Психология как наука, задачи современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:24, реферат

Описание

Еще в древней Греции возникли первые попытки объяснить психические явления. Эти представления рассматривали психику, душу как непременный атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Этот взгляд на природу психики получил название анимизма (от лат. anima — душа, дух). Дальнейшее развитие представлений о природе психики связано с именами Демокрита и Платона.

Содержание

Теоретическая часть…………..…………………………………………..3 - 9
1. Психология как наука, задачи современной психологии…………….….3
1.1 Становление психологии как науки…………..…………………..….3
1.2. Предмет психологии и методы исследования…………………...….5
1.3 Отрасли психологии………………………………………………...…7
1.4 Задачи современной психологии……………………………….……9
Практическая часть…………………………………………………….10 - 15
2. Задание 1…………………………………………………………………..10
3. Задание 2……………………………………………………………….….12
4. Задание 3………………………………………………………………..…15
Заключение…………………………………………………………………...17
Библиографический список……………………………………………...….18

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 39.61 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Теоретическая часть…………..…………………………………………..3 - 9

1. Психология как наука, задачи современной психологии…………….….3

1.1 Становление психологии как науки…………..…………………..….3

1.2. Предмет психологии и методы  исследования…………………...….5

1.3 Отрасли психологии………………………………………………...…7

1.4 Задачи современной психологии……………………………….……9

  1. Практическая часть…………………………………………………….10 - 15

2. Задание  1…………………………………………………………………..10

3. Задание  2……………………………………………………………….….12

4. Задание  3………………………………………………………………..…15

Заключение…………………………………………………………………...17

Библиографический список……………………………………………...….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психология как наука, задачи  современной психологии

    1. Становление психологии как науки

Психоло́гия — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Психология  как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Еще в древней Греции возникли первые попытки объяснить  психические явления. Эти представления  рассматривали психику, душу как  непременный атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая  выступает источником движения и  развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать  влияние на судьбу человека, его  здоровье, успех. Этот взгляд на природу  психики получил название анимизма (от лат. anima — душа, дух). Дальнейшее развитие представлений о природе  психики связано с именами  Демокрита и Платона.

Античные  ученые, философы, врачи высказывали  мысли о связи психики и  мозга, выдвигали идеи о зависимости  психики от окружающей среды, об устойчивых индивидуальных признаках психики  человека (учение о темпераменте).

Господствующая  в средние века религия запрещала  изучение человека. Несмотря на это, начиная  с XV в., на развитие психологической  мысли огромное влияние стала  оказывать механика, достигшая в  этот период своего расцвета. Французские  философы и естествоиспытатели XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк  впервые разработали идеи о социальной детерминации психики человека, идеи, которые являются важнейшим положением современной психологии.

В начале XIX в. стали складываться новые подходы  к психике, возникли предпосылки  для формирования психологии как  науки. К числу таких предпосылок  относится развитие анатомии и физиологии нервной системы.

Важное  значение имело также изменение  положения психиатрии и отношения  к душевнобольным. До сих пор душевнобольной считался одержимым дьяволом и его  не лечили, а применяли к нему методы воздействия, которые можно сравнить с инквизицией. Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить, послужили началу сравнительных исследований психики в норме и патологии.

Таким образом, во второй половине XIX в. знания, накопленные  в биологии, физиологии, медицине, явились  основой для создания научной  психологии.

Основание научной психологии связано с  проникновением в нее экспериментальных  методов. Начало экспериментальной  психологии относится к 1879 г., когда  Вундтом была открыта первая лаборатория  экспериментальной психологии в  Лейпциге, в которой началось систематическое  изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Конец XIX — начало XX вв. ознаменованы бурным ростом экспериментальной и различных  отраслей прикладной психологии. В  области экспериментальной психологии можно назвать исследования памяти, проведенные Эббингаузом. Используя  эксперимент и количественный анализ, он открыл собственно психологические  закономерности.

Становление современной отечественной психологии связано с именами Сеченова, Бехтерева, Павлова, заложившими физиологические  основы изучения психики. Всемирное  признание получили работы Павлова, посвященные изучению условных рефлексов, механизмов высшей нервной деятельности. Многие вопросы, имеющие существенное значение для современной психологии, такие как теория темперамента, учение о взаимодействии полушарий и  др.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предмет психологии и методы исследования

Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Наука не может развиваться, если не будет  постоянно пополняться все новыми фактами. Для накопления факторов используются так называемые наглядно-обоснованные методы, которые являются важным элементом качественного и успешного развития этой науки. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и другие).

Эксперимент. Базовым отличием и преимуществом данного метода в том, что исследователь может по своему желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Это преимущество экспериментального метода объясняет его очень широкое применение в психологии.

Наблюдение. Основным преимуществом данного метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода наблюдения можно назвать значительную трудоемкость.

Метод интервью. Этот метод имеет отличие от анкетного метода, применяемого в социологии. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса.

Метод беседы. Он используется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать крайне ценные результаты.

Метод экспертных оценок. Его широко применяют в психологии личности. Здесь компетентные лица, хорошо знающие испытуемых могут выступать в качестве экспертов.

Метод тестов. Тесты являются особыми методами психодиагностического обследования Их использование позволяет получить точную качественную или колличественную характеристику изучаемого явления.

Метод самонаблюдения. Он не является основным методом исследования в психологии, но может использоваться самостоятельно. Основным его полезным свойством является возможность изучения с помощью данного метода различных психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.

Помимо  перечисленных методов, предназначенных  для сбора первичной информации, в психологии широко используются различные  способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, а  также методы качественного анализа.

 

 

    1. Отрасли психологии

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу  знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все  сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых  психологических знаний. Одни отрасли  психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное  направление. Вместе с тем все  отрасли психологии условно можно  разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются: психические процессы; психические свойства; психические состояния. Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем СЛ. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

 педагогическая  психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

возрастная  психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);

 дифференциальная  психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;

 социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;

политическая  психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

 психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;

 медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

юридическая психология изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

 

 

 

    1. Задачи современной психологии

Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело  к идее создания разветвленной психологической  службы в образовательной системе. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим  звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Практически  во всех образовательных учреждениях  введен для обязательного изучения курс психологии.

Важнейшая функция психологии в общей системе  научного знания состоит в том, что  она, синтезируя в определенном отношении  достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек. Известный  отечественный психолог Б. Г. Ананьев  наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать  данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Именно  психология призвана определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

во всех своих связях с другими науками  психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета (о чем уже подробно шла речь в предыдущих лекциях). В психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология  и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, "несовместимость", они все тем не менее относятся  к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит  в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Главный объект исследования всей системы  психологических дисциплин - человек, его психические процессы, состояния  и свойства.

Информация о работе Психология как наука, задачи современной психологии