Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:41, реферат
Главной целью психологии личности Г. Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерными свойствами человека является его уникальность, индивидуальность. Индивидуальность – основная характеристика человеческой природы, по мнению Олпорта.
Введение…………………………………………………….…..…3
Глава 1. Понятие личности и ее связь
с характером и темпераментом..................................................4
Глава 2. Концепция черт личности ………………………….….5
2.1. Характеристика черт личности………………………….….6
2.2. Общие и индивидуальные черты личности……….….........8
2.3. Индивидуальные диспозиции……………………….........…9
Глава 3. Проприум ………………..…………………….……....10
Глава 4. Концепция функциональной автономности…….…...13
Глава 5. Развитие личности ……………………………….…....15
Заключение………………………………………………….…....18
Литература……………………………………………………….19
Кардинальные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Эта в высшей степени генерализованная диспозиция не может оставаться скрытой, если, конечно, это не такая черта, как скрытность – обладатель ее может стать отшельником, и тогда никто уже не узнает его склонностей. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.
Центральные диспозиции – это строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции лучше всего сравнить с качествами, приводимыми в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Центральные диспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.
Вторичные диспозиции – менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые черты и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности. К ним можно отнести предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.
Таким образом, в данной главе была рассмотрена концепция черт личности Г. Олпорта.
Г. Олпорт не считал, что личность – это лишь набор не связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие.
Олпорт не использует
в своей теории личности
Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил ее понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», предполагая их взаимосвязь.
Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида, т.е. так называемые проприативные функции:
1. Ощущение своего тела. Первый аспект, необходимый для развития проприума, – это ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинают сознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и т.д. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесное «Я». В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесное «Я» остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания. Однако большинство взрослых не сознают телесного «себя» до тех пор, пока не появится боль или приступ болезни.
2. Ощущение самотождественности. Этот аспект наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства цельности и непрерывности «себя» становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство тождества. Но ощущение самотождественности не возникает одномоментно. Например, двухлетний ребенок может не сознавать того, что это ему холодно, что именно он устал или что в туалет нужно ему.
3. Чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявляться следующая форма проприума – самоуважение. Согласно Олпорту, самоуважение – это чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком каких-то заданий.
4. Расширение себя. Начиная примерно с 4-6-летнего возраста, проприум человека развивается посредством расширения границ «себя». По мнению Олпорта, дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают сознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение «моего». Вместе с этим наблюдаются проявления ревностного собственничества, например, «это мой мяч», «кукольный домик мой собственный».
5. Образ себя. Пятая форма проприума начинает развиваться где-то в возрасте 5-6 лет. Это время, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «я хороший» и «я плохой». И все же, у ребенка еще нет ни достаточно развитого сознания, ни представления о том, каким он будет, когда станет взрослым. Как говорил Олпорт: «В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии».
6. Рациональное управление собой. Между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Появляется рефлективное и формальное мышление, и ребенок начинает думать о самом процессе мышления. Но он еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым; скорее он догматично полагает, что его семья, религия и группа ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.
7. Личное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка – выбор карьеры или других жизненных целей. Подросток знает, что будущее нужно планировать, и в этом смысле он приобретает ощущение себя, которое совершенно отсутствовало в детстве. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл – в этом суть личного стремления. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому что развертывается новый этап поиска самотождественности, новое самосознание.[3]
Кроме вышеизложенных семи аспектов проприума, Олпорт предложил еще один – познание себя. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По его мнению, познание себя представляет собой субъективную сторону «Я», которая сознает объективное «Я». На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.
Конечным результатом развития проприативных функций является сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения.
Итак, в данной главе было рассмотрено понятия проприума, его особенности и функции.
Глава 4. Концепция функциональной автономии
Функциональная автономия – это процесс превращения первоначально внешне мотивированного действия (поведения), выполняемого ради достижения какого-либо подкрепления, во внутренне мотивированное.
Г. Олпорт выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.
Концепция функциональной
автономии означает, что мотивы зрелой
личности не определяются прошлыми мотивами.
Прошлое есть прошлое – ничто
с ним не связывает. Иными словами,
причины, по которым взрослый человек
ведет себя так или иначе, не зависят
от того, какие причины изначально
побудили его к такому поведению.
По Олпорту, личность свободна от прошлого
– связи с прошлым
Олпорт различал два типа функциональной автономии: устойчивая функциональная автономия и собственная функциональная автономия.
Устойчивая функциональная
автономия связана с
Собственная функциональная
автономия. В противоположность
повторяющимся действиям, характеризующим
устойчивую автономию, собственная
функциональная автономия относится
к приобретенным интересам
Собственная функциональная
автономия, таким образом, является
шагом вперед по сравнению с простым
«поддержанием существования
Олпорт предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:
1. Принцип организации энергетического уровня. Этот принцип утверждает, что собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления.
2. Принцип преодоления и компетентности. Согласно Олпорту, зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и осуществление поставленных перед собой целей. Отсюда следует, что любое поведение, ведущее к повышению уровня компетентности индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.
3. Принцип построения проприативной системы. Этот принцип указывает на то, что все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивида (проприум). В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума («своего») во имя усиления «себя», отвергая все остальные. Построение проприативной системы является объединяющей тенденцией внутри личности, и эта идея раскрывает взгляд Олпорта на личность как на сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления.[3]
Таким образом, мы рассмотрели
особенности концепции
Глава 5. Развитие личности
В этой главе будет рассмотрен вопрос о том, как представлена личность на различных стадиях развития.
Ребенок
Начнем с индивида в
момент рождения. Олпорт полагает новорожденного
почти целиком продуктом
Как со всем этим ребенок активируется или мотивируется? Олпорт допускает, что первоначально существует общий поток активности – он и есть изначальный источник мотивированного поведения. В этот момент развития ребенок по преимуществу – продукт сегментальных напряжений и переживаний боли и удовольствия. Так, мотивированный потребностью минимизировать боль, сделать максимальным удовольствие продолжает развиваться ребенок.
Уже на первом году жизни, говорит Олпорт, ребенок начинает проявлять отличительные качества, различия в двигательной сфере и выражении эмоций, которые имеют тенденцию сохраняться и вливаться в более зрелые формы приспособления, приобретаемые позже. Олпорт делает заключение, что, по крайней мере, со второй половины первого года жизни ребенок начинает проявлять отличительные свойства, которые, по-видимому, репрезентируют непреходящие атрибуты личности. [3]Однако он отмечает, что «первый год жизни наименее важен для личности – при условии, что не возникает серьезного вреда для здоровья».
Трансформация ребенка
Процесс развития идет по различным линиям. Олпорт полагает, что для описания изменений, происходящих между детством и взрослостью, адекватны различные принципы и механизмы. Особенно он обсуждает дифференциацию, интеграцию, созревание, подражание, научение, функциональную автономию, протяженность «Я». Он даже признает объяснительную роль психоаналитических механизмов и травмы, хотя эти явления не занимают центрального места в том, что он называет нормальной личностью.