Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание

Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру. Появились письменность, искусство, науки. И человек задал себе вопрос: что дает ему возможность творить и исследовать? Как устроен его разум?

Содержание

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)
  1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
  2. ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психология как наука

 

 В системе наук психологии отведено особое место.

Во-первых, это  наука о самом сложном, что  пока известно человечеству. Так как психика - это свойство высокоорганизованной материи.

     Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты.   Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной.   Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

      Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

     Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

     Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру. Появились письменность, искусство, науки. И человек задал себе вопрос: что дает ему возможность творить и исследовать? Как устроен его разум?

Этот момент был рождением самосознания человечества. Этот момент был рождением психологического знания.

Раньше мысль  человека направлялась на внешний мир, а теперь обратилась на саму себя. Человек  с помощью мышления начинает исследовать  само мышление.

В-третьих - особенность  психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Научиться управлять  своими психическими процессами, функциями, способностями - задача более грандиозная, чем, например освоение космоса. При  этом нужно подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология - это  наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология  очень молодая наука.

Официальное оформление научная психология получила более 100 лет назад.

В 1879 г. году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Психология возникла на пересечении двух областей знания: естественных наук и философии.

Любая наука  имеет в качестве своей основы некоторый житейский опыт.

С психологией  дело обстаит так. Житейские психологические знания конкретны. Они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Научная психология стремится к обобщениям. Для этого  она использует научные понятия.

Научная психология ищет и находит обобщающие понятия. Эти понятия дают возможность  понять тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Житейские психологические  знания носят интуитивный характер. Они приобретаются практическим путем.

Житейская психология отличается от научной тем, что научные  психологические знания рациональны и осознаны.

Следующее отличие  житейской психологии от научной  состоит в способах передачи знаний. Как правило житейская психология с трудом передается от старшего поколения  к младшему. Дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому приобретать новый опыт.

В научной психологии знания передаются с большой эффективностью. Накопление и передача научных знаний происходит в научных понятиях и  законах. Они фиксируются в научной  литературе и передаются с помощью речи и языка.

Следующее отличие  житейской психологии от научной  состоит в методах получения знаний. В житейской психологии методом служит наблюдение и размышление. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Главное в экспериментальном  методе состоит в том, что исследователь  не ждет интересующего его явления. Исследователь создает специальные  условия для получения данного  явления. После этого исследователь  выявляет закономерности. Когда в  психологию ввели экспериментальный метод, она оформилась в самостоятельную науку.

Преимущество  научной психологии состоит в  обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал недоступен во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие. В этих областях рассматриваются различные стадии и уровни психического развития животных и человека. Также мы знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, условиями стресса, информационных перегрузок или информационного голода. Психолог расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми явлениями.

Разработка  специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода в житейской психологии нет.

Развитие науки  напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых  ходов. Для выбора правильного пути нужно иметь хорошую интуицию. А хорошая интуиция возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Но с развитием науки и культуры значения этих понятий разошлись.

Существует  целый ряд форм проявления психики. Это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические  явления. Это есть результаты материальной и духовной культуры. В этих фактах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может через них изучаться.

Во втором десятилетии  нашего века в психологии произошло  важное событие. Оно было названо  «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Уотсон. Он заявил, что нужно изменить предмет психологии. По его мнению психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».

От истории  возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.

Детская психология – является отраслью психологии. Детская  психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов. Такие как – младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В психическом развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт постепенно усваивается за счет созревания нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития.

Возрастная  психология – раздел психологии. В  этом разделе изучается развитие психики на различных возрастных этапах. Также изучаются принципы перехода от одного возрастного этапа к другому. Каждый возрастной этап имеет свое восприятие окружающего мира и культуры. Все эти задачи решаются с помощью формирования новых видов поведения и деятельности.

Педагогическая  психология является отраслью психологии. Она изучает присвоение социального опыта индивидом. А присвоение социального опыта должно происходить в обучении.

Психология  труда – область психологии. Она  изучает закономерности формирования в различных психологических  механизмов в труде. Можно выделить следующие направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации, отношения в трудовых коллективах.

