Психология индивидуальности Г. Олпорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание

Главной целью психологии личности Г. Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерными свойствами человека является его уникальность, индивидуальность. Индивидуальность – основная характеристика человеческой природы, по мнению Олпорта.

Содержание

Введение…………………………………………………….…..…3
Глава 1. Понятие личности и ее связь
с характером и темпераментом..................................................4
Глава 2. Концепция черт личности ………………………….….5
2.1. Характеристика черт личности………………………….….6
2.2. Общие и индивидуальные черты личности……….….........8
2.3. Индивидуальные диспозиции……………………….........…9
Глава 3. Проприум ………………..…………………….……....10
Глава 4. Концепция функциональной автономности…….…...13
Глава 5. Развитие личности ……………………………….…....15
Заключение………………………………………………….…....18
Литература……………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

рефератd (24).docx

— 44.98 Кб (Скачать документ)

Итак, организм, который  при рождении биологичен, трансформируется в индивида, с растущим эго, расширяющейся  структурой черт, в котором прорастают будущие цели и притязания. Важнейшей  для этой трансформации является, разумеется, функциональная автономия. Этот принцип проясняет, что то, что  изначально лишь обслуживало биологические  цели, становится самостоятельным мотивом, направляющим поведение со всей силой  изначального влечения. Во многом в  связи с этой прерывностью между  ранним и поздним мотивационными структурами индивида имеются, в сущности, две теории личности.

Взрослый

Итак, в зрелом индивиде наблюдается личность, чьи детерминанты поведения – система организованных и конгруэнтных черт. Эти черты  многообразными способами возникли из разобщенной мотивации новорожденного. Точный путь развития этих тенденций  не составляет особенного интереса, поскольку  они, исходя из принципа функциональной автономии, более не извлекают мотивационной  энергии из примитивных источников, какими бы они ни были. Как это обозначает Олпорт, «о, что управляет поведением, управляет сейчас», и нам нет нужды знать историю влечения, чтобы понимать его действие. [3] В существенной степени функционирование этих черт осознанно и рационально. Нормальные индивиды, как правило, знают, что они делают и почему. Полное понимание взрослого невозможно без видения картины его целей и притязаний. Наиболее важные мотивы – не отголоски прошлого, но, скорее, взгляд в будущее. В большинстве случаев мы знаем о человеке больше, если знаем его сознательные планы, чем, если знаем его вытесненные воспоминания.

Олпорт считает, что не все взрослые достигают полной зрелости, т.е. не все взрослые управляют своим поведением на основе ясных, разумных принципов. Тем не менее, то, насколько они избегают бессознательной мотивации и то, насколько их черты независимы от детских оригиналов, репрезентирует степень их здоровья и зрелости. Лишь в случаях серьезных нарушений можно увидеть взрослого, не знающего, что он делает, чье поведение теснее связано с тем, что происходило в детстве, чем с тем, что происходит здесь и сейчас или произойдет в будущем.

По мнению Олпорта зрелая личность должна, прежде всего, обладать самопротяженностью. [3] Это означает, что жизнь не должна быть привязана к непосредственным потребностям и обязанностям. Человек должен быть способен участвовать в широком круге разнообразных деятельностей и радоваться им. Удовлетворения и фрустрации должны быть разнообразными и многообразными, а не ограниченными в числе и стереотипными. Важная часть этой самопротяженности – проекция в будущее: планы, надежды. Чтобы стать зрелым, индивид должен тепло относиться к другим, как в интимных, так и неинтимных контактах и обладать фундаментальной эмоциональной безопасностью и самоприятием. Он должен реалистически относиться как к себе (самообъективация), так и к внешней реальности. Два основных компонента самообъективации – юмор и инсайт. Наконец, зрелость предполагает, что у индивида есть единая жизненная философия. Хотя индивиды должны быть способны быть объективными и с юмором относиться к повседневным жизненным событиям, за этим должна стоять полная серьезность в придании смысла всему, что ими делается.

Таким образом, в данной главе нами были рассмотрены особенности  развития личности на разных возрастных стадиях.

 

                                              Заключение

 

Г. Олпорт внес большой вклад в психологию благодаря своим трудам. Он дал свое определение понятию «личность», выявил особенности ее связи с характером и темпераментом, выдвинул концепцию черт личности, выделил понятие «проприум», разработал проприативные функции, выдвинул концепцию функциональной автономии и охарактеризовал особенности развития личности на разных возрастных этапах. Олпорт подчеркивал важность сознательных детерминант поведения, акцентировал внимание на будущем и настоящем – с относительным исключением прошлого, призывал к изучению индивидуальных случаев. Труды Олпорта являют непрекращающуюся попытку воздать должное сложности и уникальности поведения индивида. 

Работы Олпорта были подвержены многочисленной критике со стороны ряда ученых. Но, не смотря на это, он, в конце концов, оказался одним из наиболее модных теоретиков личности среди психоаналитиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Литература

 

  1. Коржова, Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей [Текст]/ Е.Ю. Коржова.- СПб., 2004.
  2. Марцинковская, Т. Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ.         высш. учеб. Заведений [Текст]/ Т.Д. Марцинковская. - 4-е изд.- М., 2004.
  3. Олпорт, Г.У. Становление личности [Текст]/ Г.У. Олпорт.- М., 2002.
  4. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования [Текст]/ Л. Первин, О. Джон.-М., 2000.
  5. Холл, С. Теории личности [Текст]/ С. Холл, Г. Линдсей.- М.,1997.
  6. Хьел, Л Теории личности [Текст]/ Л. Хьел, Д. Зиглер.- СПб., 1997.
  7. Определение характера, понятие о чертах характера [электронный ресурс]/статья.- режим доступа: http://txtb.ru/135/19.html 2.3.1.
  8. Функциональная автономия мотивов [электронный ресурс]/статья.- режим доступа: logiston.ru/library/allport.
  9. Олпорт Гордон [электронный ресурс]/статья.- режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%EF%EE%F0%F2,_%C3%EE%F0%E4%EE%ED.
  10. Психология индивидуальности Олпорта [электронный ресурс]/статья.- режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/holl_teorii/09.aspx.
  11. Диспозиционная теория личности [электронный ресурс]/статья.- режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/32-2010-08-30-11-31-52/934-2011-01-20-02-34-33.

 

 

 

 


Информация о работе Психология индивидуальности Г. Олпорта