Психология и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:27, реферат

Описание

Целью изучения педагогики и психологии в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из важных составляющих познания, которая будет способствовать:
- повышению общей и психолого-педагогической культуры;
- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

Содержание

Введение 3
1.Психология как наука 4
2.Педагогика как наука 5
3.Виды и особенности памяти 11
Заключение 13
Список использованных источников 15

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Сократ начал философскую основу гуманистической педагогики. Его казнили по приговору афинского суда, составленного на основании лживого обвинения, суть которого сводилась к отрицанию Сократом государственных богов и поклонение новому божеству. Этим божеством был человек.

Сократ считал, что основой личности является субъектное. Человек должен получать образование не путем научения, т.е. передачи истины, а путем самостоятельного поиска ее смысла. Самым ценным в человеке является умение видеть истину (нравственность) и должным образом себя вести. Истину можно познать и усвоить лишь через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие этих противоречий отвергает надуманное знания, а смущение, охватывающий ум, побуждает к поиску настоящей истины. Самокеривництву душе ученика способствует умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами создания таких условий служат маевтика и ирония. Маевтикой Сократ называл искусство добычи с помощью умелых проблемных вопросов скрытого в человеке правильного знания. Иронией — манеру притворяться дураком перед невеждами, которые считают себя знатоками и мудрецами, для того, чтобы они могли из своих ответов узнать свою глупость и направить свои усилия на истину.

С точки зрения Платона, человек — это проявление всего внешнего, которое является неизменным и потому — объективным. В связи с этим основой личности является не субъектное, а объектное. Истина — это идеал воспитания: сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Но постижение истины не может дать постоянного знания, ибо познание человека ограничено чувственным восприятием. Отсюда, образование должно образовывать правильные понятия и отсекать то, что мешает воплощать идею нравственности. Следует прежде всего ограничить естественную чувствительность человека. Праведная мысль — это результат воспитательной деятельности справедливого государства. С другой стороны, главной предпосылкой самосохранения государства является формирование граждан в духе праведности. Таким образом, интересы государства и отдельного человека взаимосвязаны. Педагогика подчиняется политике. Обучение приобретает целенаправленного и жестко воспитательного характера.

В системе научного познания и образования Аристотеля идея трактуется не как самостоятельная категория, а как внутренняя сущность вещей. Поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать понятным, строгим и четким их содержание, т.е. основные понятия всех дисциплин. Достичь этого можно только опираясь на законы, которые обобщают распоряжения относительно того, как что-то должно быть или происходить.

Аристотель считал, что воспитание (naйgeйa) является государственной функцией и  сводится к формированию у личности требуемых совершенств. Для этого следует использовать три фактора: природные задатки, способности приобретать привычку и способность делать выводы.

Природные задатки облагораживаются путем усвоения знаний, необходимых  привычек и применения умений и навыков на практике. Способность приобретать привычку является основой своеобразных тренировок, формирующие умение правильно мыслить и вести себя соответственно нанесенных образцов. Способность суждения, т.е. выражать собственное мнение, опирается не на опыт, который есть у человека, а опыт, который передается ей. Этот опыт научно обоснованный и проверенный.

Факторы воспитания, выделенные Аристотелем, создали почву для первого  научного определения педагогики как  учение о правильном формировании личности. Это определение не утратило своей актуальности сегодня, дойдя до нас практически неизменным.

Развитие педагогической мысли  нашел свое продолжение в трудах древнегреческих философов и ораторов. Первый «штатный» педагог Марк Квинтилиан (35-96 pp.), Который учил юная-ков-патрициев ораторскому искусству, был автором 12-томной книги «Двенадцать книг риторических наставлений», собственно, первой педагогической книги. Наряду с произведениями Цицерона ее изучали во всех риторических школах.

