Психология как наука, задачи современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:24, реферат

Описание

Еще в древней Греции возникли первые попытки объяснить психические явления. Эти представления рассматривали психику, душу как непременный атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Этот взгляд на природу психики получил название анимизма (от лат. anima — душа, дух). Дальнейшее развитие представлений о природе психики связано с именами Демокрита и Платона.

Содержание

Теоретическая часть…………..…………………………………………..3 - 9
1. Психология как наука, задачи современной психологии…………….….3
1.1 Становление психологии как науки…………..…………………..….3
1.2. Предмет психологии и методы исследования…………………...….5
1.3 Отрасли психологии………………………………………………...…7
1.4 Задачи современной психологии……………………………….……9
Практическая часть…………………………………………………….10 - 15
2. Задание 1…………………………………………………………………..10
3. Задание 2……………………………………………………………….….12
4. Задание 3………………………………………………………………..…15
Заключение…………………………………………………………………...17
Библиографический список……………………………………………...….18

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 39.61 Кб (Скачать документ)

Задание 1

Напишите  множество жизненных профессиональных ситуаций, в которых возникает  необходимость в психологических  знаниях.

В медицине врач часто сталкивается с ситуацией  информирования больного о диагнозе его болезни (к примеру, в онкологической практике). Подразумевается, что знание больным диагноза своего онкологического заболевания помешает адекватному проведению необходимой терапии вследствие возможной и «высоко вероятной» негативной эмоциональной реакции пациента (вплоть до суицидальных попыток). В то же время неопределенность может нести защитные психологические функции. И в такой ситуации лучше, если больной будет не до конца знать, что с Ним, чем зная это, будет думать о том, сколько ему осталось жить.

Одним из основных способов познания мира и  приобретения практических навыков  является подражание. Детям очень  нравится слушать различные истории  и сказки.  Для ребёнка, оказавшегося в трудной ситуации, важно найти пример для подражания. Нравоучения и советы родителей тут не помогут. Зато, если донести эти советы в форме сказки, их  эффективность сильно возрастёт.

Фобия - страх, который нельзя объяснить. Он ничем не обоснован, совершенно не мотивирован и не нужен для выживания, то есть бесполезен, бесплоден, напрасен. Клаустрофобия (боязнь закрытого пространства) довольно часто встречается среди людей. В лифте человеку страдающему этой фобией становится тяжело дышать, появляется головокружение, сердцебиение и др. при этом важно если вы оказались рядом проявить сострадание и помочь человеку справится с приступом страха. Для этого можно попросить человека представить или вспомнить что-нибудь хорошее, дать успокоительное, попросить человека сфокусироваться на каком либо предмете, отвлечь разговором.

Очень важно  держать свои страхи и эмоции под  контролем, особенно в общественных местах, в экстренных случаях, при  возникновении опасных ситуаций. Так, например, при возгорании автобуса важно чтобы пассажиры не поддавались паники и не устраивали давку, организованно, пропуская детей и женщин вперед покинули автобус.

Пограничнику  приходится сталкиваться со значительными  трудностями и препятствиями  как внешнего, так и внутреннего  характера. Пограничная служба всюду  проходит в сложнейших условиях - на пограничных заставах и комендатурах, на кораблях и в пунктах пропуска через Государственную границу. В этих условиях нужны сильные  мотивы, которые бы побуждали воина  стойко преодолевать отрицательное  воздействие факторов в ходе выполнения служебных задач. Отсюда резко возрастает роль психологического обеспечения  служебной деятельности. Психологическая  подготовка заключается в многократной тренировке служебных действий в  напряжённых ситуациях, в обстановке опасности и неопределённости, в  результате чего у военнослужащих исчезает состояние психологической напряжённости, угнетающе действующее на психику.

Продавцы  в магазинах часто пользуются психологическими уловками, в магазинах одежды покупательницы-женщины, прежде всего, обращают внимание на полки и вешалки, на которых царит беспорядок. Подсознательно им кажется, что именно там находится все самое интересное и продавцы тем самым поднимают уровни продаж.

В конфликтных  и споровых ситуациях, чем спокойней выглядит человек, тем реже другим людям приходит в голову ему противоречить. Напротив, человек, который отстаивает свою точку зрения с горячностью, рискует встретить хорошо аргументированное и яростное сопротивление.

В незнакомом месте большинство людей делает поворот направо. Поэтому, чтобы не оказаться в толпе или стоять долго в очереди, нужно идти налево или занимать ту очередь, что левее.

