Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:40, контрольная работа
Сущность психологии, ее особые качества, психические процессы и психологические принципы. Роль психологии для познания мира и прямая связь между интересом к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Основные качества руководителя.
1. Введение ..................................................................................................... 3
2. Психология как наука, ее методологические и
естественнонаучные основы …………………………………………………………..………….3
2. Методологические принципы психологии ............................................….7
3. Структура психологии (таблица)..................................................................9
4. Основные психологические школы ..........................................................10
5. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору ..................................................................................................13
6. Заключение .................................................................................................15
7. Список литературы .....................................................................................16
Филиал НОУ ВПО «Санкт – Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми
Экономический факультет
Заочное отделение
Кафедра экономики и менеджмента
Направление: 080507 «Менеджмент организации»
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
Тема: Психология как наука, ее методологические и естественнонаучные основы.
Студента
второго курса
Зелениной Марины
Преподаватель:
Русинова Ирина
Валерьевна
г. Пермь
2009 г.
Содержание
1. Введение ..............................
2. Психология как
наука, ее методологические и
естественнонаучные основы …………………………………………………………..………….3
2. Методологические
принципы психологии ..............................
3. Структура психологии
(таблица).....................
4. Основные психологические
школы ........................
5. Психологические требования,
предъявляемые к руководителю как к организатору
..............................
6. Заключение ..............................
7. Список литературы
..............................
Введение
Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
Известный
психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз
сумел сказать о психологии очень лаконично
и точно: у психологии огромная предыстория
и очень короткая история. Под историей
имеется в виду тот период в изучении психики,
который ознаменовался отходом от философии,
сближением с естественными науками и
организацией собственного экспериментального
метода. Это произошло в последней четверти
XIX в., однако истоки психологии теряются
в глубине веков.
Психология
как наука, ее методологические
и естественнонаучные
основы
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.
Материальным субстратам протекания психических процессов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы – организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим материальное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.
Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.
О философской методологии
- материя первична, а сознание, психика – вторична;
- окружающий мир познаваем для человека;
- все в мире находится в непрерывном движении, изменении;
- закон перехода количественных изменений в качественные;
- источником развития является единство и борьба противоположностей;
- развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного.
В
рамках специально-научной
К
общенаучной методологии
- концепции системного научного анализа;
- структурно-уровневый подход;
- кибернетические принципы описания сложных систем и др.
Конкретно-научная
методология разрабатывает
На
уровне метода или конкретной методики
психология использует группы методов:
организационные, эмпирические, методы
обработки данных и методы коррекции.
К организационным методам
К эмпирическим методам
Методологические
принципы психологии
Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:
Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется, прежде всего, его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.
Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).
Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.
Информация о работе Психология как наука, ее методологические и естественнонаучные основы