В средние века педагогическая теория потеряла прогрессивную направленность античных времен. Педагогические идеи философов-богословов имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

-В эпоху Возрождения  (XIV-XVI вв.), Когда происходило разложение  феодализма и началось развитие буржуазного общества, появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом провозгласили античный высказывание: «Я — человек, и ни от чего человеческого не свободна ». Среди них итальянец Витторино где Фельтре (1378-1446), голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592).

К началу XVII века педагогика продолжала оставаться частью философии. Отделение ее от философии и оформление в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В 1632 году Коменский создал выдающееся произведение «Великая дидактика», который начал науку о процессе обучения, а в 1633 году — первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа». Все педагогические сочинения Я.А. Коменского пронизывают мысли о том, что человек является «совершенным, прекрасным творением», «чудесным микрокосмом»; школа — «мастерской гуманности», а  правильное воспитание всегда должно быть природовидповид-ным. Не утратила ни актуальности, ни своего научного значения и его схема организации школы, теоретическое обоснование и разработка принципов обучения, классно-урочной системы обучения, и тому подобное.

Вслед за Коменским в. Истории западноевропейской педа-Гогик вошло имя английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704), который сконцентрировал свои усилия на теории воспитания джентльмена — человека уверенного в себе, объединяющая широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с прочностью моральных убеждений; французского материалиста и  просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), автора идеи природного совершенства детей, теории «свободного воспитания», по которой воспитание должно проводиться только интересами и желаниями детей, содействовать их развитию; швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), который предложил учителям прогрессивную теорию нравственного воспитания учащихся, развил идеи гуманного воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитие им сочувствие и жалисности как основы нравственного развития, пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда; немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), автора теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (чотириетапна модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) немецкого педагога Фридриха Адольфа Дистервега (1790-1866), известного идеями об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также мнениями о  подготовке народных учителей, которая должна базироваться на получении научных знаний и привитии высоких моральных качеств.

В России происходили те же процессы рождения педагогики в недрах философии. Со времен Киевской Руси до нашего времени дошли установочные произведения с воспитания: сборник законов «Русская правда» Ярослава Мудрого и  «Правда» Ярое-лавичив (его сына), «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Евдокии Полоцкой», «Поучение детям монаха Ксения -фонта », ряд отрывков из журналов и писем, где подаются описания народных традиций воспитания детей в семьях, отношение родителей к своим потомкам, моральные сентенции поведения человека в обществе.

Вершиной украинской народной педагогики современные исследователи считают казацкую педагогику, которая воплощает в себе «национальную психологию, характер, правосознание, мораль и другие компоненты национального сознания, духовности народа». Основой воспитания детей сызмальства были ведущие идеи казацкого движения (свобода и независимость Украины, незыблемости прав человека и народа, суверенность личности, народовластие). У малышни период, а дальше — на семейно-школьному степени ведущее значение имели культ Отца и Матери, Бабушки и Дедушки, Роду и Народу.

Среди выдающихся просветителей ХУШ века, которые обогатили отечественную педагогику, почетное место принадлежит Григорию Саввич Сковорода (1722-1794). Он первый в украинской педагогике в центре внимания поставил ребенка — его чувства, отношения с миром, его дела, наклоны и дарования; определил цель гуманистического процесса — формирование истинной- человека: мыслящего, чуткого, образованной, со светлым умом, горячими чувствами, подготовленной к труду ради ее счастья и блага народа.

Развитие педагогической мысли в Украине тесно связан с прогрессивными течениями в российском и украинском социальной жизни, что обусловлено историческими причинами.Великий вклад в развитие научной педагогики сделал выдающийся отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинсь-кий (1824 — 1870), автор стройной и оригинальной педагогической системы, которая охватывала основные проблемы воспитания и обучения. Основной идеей этой системы была народность, которую он понимал как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, социальными условиями жизни, географическими особенностями. Самыми чертами народности педагог считал любовь к родине, родной язык, веру в могучие силы народа. Основной целью воспитания должна быть подготовка всесторонне развитого человека, а краеугольным камнем теории воспитания — учение о трудовом воспитании, который утверждает: в трудовой деятельности развивается и формируется человек.

