Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Содержание

1. Предмет психологической науки и основные задачи её исследования. Этапы развития психологии (школы, направления).
2. Психика. Сознание. Бессознательное.
3. Основные отрасли психологии.
4. Методы исследования в психологии
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

контрошка по психологии.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
 
 

     Контрольная работа 

     по  дисциплине «Психология и педагогика»

     на  тему: «Психология как наука» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Уфа 2012

     Содержание 

     
  1. Предмет психологической  науки и основные задачи её исследования. Этапы развития психологии (школы, направления).
  2. Психика. Сознание. Бессознательное.
  3. Основные отрасли психологии.
  4. Методы исследования в психологии

     Использованная  литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Предмет психологической  науки и основные задачи её исследования. Этапы развития психологии

     Предметом психологии являются: психика, ее механизмы  и закономерности как специфическая  форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

     В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

     ♦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

     ♦ в XVIII в. место души заняли явления  сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

     ♦ в начале XX в. появился и получил  распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

     ♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

     ♦ процессы переработки информации и  результаты этих процессов как предмет  психологии рассматривают когнитивная  психология и гештальт-психология;

     ♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

     В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и  отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие  или препятствующие достижению ими  вершин в жизни и творческой деятельности.

     Основные  задачи психологии:

     – изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

     – изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

     – использование полученных знаний в  различных отраслях практической деятельности.

     Прежде  чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое  описание понятий «методология», «метод»  и «методика».

     Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

     Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной  теории и вынесения практических рекомендаций.

     Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой  совокупность правил для конкретного  исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

     Явления, изучаемые психологией, настолько  сложны и многообразны, настолько  трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

     Все методы психологии могут быть разделены  на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

              

     История развития психологического знания и основные направления в  психологии.

     Античность

     Ранние  античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

     Средние века

     Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

     Новое время

     В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые  использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

     3 августа 1795 года британский королевский  астроном Невил Маскелайн впервые  обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

     Девятнадцатый век стал для психологии веком  постепенного зарождения её как научной  дисциплины, выделения соответствующих  областей из философии, медицины, точных наук.

     Эрнст Вебер исследует зависимость  интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

     Герман  Гельмгольц исследует нервную систему  как основу психики, формулирует  представления об «автоматических  умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

     Однако  главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

     Первые  десятилетия

     Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной  стороны, активно развивается психоанализ  — школа психотерапии, первоначально  основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

     В США активно развивается бихевиоризм  — основанная Дж. Уотсоном школа  психологии, базирующаяся на работах  И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

     В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие  от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых  построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

     Первая  мировая война стимулировала  развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

     1930—1940-е  годы

     В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди  которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном,в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ "Архетипы и коллективное бессознательное".

     Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

     Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически  не встречается у более старших  детей.

     Активно развивается психологическая и  психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

     Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

     Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

     Вторая  мировая война вызывает новый  всплеск активности психологов в  области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

     1950—1960-е  годы

Информация о работе Психология как наука