Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Содержание

1. Предмет психологической науки и основные задачи её исследования. Этапы развития психологии (школы, направления).
2. Психика. Сознание. Бессознательное.
3. Основные отрасли психологии.
4. Методы исследования в психологии
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

контрошка по психологии.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

     Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного  роста во множестве направлений. В современных учебниках большая  часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

     Теория  бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила  перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

           Активно развиваются  техники модификации поведения  на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

     На  фоне этого появляются гуманистическая  психология и психотерапия как попытка  преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

     Происходит  бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

     В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы: (саентология, лайфспринг).

     В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра  психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В  заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

     1970—1980-е  годы

     Происходит  бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики  как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика. 

     В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

     2. Психика. Сознательное. Бессознательное. 
 

     2. Психика. Сознание. Бессознательное.

     Психология  — это наука о психике и психических явлениях.

     Психика – это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В качестве объективного критерия психики выступает способность живых организмов реагировать на нейтральные раздражители (в засуху животные передвигаются поближе к водоему, слыша звук машин, они отодвигаются, уходят от шума)

     Предмет общей психологии – закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований.

     Предмет изучения психологии – психика человека:

     - психические процессы – познавательные, эмоциональные, волевые;

     - психические состояния – бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника  и др.;

     - психические образования – знания, умения, навыки, привычки;

     - психические свойства (свойства  личности) – темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

     Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.

     Законы  психологии показывают:

     - как человек познает окружающий  его объективный мир, как он  отражается в мозгу человека;

     -как  развивается психическая деятельность человека;

     -как  формируются психические свойства  личности.

     Они необходимы для формирования у людей  высоких человеческих качеств. Главный  объект исследования – это человек, его психические процессы, состояния  и свойства.

     Сознание – функция головного мозга, сущность которой заключается:

     1 сущность – в адекватном, обобщенном  и осуществляющемся в речевой  форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает  людям не только сообщения  о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире);

     2 сущность – в связывании вновь  поступающей информации с прежним  опытом (открываю один глаз утром  и определяю, где я, то я  в сознании)

     3 сущность – выделении человеком себя из окружающего мира, противопоставление себя как субъекта, конструктивно-творческой переделке внешнего мира (познающий субъект, способный мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролирующий собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность)

     Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей

     Сознание  человека – это свидетельство  и производный компонент его  реальной жизни. Характеристики сознания – непрерывность, динамизм, направленность (с чем связан интерес)

     Структура сознания:

     - осознание вещей, а также переживание,  то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается

     - ощущения,

     - восприятия,

     - представления,

     - понятия,

     - мышление

     - внимание

     - волнение,

     - боязнь,

     - плач,

     - восхищение,

     -любовь

     -ненависть

     Содержание  сознания:

     - образы непосредственного окружающего мира (напр.природы),

     -образы-воспоминания (напр.из детства, значимой встречи),

     -мимолетные  ощущения себе, своей силы и  благополучия,

     -острое  отрицательное эмоциональное переживание  (думаешь о чем-то хорошем, а  затем вспоминаешь, что завтра  тебе нужно что-то доделать на работе)

     - мысли

     - идеи 

     8. Состояния сознания. Неосознаваемые процессы

     Состояния сознания:

     -эмоциональные  состояния (больше в литературе  при описании состояний героев, их переживаний, эмоций)

     - устойчивые состояния (спокойно  о чем-то думаем, о каком-то ярком образе)

     - изменчивые состояния (переход  от одной мысли на другую)

     - произвольные (процессы сознания  организуются и направляются  субъектом)

     - непроизвольные (процессы сознания  происходят как бы сами собой)

     Неосознаваемые  процессы (3 класса):

     1. неосознаваемые механизмы сознательных действий - многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни:

     а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля; это врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка - напр. сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба);

     б) явления неосознаваемой установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении – напр. ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку, спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку - это тоже моторная установка, когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии – умственная установка;

     в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий - неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия – напр. человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает, нарезая хлеб я двигаю челюстями как бы помогая, но не замечаю этого - непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций (слезы, дрожь, расширения зрачка), сопровождающих действия и состояния человека.

     2. неосознаваемые побудители сознательных действий - они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме; эта тема тесно связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда - создал свою теорию бессознательного - сознание, предсознание (те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют –напр. вспомнили имя дедушки по отцу, хотя о нем не думали) и бессознательное – то, что не осознается, находятся вытесненные желания, влечения, переживания, находятся инстинкты – жизни (сексуальные влечения), смерти (если что-то не получается, мы говорим, застрелимся, повесимся – как бы стремимся к смерти), находятся мысли, желания, которые мы считаем непристойными, находятся материалы, которые не совместимы с нашим сознанием;

     3. "надсознательные" действия - это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение.

     .- напр. заняты решением проблемы, о которой думаем изо дня  в день в течение длительного  времени. Это жизненно важная  проблема, очень затронула, вызвала  мучительные размышления, колебания, сомнения. Думая над проблемой, мы перебираем и анализируем различные впечатления и события, высказываем предположения, проверяем их, спорим с собой и с другими. И вот в один прекрасный день все проясняется - как будто пелена падает с глаз. Иногда это случается неожиданно, спонтанно, мы приобретаем абсолютно новый взгляд на решение проблемы, о которой раньше не задумывались, это ведет к новому повороту в нашей жизни. Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

     Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет "надсознательный" процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится. Во-вторых, неизвестен момент, когда "надсознательный" процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сюда следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы.

Информация о работе Психология как наука