Материальные плоды  труда составляют человеческий благосостояние; но только внутренняя, духовная, животворящие сила труда является источником человеческого достоинства и одновременно нравственности и счастья.

К.Д. Ушинский

Обучение должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, организовываться на основе принципов посильности и последовательности, преемственности и систематичности, наглядности и эмоциональности. Методы преподавания должны способствовать развитию и активизации познавательной деятельности учащихся, их мышления и4 речи в процессе обучения.

Если педагогика хочет  воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Руководящая роль в воспитании принадлежит педагогу. Все базируется на его личности. Учитель должен любить свою профессию, быть высокообразованным человеком, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Ушинский требовал полной перестройки системы образования  на основе новейших научных достижений: «... Педагогическая практика без теории — то же, что и знахарство в медицине».

Фундаментальные работы педагога «Педагогическая антропология», «О камеральную образовании», «Три элемента, школы» и другие, а также учебные книги для детей начальных классов выдержали множество изданий.

Во второй половине XIX — начале XX века в Украине на вопросах образования и воспитания сосредоточили свои усилия почти все деятели культуры и  искусства, литературы и науки. Т.Г. Шевченко (1814-1861) подготовил и издал «Букварь южнорусский» (1861). И.Я.Франко (1856-1916) внес существенный вклад в разработку истории школьного и университетского образования в Украине. М.П.Драгоманов (1841-1895) отстаивал национальную народную образование как таковое, которое вбирает в себя лучшие достижения мировой культуры. П.А. Грабовский (1864-1902 ^ посвятил ряд статей проблемам народного образования. Леся Украинского (1871-1913) отстаивала необходимость народного образования, изображала жалкую сельских школ и учителей.

Закарпатский педагог  О.В. Духнович (1803-1865) внес весомый вклад  в теорию и практику начального образования: написал букварь, методические книги для учителей. Известный украинский педагог Х.Д. Алчевск (1841-1920) исследовала проблемы обучения взрослых и воспроизвела их в  пособиях «Что читать народу?, Книга для взрослых». Известный педагог и общественный деятель С.Ф.Русова (1856-1940) создал концепцию национальной системы образования и воспитания, написала ряд работ по педагогике: Дошкольное воспитание, Дидактика, Нравственные задачи современной школы и другие.

В конце XIX — начале XX века исследования педагогических проблем начинаются в США, куда постепенно перемещается центр педагогической мысли. Инициативные покорителей Нового Света без предубеждения приступили к исследованию педагогических процессов современности и быстро достигли весомых результатов: сформировали закономерности человеческого воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования, которые дают возможность каждому июдини быстро и успешно достичь поставленных целей.

Выдающиеся представители  американской педагогики — Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).

Педагогика социалистического  периода пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества. С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Н.К.Крупской (1869-1939), П.П. Блонский (1884 — 1941), С.Т.Шацький (1878-1934), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А.Сухомлинский (1918 — 1970).

Славу педагогике социалистического  периода принесли работы А.С. Макаренко  и В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива, педагогического руководства им, предложил мет тодики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и  воспитания детей.

 

3.Виды  и особенности памяти

Память человека –  это одно из самых необходимых  физиологических способностей: без  нее невозможно представить нормальную жизнедеятельность. Именно поэтому к возможности запоминать информацию стоит подходить с большим вниманием и трепетом. Во многом качество запоминания зависит от самого человека. Безусловно, есть те люди, которые запоминают очень быстро, хорошо и качественно. Но нередко для других что-либо выучить либо запомнить представляется невероятно трудным. Так в чем же состоит секрет? Можно ли развить память человека? 

Память человека – это способность к получению, хранению, а также воспроизведению жизненного опыта и, в том числе, это психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, сохранения и воспроизведения, являющиеся основными. У каждого из нас они развиты неодинаково, так как имеют разные исходные данные, структуру, результаты.

Информация о работе Психология и педагогика