Психология как наука, ее методологические и естественнонаучные основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:40, контрольная работа

Описание

Сущность психологии, ее особые качества, психические процессы и психологические принципы. Роль психологии для познания мира и прямая связь между интересом к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Основные качества руководителя.

Содержание

1. Введение ..................................................................................................... 3
2. Психология как наука, ее методологические и
естественнонаучные основы …………………………………………………………..………….3
2. Методологические принципы психологии ............................................….7
3. Структура психологии (таблица)..................................................................9
4. Основные психологические школы ..........................................................10
5. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору ..................................................................................................13
6. Заключение .................................................................................................15
7. Список литературы .....................................................................................16

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

Филиал  НОУ ВПО «Санкт – Петербургский  институт

внешнеэкономических связей, экономики  и права» в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики  и менеджмента

Направление: 080507 «Менеджмент  организации»

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

Тема: Психология как наука, ее методологические и естественнонаучные основы.

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                    Студента  второго курса

                    Зелениной Марины

                    Преподаватель:

                    Русинова  Ирина

                    Валерьевна

г. Пермь

2009 г.

 

     Содержание 

1. Введение ..................................................................................................... 3

2. Психология как  наука, ее методологические и  
естественнонаучные основы …………………………………………………………..………….3

2. Методологические  принципы психологии ............................................….7

3. Структура психологии (таблица)..................................................................9

4. Основные психологические  школы ..........................................................10

5. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору ..................................................................................................13

6. Заключение .................................................................................................15

7. Список литературы .....................................................................................16 

 

     Введение

    Психология - и очень старая и совсем молодая  наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

    Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.  

    Психология  как наука, ее методологические и естественнонаучные основы 

    Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

    Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

    Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

    Человек не просто проникает в мир с  помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

    В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

    Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются  и исследуются отдельно, хотя в  действительности они тесно связаны  друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

    Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного  мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и  их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.

    Материальным  субстратам протекания психических  процессов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов  оказывают влияние многие факторы  – организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим материальное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.

    Психические процессы, с помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого организма и его  внутренней среды, называются познавательными  психическими процессами.

    В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему  наук. В ней выделяется множество  отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления  научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

    Методология науки – это ее мировоззренческие  позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.

      О философской методологии говорят  как о той основе, на которой  базируется деятельность; это учение  о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия определяет исходные позиции ученого в отношении действительности. Крупные философские учения выступают в роли методологической основы определенных научных направлений. К этому уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления, например, обсуждение специфики гуманитарного и естественнонаучного методов познания. К положениям, составляющим общую методологию науки, относятся, например, следующие законы материалистической диалектики:

- материя первична, а сознание, психика – вторична;

- окружающий мир познаваем для человека;

- все в мире находится в непрерывном движении, изменении;

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- источником развития является единство и борьба противоположностей;

- развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного.

    В рамках специально-научной методологии  выделяются несколько уровней: уровень  общенаучной методологии, уровень  конкретно-научной методологии, уровень  метода как конкретной методики (или способа действий с объектом).

    К общенаучной методологии относятся  универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые  не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например:

- концепции системного научного анализа;

- структурно-уровневый подход;

- кибернетические принципы описания сложных систем и др.

    Конкретно-научная  методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.

    На  уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод.

      К эмпирическим методам относят:  наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные  методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ  продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качественный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).  

    Методологические  принципы психологии 

    Применительно к психологии следует назвать  следующие принципы:

    Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется, прежде всего, его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.

    Принцип единства внешних воздействий и  внутренних условий гласит, любые  внешние воздействия (стимулы,  факторы, влияния) преломляются  через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

    Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом  преобразования мира, в том числе  и идеального (мира и преобразования).

    Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

Информация о работе Психология как наука, ее методологические и естественнонаучные основы