Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:56, реферат

Описание

Деньги — необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрагированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением.

Работа состоит из  1 файл

Лекция Психология денег.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

  Деньги  — необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрагированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением.

  Экономическая природа денег очень тесно  связана с психологическими аспектами  хозяйствования. Факторы и закономерности отношения к деньгам рассматриваются в

  ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ

  Цели

  Несмотря  на все большую актуальность и  прикладную важность, а также "эксклюзивность" этой темы в экономической психологии, психологические аспекты денег до сих пор являются малоразработанными. В зарубежной психологии имеется ряд различных и не связанных между собой исследований восприятия монет и банкнот, отношения людей деньгам, а также несколько теорий о происхождении убеждений и поведения, касающихся денег. Единой логически последовательной теории или исследования данной проблемы пока нет. Современные зарубежные исследования в области психологии денег условно можно разделить на четыре основных направления (Furnham & Argyle, 1998; А. Фенько, 2001):

  1. базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;
  2. повседневное экономическое поведение;
  3. психические расстройства, связанные с деньгами
  4. психические особенности богатых и бедных людей.

  1. Деньги как объект психологической оценки

  Экономические теории в основном исходят из "безликости", "одинаковости" денег. Психологи, напротив, считают, что любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной конкретной суммы. Так, восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование. Неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие — с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось.

  Психологическая "окраска" денег связана с  источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги подростками чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.

  Отношение к деньгам зависит и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое "отмывание" денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.

  Различные психологические оттенки использования  имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).

  Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается непредосудительным.

  Вклад классических направлений  психологии в изучение феномена денег

  Предпосылки развития психологических исследований феномена денег на уровне личности можно найти в классических подходах психологии: в психоанализе, бихевиоризме, в теории развития Ж. Пиаже, в работах когнитивистской ориентации. Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение. Из анально сдержанного ребенка (получающего удовольствие от задержки дефекации) вырастает бережливый взрослый, а из анально несдержанного (получающего удовольствие от процесса дефекации) вырастает транжира.

  Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся условным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и эксперименты на людях в клинике. Крысы и приматы довольно быстро научались реагировать на фишки или другие поощрительные стимулы, которые можно было обменять на любую еду и которые, таким образом, моделировали функции денег. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Б. Скиннеру утверждать, что деньги — это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное со множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления.

  В рамках двух других упомянутых подходов предпринимались попытки поиска более частных закономерностей и механизмов отражения денег: так, когнитивисты стремились выявить мыслительные механизмы денежного поведения, а девелопменталисты (девелопментализм — теория развития) делали акцент на стадиях развития восприятия денег и отношения к ним. Весь спектр исследований выявляет следующее: поведение и установки по отношению к деньгам не являются чем-то обособленным, изолированным, а составляют неотъемлемую часть личности.

  Типы  и акцентуации  личности в контексте  использования денег

  Попытки описать типы личности и характерные  признаки поведения в зависимости  от того, как люди относятся к деньгам, предпринимались в клинических исследованиях (См Lewis A,Webley P,Furnham A. The new economic mind the social Psychology of economic behavior New York, 1995).

  Наблюдая  за больными людьми и изучая их истории  болезни, клинические психологи  выделили следующие главные символические факторы, связанные с деньгами:

  безопасность (у людей, стремящихся к деньгам ради безопасности, страх быть оскорбленным или отвергнутым перерастает в параноический страх быть ограбленным);

  сила (для людей, ориентированных на силу, деньги есть сила, которой они не имели в детстве, следствие преодоления барьера между собой и угрожающим миром);

  любовь (для тех, у кого деньги — символ любви, нарушены процессы морального обмена в сторону утрирования возможности и необходимости покупать или продавать любовь и дружбу, использования денежных знаков как знаков любви);

  свобода (деньги могут выступать как источник свободы от других и власти над ними).

