое дает лежащий перед нами карандаш. Но с какого бы расстояния мы ни смотрели на столб и карандаш, первый постоянно будет восприниматься нами как большой, а второй — как маленький.)

     4.Избирательность. Это свойство проявляется в преимуществе одних объектов в сознании человека по сравнению с другими. Т.е. человек склонен воспринимать в предметах и явлениях то, что его интересует. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия, а все остальное – фоном. Иначе говоря, что-то является основным в восприятии человека в данный момент, а что-то второстепенным. (Разговаривая на многолюдной улице со своим знакомым, вы отчетливо видите в толпе своего собеседника, а вся масса людей для вас только фон. Если же в толпе возникает какое-либо особое событие, то ваше внимание переключается и вы уже меньше воспринимаете собеседника, а больше - окружающих.) Или еще пример: в зависимости от того, что будет объектом, а что – фоном восприятия, зависит то, что вы увидите на картинке. Пример картинки «Жена или теща»?

 

     5.Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого психического опыта человека. Человек как бы накладывает образ того, что он воспринимает в данный момент на образы прежних восприятий, которые сохраняет его память. Если эти образы совпадают, человек узнает предмет, который в данный момент находится перед ним.

     Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах из окружающего мира. Известны факты нарушения восприятия, возникновения иллюзий (галлюцинаций).

 
 

5.Внимание.

 

     На человека постоянно действует масса различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии одновременно охватить с достаточной ясностью все эти объекты – кое-что находится в поле ясного сознания, кое-что замечается более или менее смутно, а кое-что не замечается вовсе. Из массы окружающих объектов человек выделяет те, которые представляют для него интерес. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

     Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

 

     Виды внимания.

       Некоторые объекты как бы сами  «притягивают» наше внимание, а  для сосредоточения на других  нужно прилагать определенные  усилия. Первое внимание называется  непроизвольным («пассивным»).

     1.Непроизвольное (пассивное) внимание оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

     2. Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

     3. Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

 

 

 
 

     Свойства внимания.

     - сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального;

     - устойчивость внимания – длительное удержание внимания на предмете или на какой-либо деятельности;

     - объем внимания – количество объектов, которые воспринимаются вниманием с достаточной ясностью, то есть охватываются вниманием одновременно;

     - распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Другими словами, это умение выполнять две или более различные деятельности;

     - переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Информация о работе Психология чувственного познания