Психология индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:03, реферат

Описание

Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Никто не сомневался в специальной природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения, о ее содержании.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…3
1. Проблема своеобразия личности...................................….…................................4
2. Индивидуальное и типичное в личности.....................................………………..6
3. Основные формы развития индивидуальности….....………………..…….......10
4. Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности.........11
Заключение…………………………………………………………………………………….…..14
Список использованной литературы.………………………………………...……………..15

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.rtf

— 206.13 Кб (Скачать документ)
 

                Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………………………..…3

     1. Проблема своеобразия личности...................................….…................................4

     2. Индивидуальное и типичное  в личности.....................................………………..6

     3. Основные формы развития индивидуальности….....………………..…….......10

     4. Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности.........11

Заключение…………………………………………………………………………………….…..14

Список использованной литературы.………………………………………...……………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Никто не сомневался в специальной природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения, о ее содержании.

      Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

      Социальное - представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.

      Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального.

      Однако для каждого из нас, очевидно, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, своим характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется понятие индивидуальность. Индивидуальность - это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех вышеназванных подструктур психики. Это личность в ее своеобразии.

      Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деятельнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования, как при изучении психологии личности, так и других направлений психологии, что обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

      Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. 
 
 
 
 
 

1. Проблема своеобразия личности

      Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека - один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию.

      С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представление о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям, и даже своеобразный «профессиональный отбор».

      В.С Аванесов пишет, что уже в средине ІІІ тысячелетия до н.э. В Древнем Вавилоне существовали испытания для всех, кто готовился стать писцом - одной из главных фигур месопотамской цивилизации; они должны были обладать многими обязательными профессионально важными качествами. Подобные, часто жестокие испытания, проходили желающие занять должность и в других странах. Эти испытания включали в себя не только проверку необходимых знаний, но и того, что сегодня назвали бы «формально-динамическими» характеристиками индивидуальности, эмоциональности, способностей и т.д. диагностируя их по особенностям поведения в реальных или специально моделируемых жизненных ситуациях.

      В древность же уходят корнями попытки классифицировать индивидуальности, создать их типологию. Так в трактате «Нравственные характеры», автором которого был друг и преемник Аристотеля Теофраст, описывается 30 ярких характерологических типов и их конкретные проявления.

      С античных времен существует физиогномика (от греч. «природа», «природные задатки») - учение о распознавании природных индивидуальных особенностей, в частности, характера, по физическим характеристикам человека.

      Перечень доказательств того, что интуитивное понимание психологической неодинаковости людей и стремление «угадать», диагностировать индивидуальность, можно было бы продолжить. Но важно другое: при таком солидном «возрасте» проблемы, указывают авторы учебника по психогенетике, - ее научная разработка началась, с исторической точки зрения, недавно - во второй половине прошлого века и имеет в психологии весьма интересную судьбу.

      Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Френсиса Гальтона и немецкого Вильяма Штерна.

      Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий, собрал большой экспериментальный материал о разных уровнях в структуре индивидуальности и поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей.

      В. Штерн впервые (1900 г.) ввел понятие дифференциальная психология, сформулировал методологические и экспериментально- методические подходы, базовые понятия, многие статистические приемы, некоторые из которых верны и сейчас.

      Реальное существование индивидуально-психологических особенностей и их значение в жизни стимулировали изучение их с самых разных сторон.

      Складывались еще две отрасли науки, без которых дифференциальная психология не могла бы развиваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика.

      Таким образом, в первые десятилетия ХХ века дифференциальная психология вполне сформировалась как самостоятельная область знаний. Однако в последующие годы проблема индивидуальности то выдвигалась на передний край науки, то отрицалась вообще. Дж. Хирш образно описывает эту ситуацию: «Экспериментально-психологические исследования психологических различий напоминают гамлетовское «Быть или не быть...» Дж. Кеттелл исследовал их, Уотсон хоронил их, Трайтон подчеркивал их важность, Халп минимизировал их значение для теории, Хантер приведен ими в недоумение, Скиннер и его коллеги заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочли фиксировать элементарные софизмы, чем знание о них…».

      Реальное место проблемы индивидуальности в психологической науке определяется значением этой проблемы и для теоретической психологии, и для использования психологических знаний на практике.

      Индивидуальность существует внутри некоторой общности, а последняя имеет разные уровни, разные «объемы»: все мы - дети цивилизации начала ХХІ века, каждый человек - представитель той или иной культуры, этноса, профессиональной, возрастной группы, семьи и одновременно он носитель своего собственного, уникального сочетания всех этих факторов и личного, тоже уникального опыта.

      Итак, можно сказать, что индивидуальные различия - не «ошибка», а неизбежная реальность, способ существования общих психологических закономерностей и исследование индивидуальных различий представляет собой особую актуальную научную проблему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        2. Индивидуальное и типичное в личности

      Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Только в словаре С.И. Ожегова, содержится 51333 слова, и около 1500 из них означают свойства личности. Но все это трудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.

      Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

      Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, самосовершенствования этих качеств.

      Далее уровнем личности является также ее социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умение, привычки.

      Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересы склонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.

      Различия людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.

      В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.

      Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведем несколько примеров поверхностных черт по Кеттеллу:

1. уверенность в себе - покорность.

2. интеллектуальность - ограниченность

3. зрелость ума - непоследовательность, подверженность влиянию и т.д.

      При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат, по крайней мере, четырех факторов личности, не сводящийся ни к одному из них - доминантности.

      Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому количеству типичных портретов. В структуру индивидуально-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические.

      Выделяют общую и частную конституцию человека. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды.

      Иными словами, общая конституция - это общая характеристика организма. Можно предположить, что в основе общей конституции человека лежит генотип человека.

      В структуре частных конституций выделяют два основных класса: класс морфологических конституций и класс функциональных.

      Поскольку телосложение в сравнении с другими видами конституции - это легко наблюдаемая характеристика организма, характеризующая его как единое целое, именно оно занимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституция человека». Поэтому, описывая конституционные особенности индивида, необходимо иметь ввиду весь спектр конституциональных особенностей человека.

      Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

      Немецкий ученый Э. Кречмер в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» пытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.

      Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента:

-Астенический (лептосомный) Шизотимный

-Атлетический Искотимный

-Пикнический

-Диспластический Циклотимный

      Например, Астенический тип - это люди, как правило, высокого роста, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой. Астеники имеют шизотимный темперамент. К более распространенным характеристикам следует отнести необщительность, замкнутость, сдержанность, серьезность. Следующую группу качеств составляют застенчивость, боязливость, сентиментальность, повышенная возбудимость.

      В основе варианта У. Шелдона лежат системы антропометрических показателей («компонентов телосложения»), соответствие которым оценивается по семи бальной шкале. И Э. Кречмер и У. Шелдон пришли к выводу о существовании трех «соматотипов», т.е. максимально непохожих друг на друга - «эндоморфный», «мезоморфный», «эктоморфный».Трем основным соматотипам соответствуют три варианта психической структуры человека.

Информация о работе Психология индивидуальности