Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:14, контрольная работа
Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру. Появились письменность, искусство, науки. И человек задал себе вопрос: что дает ему возможность творить и исследовать? Как устроен его разум?
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.
1. Психология как наука
В системе наук психологии отведено особое место.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Так как психика - это свойство высокоорганизованной материи.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру. Появились письменность, искусство, науки. И человек задал себе вопрос: что дает ему возможность творить и исследовать? Как устроен его разум?
Этот момент был рождением самосознания человечества. Этот момент был рождением психологического знания.
Раньше мысль человека направлялась на внешний мир, а теперь обратилась на саму себя. Человек с помощью мышления начинает исследовать само мышление.
В-третьих - особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача более грандиозная, чем, например освоение космоса. При этом нужно подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Психология очень молодая наука.
Официальное оформление научная психология получила более 100 лет назад.
В 1879 г. году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Психология возникла на пересечении двух областей знания: естественных наук и философии.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский опыт.
С психологией дело обстаит так. Житейские психологические знания конкретны. Они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.
Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.
Научная психология ищет и находит обобщающие понятия. Эти понятия дают возможность понять тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Они приобретаются практическим путем.
Житейская психология отличается от научной тем, что научные психологические знания рациональны и осознаны.
Следующее отличие
житейской психологии от научной
состоит в способах передачи знаний.
Как правило житейская
В научной психологии знания передаются с большой эффективностью. Накопление и передача научных знаний происходит в научных понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью речи и языка.
Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в методах получения знаний. В житейской психологии методом служит наблюдение и размышление. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Главное в экспериментальном
методе состоит в том, что исследователь
не ждет интересующего его явления.
Исследователь создает
Преимущество научной психологии состоит в обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал недоступен во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие. В этих областях рассматриваются различные стадии и уровни психического развития животных и человека. Также мы знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, условиями стресса, информационных перегрузок или информационного голода. Психолог расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми явлениями.
Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода в житейской психологии нет.
Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых ходов. Для выбора правильного пути нужно иметь хорошую интуицию. А хорошая интуиция возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Но с развитием науки и культуры значения этих понятий разошлись.
Существует целый ряд форм проявления психики. Это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления. Это есть результаты материальной и духовной культуры. В этих фактах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может через них изучаться.
Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло важное событие. Оно было названо «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Уотсон. Он заявил, что нужно изменить предмет психологии. По его мнению психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».
От истории возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.
Детская психология – является отраслью психологии. Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов. Такие как – младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В психическом развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт постепенно усваивается за счет созревания нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития.
Возрастная психология – раздел психологии. В этом разделе изучается развитие психики на различных возрастных этапах. Также изучаются принципы перехода от одного возрастного этапа к другому. Каждый возрастной этап имеет свое восприятие окружающего мира и культуры. Все эти задачи решаются с помощью формирования новых видов поведения и деятельности.
Педагогическая психология является отраслью психологии. Она изучает присвоение социального опыта индивидом. А присвоение социального опыта должно происходить в обучении.
Психология труда – область психологии. Она изучает закономерности формирования в различных психологических механизмов в труде. Можно выделить следующие направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации, отношения в трудовых коллективах.
Социальная психология – это отрасль психологии. Она изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые принадлежат к различным социальным группам. А также изучает психологические характеристики этих социальных групп.
Нейропсихология – раздел психологии. Он изучает мозговые механизмы на примере локальных поражений головного мозга. Основы были заложены А.Р.Лурия. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.
Патопсихология
— отрасль психологии. Она изучает
особенности психической
Инженерная психология - отрасль психологии. Она изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:
1.Изучение структуры деятельности и деятельности человека-оператора,
2.Инженерно-психологическое проектирование,
3.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.
Зоопсихология
— раздел психологии. Он посвящен проявлениям
и закономерностям эволюции психики
животных. Также он изучает предпосылки
появления человеческого
Сравнительная психология — это раздел психологии. Он анализирует эволюцию психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются заключения о похожих свойствах психических процессов животных и человека. Выделяются качественные различия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.
Историческая психология — изучает происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, и особенности социализации в разных культурах и экономических условиях. Основное в этом направлении то, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи. И этот человек взаимодействует с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.
Из всех этих разделов я выбираю детскую психологию. Изучением ребенка занимаются многие науки, такие как: педагогика, психология, анатомия, физиология, гигиена, педиатрия. Важное место в науке занимает наблюдение. А основным методом изучения психического развития ребенка является эксперимент.
Взрослым приходится
решать воспитательные задачи каждый
день. В этой ситуации родители находятся
в более выгодном положении. Они
могут наблюдать ребенка
Родителям необходимы знания методов, приемов воспитания, психологии ребенка. Родители нуждаются в знаниях, как вести себя если трудно. Как быть если ты ошибся, поспешил или был не прав? Хорошо известно, что у счастливых родителей растут счастливые дети. Дать своему ребенку можно только то, что имеешь сам. Наука психология поможет родителям жить со своими детьми в гармонии.
Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, об особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления об отношениях в семье, о закономерностях общения между детьми и родителями. Но процесс воспитания личности остается сложным, противоречивым, но всегда творческим. До сих пор нет и не может быть единой формулы, единого подхода к нашим маленьким личностям. Они все индивидуальны, и каждый требует особого подхода.
Психология и педагогика не могут иметь дело только с человеком, который есть.
Психологи и педагоги не могут не думать о человеке, который будет, который должен быть.
Психологи и педагоги не планируют его, не программируют. Психолог и педагог особым профессиональным взглядом видят в каждом маленьком человеке его лучшее, его будущее. Если не видеть в ребенке лучшее, тогда педагогу и психологу просто нечего делать. Там, где постоянно осуждают – вся жизнь становится тягостной. Там, где преобладают утверждение и поддержка проявляется творческий труд и взаимное доверие.
Согласно данным современной Психологии, основными компонентами психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животного и деятельности человека Потребности порождают цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека на удовлетворение соответствующих нужд. В целом различные психические компоненты поведения образуют своего рода структуру, придающую ему устойчивость. У человека эта структура выступает в виде психического склада личности (ее способностей, характера, темперамента, ценностных ориентаций и т.п.), который определяет своеобразие конкретных психических проявлений. Несмотря на то, что особенностями основных психических процессов (ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств) являются их внутренний характер, недоступность непосредственному объективному наблюдению, существует возможность их постижения как реальности, независимой от субъективного самоотчета о них, обусловленная возникновением и развитием этих процессов в объективной системе отношений с другими людьми.
Важнейшая цель Психология — изучение психики человека и высшей формы — сознания. В процессе общественно-историческою развития человека труд стал исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности. Человек в процессе деятельности предвидит ее результаты. Это предвидение имеет форму образа или цели, которые направляют действия человека. В сознании человека благодаря его общению с другими людьми представлены также их интересы и устремления. Совокупность психических процессов, не представленных в сознании относится к сфере бессознательного.