Психология индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:03, реферат

Описание

Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Никто не сомневался в специальной природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения, о ее содержании.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…3
1. Проблема своеобразия личности...................................….…................................4
2. Индивидуальное и типичное в личности.....................................………………..6
3. Основные формы развития индивидуальности….....………………..…….......10
4. Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности.........11
Заключение…………………………………………………………………………………….…..14
Список использованной литературы.………………………………………...……………..15

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.rtf

— 206.13 Кб (Скачать документ)

      Чем же так привлекательно типологическое мышлению? По мнению Д. Леонтьева:

1. Универсальностью. Наклеивание «ярлыков» срабатывает всегда. Нет человека, которого с первого взгляда нельзя было бы подвести под тип. Более того, одного человека можно подвести под неограниченное количество типов.

2. Это путь наименьшего сопротивления при познании личности, так, как, по сути, отнесение человека к какому-нибудь определенному типу избавляет нас от необходимости познавать его дальше. Если мы, допустим, определяем человека как хулигана или вундеркинда, уже нет необходимости проникать в него глубже и познавать, чем один хулиган отличается от другого хулигана. Если мы двух людей назвали хулиганами, то различия между ними нас уже мало интересуют. И дальше, действуя как-то по отношению к этим людям, мы уже ориентируемся не на самого человека, а на тот типологический ярлык, который мы уже дали.

      Облегчая нам жизнь, типологическое мышление оказывает нам медвежью услугу. В чем она выражается?

      Как уже было сказано, типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает нам знание не о самой личности, а о соответствии ее нашей типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию.

      Подводя человека под определенный тип, мы делаем его равным самому себе. Изменение не возможно. Непонятно, как хулиган может стать не хулиганом, экстермист не экстермистом, а невротик - здоровым. Тем самым мы консервируем человека, помещаем его в заранее определенную ячейку.

      Типологические обозначения почти всегда категоричны. Человек оказывается либо хулиганом, либо не хулиганом, либо левым, либо правым, либо коллективистом, либо нет. Промежуточные стадии и градации невозможны в рамках типологического подхода - нельзя быть немножко хулиганом или слегка правым.

      Не всем, но большинству типологических характеристик присуща положительная или отрицательная оценка. Отличительная особенность к личности, в отличие, например от традиционного педагогического заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваются одинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятия человека, сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу, по определению исходит из необходимости сформировать определенные идеальные типы, качества и всегда смотрит на конкретного человека через призму этого идеала, что мешает видеть человека самого по себе. Типологический подход к личности по нагруженности оценочными характеристиками близок традиционному педагогическому подходу. Нет нужды добавлять, что сегодня достаточную силу приобрела творческая струя в педагогике, смыкающаяся с психологическим подходом, однако традиционная педагогика еще отнюдь не отошла в историю.

      Некоторая искусственность. Это связано с тем, что каждый тип оказывается на каком-то одном качестве личности, которое абстрагируется и раздувается до таких размеров, чтобы охарактеризовать человека в целом. По сути, тип на этом строится, т.е. одно качество выделяется как определяющее и становится обозначением этого типа. Все типологии, по словам одного из основоположников психологии личности Г. Олпорта, устанавливают границы там, где нет границ. И любая типология определяется задачами, которые мы ставим. Отнесение человека к определенному типу является, по мнению Д. Леонтьева, является не познанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами.1

      Итак, отнесение человека к какому-то определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т.д. Оно дает ответ на какие-то конкретные практические вопросы. Например в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставление склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль.

      В другой ситуации - возьмем ту же нозология в психиатрии - тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т.д. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью типология работает. И те политические ярлыки, которые уже упоминались, тоже работают в конкретной практической ситуации. То есть все типологии работают в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то познавательной ценности они не несут.

      Второй вывод - если типология и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий ближе к истинному познанию - это путь познания личности в разных гранях, разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому то одному обозначению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  3.Основные формы развития индивидуальности

      Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

      В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств - онтогенез. Основная форма развития личностных свойств - жизненный путь человека в обществе. Для субъективных свойств - история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация и финиш индивидных, личностных и субъективных свойств характеризуется несовпадением в возрастном развитии, взаимодействия и взаимовозникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.

      Объективная картина жизненного пути и самосознания личности всегда строится в соответствии индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления.

      Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временем индивидуальность становиться регулятором как хода собственного развития, так и гармонии ее свойств.

      Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность, созидающей творческой деятельности человека. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. «Вызревание» поступков происходят в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера, коммуникативные, трудовые. Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать таким образом новые обстоятельства жизни. И в том и в другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития человека, «позволяет стоить себя изнутри» 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности 

      У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые сообщают смысл всему, с чем человек сталкивается, формируя отношения к ним и смысловые структуры. Характер, способности и роли служат наилучшей адаптации, приспособлению человека к конкретным окружающим условиям и обстоятельствам. Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром. Но в эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда личность осуществляет не только внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько напротив, преодоление любых регуляций на основе осознанного выбора. В личности есть что-то такое, что позволяет ей не только управлять своим характером, способностями, но и своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значимость и побудительную силу различных альтернатив выбора, причем это как раз дано не каждому.

      Основная потребность человека, согласно гуманистической теории личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражение самого себя. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления. Самоактуализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются в обществе. Между тем, человек является таким, каким он сделал себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самоактуализация является атрибутом самого существования человека.

      Следовательно, социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение, и даже случай, обусловливают проявление активности человека. Однако человек может реализовать свою «самость», поскольку способен сознавать свою ценность, возвысится над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдельные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Это отношение, оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

      Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела определяют его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств, становятся основой способности к самореализации. Однако условием самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я" как бы уравновешены

через адекватное понимания своего места в мире и использование адекватных социальных умений.

      Я - это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я - имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса тех или иных психологических школ и направлений.

      Первая грань Я - это так называемое телесное или физическое. Я, переживание своего тела, переживание физических дефектов, осознание здоровья или болезни. Роль телесного Я можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов. Этот эффект проявляется в том, что люди в детстве страдавшие либо реальными физическими дефектами, либо телесными недостатками чисто психологического свойства (малый рост), прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений, и это не только им часто удается, но и нередко приводит к выдающемуся развитию тех или иных способностей.

      Вторая грань Я - это социальное ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций, поскольку у каждого человека Я включает в себя определенные социально-ролевые компоненты. Человек определяет себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей. Это достаточно важная, хотя и не главная характеристику личности.

      Третья грань Я - психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я» Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое Я тоже в него входят.

      Четвертая грань Я. - это ощущение себя источником активности или наоборот, пассивным объектом воздействия, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Это Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе, то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю - следовательно существую», «На том стою и не могу иначе». Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

      Наконец, пятая грань Я - это это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка --общее положительное или отрицательное отношение к себе. Важной характеристикой самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

      Самоотношение является механизмом обратной связи, оно не является или, по крайней мере, не должно являться самоцелью или самоценностью. Но на деле может стать иначе. Главной целью для человека может стать сохранение положительной самооценки или избегание отрицательной любой ценой. В таком случае самооценка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов, заслоняет от человека мир, а порой искажает его, если правдивая картина мира угрожает его самооценке. Активность человека в мире оказывается в этом случае лишь средством поддержания высокой самооценки. Но этот путь ведет в тупик. Высокая самооценка относится к таким вещам, которые могут быть доступны человеку лишь как побочный результат его активности, но ускользают от него, как только он пытается сделать их целью. В качестве примера, вслед за В. Франклом, можно назвать счастье и самоактуализацию.

Информация о работе Психология индивидуальности