 

 

 

Задание 2

Напишите, какие знания по психологии могут  потребоваться в вашей будущей  профессии.

Задача  менеджера заключается в том, чтобы направлять работников на развитие организации. Для этого надо понимать что влияет на поведение человека: характеристики личности человека; характеристики организационного окружения человека.

В каждой конкретной ситуации при взаимодействии человека с организацией возникают свои проблемы, свои причины и свои решения этих проблем. Для того, чтобы решить эти проблемы, руководители организации или менеджер должны обладать психологическими  знаниями.

  Главные  задачи психологии менеджмента:                    

1. Эффективный подбор кандидата на должность менеджера.

2. Адекватная и объективная оценка их деятельности.

3. Знание психологических методов.

Законы  психологии управления проявляются  во взаимодействии людей, в межличностных  отношениях и в групповом поведении. И хотя они существуют в «пространстве» межсубъектном, по своей сущности и  характеру это — объективные  законы. Они действуют вне зависимости  от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет.

Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются: закон неопределенности отклика; закон неадекватности взаимного восприятия; закон неадекватности самооценки; закон искажения информации; закон самосохранения; закон компенсации.

Закон неопределенности отклика. Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях.

Закон неадекватности взаимного восприятия. Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям: а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»; б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться; в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена. Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются.

Закон искажения  информации. Иногда его называют законом  потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого  закона заключается в том, что  управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет  объективную тенденцию к изменению  смысла в процессе движения «сверху  вниз». Степень изменения прямо  пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. 
В области психологии управления рекомендуют произвести следующие действия: Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации. Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать. Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения. Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

Закон компенсации. В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.

 
 

 

 
 

Задание 3

Какие отрасли  психологии решают  следующие задачи:

  1. Оценивают эффективность воздействия телепередачи на зрителя.
  2. Выявляют причины аварийности на  производстве.
  3. Разрабатывают меры по устранению дедовщины в армии.
  4. Устанавливают уровень психического развития ребенка.
  5. Разрабатывают систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.
  6. Дают психологический анализ последствий для детей социально – экономических изменений в России.

Ответы:

  1. Социальная психология  исследует социально-психологические явления в больших группах, проблемы массовой коммуникации (телевидение, кино, пресса и т. п.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, психологию наций, народностей, влияние на людей политических процессов, происходящих в обществе.
  2. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.
  3. Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.
  4. Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития.
  5. Политическая психология — междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях.
  6. Детская психология - отрасль возрастной психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка.

Исследование  детского поведения преследует две цели: понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает воспринимает; понять, как ребенок взрослеет, научиться предсказывать особенности его развития и выяснить, каким образом события и впечатления детства влияют на последующее развитие.

 

 

 

 
 

 
 

 

 

Заключение

Психология  имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических  вопросов о психологической жизни и сознательной деятельности человека. Она имеет также практическое значение, возрастающее по мере того, как основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и общественных отношениях. Психологическая наука имеет большое практическое значение для ряда областей.

Изучение психологии помогает человеку лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные и отрицательные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

Каждый, кто серьезно изучает психологию, может научиться лучше видеть и свои сильные и слабые стороны, получает возможность работать над собой, совершенствуя хорошие качества и преодолевая недостатки. Знание психологии помогает людям в их трудовой и учебной деятельности, раскрывая условия лучшего понимания, запоминания, внимания, мыслительной деятельности. Большое значение имеет психология для изучения литературы, языка, истории и других общественных наук, которые отражают психическую жизнь человека. Данные психологии используются в педагогической науке. Без знания психических особенностей детей нельзя успешно заниматься их обучением и воспитанием.

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология:  учебник для вузов/ Г. С. Абрамова. – М., Проспект, 2010 – 300с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для вузов/ Г. М. Андреева. – 5-е изд., и доп. – М. : Аспект Пресс, 2009 – 265 с.
  3. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. – М. : Дельта, 2008 – 128 с.
  4. Петровский А.В. История психологии: учеб. пособие для вузов / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.- М. : ИНФРА-М, 2009 – 203 с.
  5. Удальцова, М. В. Социология и психология управления : учебник для вузов / М. В. Удальцова, Л. К. Аверченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 320 с.
  6. Тертель А. Л. Психология в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / А. Л. Тертель. – М. : Омега-Л, 2008 – 176 с.

Информация о работе Психология как наука, задачи современной психологии