  В другом исследовании были рассмотрены  некоторые виды неврозов, связанных  с такими формами поведения, как  оплата налогов, составление завещания, накопление, использование кредитных карт, а также разработана классификация денежных комплексов и выделены следующие "денежные" типы личности.

  "Скряга" копит деньги, что само по себе является увлекательным него. Он часто испытывает страх потери (денег, вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.

  "Транжир" демонстрирует компульсивное (навязчивое) и бесконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в момент депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм — его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.

  "Денежный  мешок" полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматриваются как лучший способ добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять окружающим миром, и тем более он будет счастлив.

  "Торгаш" навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает чувство превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.

  "Игрок" чувствует себя бодрым и оптимистичным, принимая вызов. Ощущение власти, которое приносит выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.

  Выявленные  на клиническом материале особенности  отношен деньгам и "денежного" поведения представлены и в норме в виде чрезмерного усиления или акцентуаций отдельных его характерных черт свидетельствует об избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. Таким образом, в норме не всегда демонстрируется адекватное отношение к деньгам и поведение, оно может быть утрированно, акцентуировано.

  Описанные акцентуации "денежного" типа личности проявляются в различных контекстах межличностного общения и прежде всего в семейных отношениях, а также в отношениях между людьми на работе.

  Как нечто конкретное, легко подсчитываемое, деньги и проблемы, вязанные с ними, легко маскируют конфликты и  проблемы психологической природы. Ссоры из-за денег, доходов, расходов, приоритетов в покупках служат защитным барьером от глубинных тревог, страхов, опасений, чувства одиночества, комплексов неполноценности. Споры и ссоры по поводу денег — часто отводной клапан для отрицательных эмоций и проблем, особенно тех, которые не впускаются в сознание, чтобы не обдумывать и не обсуждать их.

  Задание.

  1.Ответьте  устно, но искренне, на следующие  вопросы, предлагаемые психотерапевтом  А.М.Полеевым:

  1. охватывает ли Вас желание что-то купить, когда у Вас тяжело на душе? б
  2. испытываете ли Вы чувство тревоги или вины, когда тратите деньги на себя, хотя при этом на близких людей Вы можете тратить деньги щедро и от души?
  3. приводит ли Вас в ужас мысль о том, что Вы можете утратить свои сбережения, хотя у Вас постоянный заработок?
  4. предпочитаете ли Вы сохранять сложные любовные или супружеские отношения из страха, что в одиночку не сможете обеспечить себя материально? л
  5. покупаете ли Вы своим близким и друзьям дорогие подарки, даете ли Вы им деньги взаймы только потому, чтобы окружающие больше любили и уважали Вас? л

  В опроснике отражаются деньги как символы любви, безопасности, силы и свободы.

  Социально-психологические  факторы, влияющие на отношение к деньгам.

  Экспериментально-психологические  исследования феномена денег пока не многочисленны. Применяя специальные измерительные метод ученые выявили многозначность отношения к деньгам: деньги — это мерило удачливости и благополучия, оценка успешности деятельности человека; это одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, и объект презрения, даже моральное зло; деньги выступают как способ обеспечения комфорта и, наконец, деньги — это консервативная коммерческая ценность.

  Относительно  систематические и представительные экспериментальные исследования, позволяющие судить о содержательных и структуре характеристиках отношения к деньгам, а также влияющих на него фактоpax, были стимулированы созданием К.Ямаучи и Д.Темплером в 198.. психометрической шкалы отношения к деньгам (Money Attitude Scales) а затем ее популяризацией выполненными в 1984 г. в Великобритании следованиями А.Фенэма (Furnham A. Many sides of the coin the psychology of money usage // Personality! Individual Differences 1984. Vol. 5.). Подтвердилась многозначность понятия денег, были выделены факторы отношения к деньгам (используем в дальнейшем аббревиатуру МА — Money Attitude, денежные аттитюды; термин "аттитюд", или "социальная установка" используется для обозначения cy6ъективных ориентации индивидов как членов группы или общества на те иные ценности и предписывающих определенные социально принятые способы поведения).

Информация о работе Психология денег