Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:27, реферат
Целью изучения педагогики и психологии в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из важных составляющих познания, которая будет способствовать:
- повышению общей и психолого-педагогической культуры;
- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
Введение 3
1.Психология как наука 4
2.Педагогика как наука 5
3.Виды и особенности памяти 11
Заключение 13
Список использованных источников 15
По сравнению со всеми живыми существами у человека память развита наиболее сильно. В отличие от животных он обладает тремя мощными ее видами: логической, опосредованной и произвольной.
Произвольная память основана на волевом контроле запоминания, логическая – на употреблении логики, а опосредованная – на использовании разнообразных средств для запоминания.
Каждый из нас мог заметить, что запоминает что-то очень хорошо, но быстро забывает, а кто-то очень долго учит, но в результате помнит материал намного лучше. Итак, почему же так происходит?
Память складывается из трех компонентов: природный потенциал, состояние, а также тренированность памяти.
Природный потенциал памяти представляет собой те возможности для фиксации информации, которыми нас наделила природа.
Состояние памяти – это компонент, существенно изменяющий потенциал памяти.
Тренированность памяти – это результат Ваших усилий по улучшению возможностей памяти посредством упражнений и тренировок.
Память можно классифицировать на основании ее деления по времени сохранения материала, а также по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
По времени сохранения материала выделяют такие виды памяти как мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, а также генетическая.
Свойства памяти человека таковы, что если бы он всю поступающую информацию мог хранить долгое время, согласитесь, весьма непросто было бы выделить в такой «каше» самое необходимое для жизни, к тому же такое количество информации не смогло бы перерабатываться мозгом. Поэтому то, к чему мы не прикладываем усилий для того, чтобы оставить в своей голове, быстро забывается. В дело вступает мгновенная память. Также иногда ее называют иконической. Информация не перерабатывается и забывается. Ее длительность составляет доли секунды.
При кратковременной памяти человек также не прикладывает сознательных усилий для запоминания, мозг фиксирует образ, который он воспринимает. Она длится около 20 секунд. Если в последующем будет необходимо воспроизвести воспринятое, то человек это сможет сделать.
Что же касается оперативной памяти, то здесь вступает в дело уже поставленная задача. При этом мы концентрируемся на запоминании чего-либо для ее решения. Но после того как оно будет найдено, данные могут скоропостижно исчезнуть из головы. Ее срок – от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию неопределенное время. Для того чтобы она вступила в силу, иногда необходимо применять мышление и волевые усилия.
Генетическая память помогает воспроизводить информацию, которая передается по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем оказать воздействие через воспитание и обучение.
Что же касается классификации памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору, то здесь выделяют зрительную, слуховую, двигательную виды памяти. При работе каждого из этих разновидностей в дело вступает эмоциональная память. У всех людей какой-либо вид памяти наиболее развит. Если говорить о развитии памяти человека, то стоит отметить, что определенный ее вид закрепляется тем видом деятельности, которым он занимается. Встретить «чистый» вид памяти – это редкость. В основном люди обладают смешанными видами памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и т.п. Кстати говоря, у большинства людей доминирует зрительный вид. Эмоции при действии какого-либо вида памяти помогают закрепить информацию. Эмоционально насыщенное запомнится лучше, нежели эмоционально нейтральное.
Психолог Герман Эббингауз провел исследование, в результате которого выяснилось, что емкость памяти является ограниченной набором из семи цифр, названиями семи предметов или семи букв. Также он привел доказательство того, что основной процент забывания приходится на первые два часа после того, как Вы что-либо заучили. Вспомните житейский совет учить стихи на ночь перед сном и то, что таким образом материал лучше запоминается. Эббингауз, а также его последователи раскрыли тайну этого феномена: ведь между воспроизведением и забыванием в этом случае нет «тормозящей» деятельности, а это сон и обеспечивает.
Заключение
В настоящее время психология имеет обширные сведения в области человеческой деятельности. Она широко вошла в нашу жизнь, стала важным информационным багажом в различных сферах: в образовании, воспитании, общении, организации труда и др.
Научные психологические
знания не только расширяют и уточняют
взгляд на окружающий мир, но и делают
их более сознательными и
Важным аспектом
психологии является изучение психических
познавательных процессов человека,
что дает возможность человеку постичь
самого себя, узнать положительные
и отрицательные стороны, развить
ряд способностей.
Базовым уровнем познавательных психических
процессов человека является ощущение.
Научное психологическое понимание может стать хорошим подспорьем в наш высокоскоростной, меняющийся век.
Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека.
Список использованных источников
Новокузнецк 2013