Социальная  психология – это отрасль психологии. Она изучает закономерности поведения  и деятельности людей, которые принадлежат к различным социальным группам. А также изучает психологические характеристики этих социальных групп.

Нейропсихология – раздел психологии. Он изучает  мозговые механизмы на примере локальных  поражений головного мозга. Основы были заложены А.Р.Лурия. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.

Патопсихология  — отрасль психологии. Она изучает  особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.

Инженерная психология - отрасль психологии. Она изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:

1.Изучение структуры  деятельности и деятельности  человека-оператора,

2.Инженерно-психологическое  проектирование,

3.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.

Зоопсихология — раздел психологии. Он посвящен проявлениям  и закономерностям эволюции психики  животных. Также он изучает предпосылки  появления человеческого сознания.

Сравнительная психология — это раздел психологии. Он анализирует эволюцию психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются заключения о похожих свойствах психических процессов животных и человека. Выделяются качественные различия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.

Историческая  психология — изучает происхождение  и развитие сознания, личности, межличностных  отношений, и особенности социализации в разных культурах и экономических условиях. Основное в этом направлении то, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи. И этот человек взаимодействует с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

Из всех этих разделов я выбираю детскую психологию. Изучением ребенка занимаются многие науки, такие как: педагогика, психология, анатомия, физиология, гигиена, педиатрия. Важное место в науке занимает наблюдение. А основным методом изучения психического развития ребенка является эксперимент.

Взрослым приходится решать воспитательные задачи каждый день. В этой ситуации родители находятся  в более выгодном положении. Они  могут наблюдать ребенка постоянно. А у специалистов такой возможности просто нет. Тесная связь семьи со специалистами помогает правильно решать многие задачи. Особый интерес в воспитательном процессе проявляет детская психология.

Родителям необходимы знания методов, приемов воспитания, психологии ребенка. Родители нуждаются в знаниях, как вести себя если трудно. Как быть если ты ошибся, поспешил или был не прав? Хорошо известно, что у счастливых родителей растут счастливые дети. Дать своему ребенку можно только то, что имеешь сам. Наука психология поможет родителям жить со своими детьми в гармонии.

Психологическая наука знает  многое о законах обучения ребенка, об особенностях его развития. В  последние годы значительно обогатились  научные представления об отношениях в семье, о закономерностях общения  между детьми и родителями. Но процесс воспитания личности остается сложным, противоречивым, но всегда творческим. До сих пор нет и не может быть единой формулы, единого подхода к нашим маленьким личностям. Они все индивидуальны, и каждый требует особого подхода.

Психология и педагогика не могут иметь дело только с человеком, который есть.

Психологи и педагоги не могут не думать о человеке, который  будет, который должен быть.

Психологи и педагоги не планируют его, не программируют. Психолог и педагог особым профессиональным взглядом видят в каждом маленьком человеке его лучшее, его будущее. Если не видеть в ребенке лучшее, тогда педагогу и психологу просто нечего делать. Там, где постоянно осуждают – вся жизнь становится тягостной. Там, где преобладают утверждение и поддержка проявляется творческий труд и взаимное доверие.

Согласно данным современной  Психологии, основными компонентами психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животного и деятельности человека Потребности порождают цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека на удовлетворение соответствующих нужд. В целом различные психические компоненты поведения образуют своего рода структуру, придающую ему устойчивость. У человека эта структура выступает в виде психического склада личности (ее способностей, характера, темперамента, ценностных ориентаций и т.п.), который определяет своеобразие конкретных психических проявлений. Несмотря на то, что особенностями основных психических процессов (ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств) являются их внутренний характер, недоступность непосредственному объективному наблюдению, существует возможность их постижения как реальности, независимой от субъективного самоотчета о них, обусловленная возникновением и развитием этих процессов в объективной системе отношений с другими людьми.

Важнейшая цель Психология — изучение психики человека и высшей формы — сознания. В процессе общественно-историческою развития человека труд стал исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности. Человек в процессе деятельности предвидит ее результаты. Это предвидение имеет форму образа или цели, которые направляют действия человека. В сознании человека благодаря его общению с другими людьми представлены также их интересы и устремления. Совокупность психических процессов, не представленных в сознании относится к сфере бессознательного.

Информация о работе Психология как наука