Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 08:07, лекция
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез.
В советско-российской психологической школе принято считать «ощущение» и «чувство» синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.
Классификация ощущений:
Критерии | Виды ощущений |
По расположению рецепторов | Экстероцептивные Интероцептивные Проприоцептивные |
По ведущему анализатору | Сенсорные ощущения |
По взаимодействию рецепторов с раздражителями | Контактные Дистантные |
Животные способны воспринимать следующие типы стимулов:
-атмосферное давление (в частности, звук)
-химическое вещество, его концентрация (в частности, вкус)
-влажность
-механическое напряжение
-повреждение тканей
-осмотическое давление
-положение тела
-температура
-электромагнитное
излучение (в частности, свет)
В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше.
-Зрение
-Слух
-Обоняние
-Вкус
-Тактильные ощущения
-Боль
-Температурные ощущения
-Вибрационные ощущения
-Кинестетические ощущения
-Чувствительность от внутренних органов
-Мышечная чувствительность
-Вестибулярная чувствительность
-Головокружение (симптом)
2) Восприятие
(перцепция, от лат. perceptio) — познавательный
процесс, формирующий субъективную картину
мира. Это психический процесс, заключающийся
в отражении предмета или явления в целом
при его непосредственном воздействии
на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие — одна из биологических психических
функций, определяющих сложный процесс
приёма и преобразования информации, получаемой
при помощи органов чувств, формирующих
субъективный целостный образ объекта,
воздействующего на анализаторы через
совокупность ощущений, инициируемых
данным объектом. Как форма чувственного
отражения предмета, восприятие включает
обнаружение объекта как целого, различение
отдельных признаков в объекте, выделение
в нём информативного содержания, адекватного
цели действия, формирование чувственного
образа.
Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность
— предмет сознательно
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
-Внешние
Размер
Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
Контрастность (противоречие с окружением)
Движение
Повторяемость
Новизна и узнаваемость
-Внутренние
Установка восприятия
— ожидание увидеть то, что должно быть
увидено по прошлому опыту. Потребности
и мотивация — человек видит то, в чём
нуждается или что считает важным. Опыт
— человек воспринимает тот аспект стимула,
которому научен прошлым опытом. Я-концепция
— восприятие мира группируется вокруг
восприятия себя. Личностные особенности
— оптимисты видят мир и события в позитивном
свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.
Три механизма селективности восприятия: Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.
Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
Близость —
расположенное рядом
Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
3) Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
Мышление —
высшая ступень человеческого
В различных концепциях и отраслях психологии существуют различные типологии и классификации мышления.
В начале XX века
в центр своих интересов
Гештальтпсихология в лице Макса Вертгеймера и Карла Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.
Благодаря использованию данных самонаблюдения известных ученых (таких как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре стадии творческого мышления: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта мышления.
1. Ускорение мышления («скачка идей»)
Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулемётную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)
Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течёт и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.
В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.
Характерно:
Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
Мало задумываются над ответом.
Легко исправляют ошибки, если на них указать.
Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.
2. Инертность
мышления
Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.