Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание

Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру. Появились письменность, искусство, науки. И человек задал себе вопрос: что дает ему возможность творить и исследовать? Как устроен его разум?

Содержание

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее изучены в  Психологии познавательные процессы — ощущение, восприятие, высшие мотивации, память и мышление, которые следует рассматривать как разновидности предметной деятельности субъекта, связанные с внешней деятельностью, практикой. Основными проблемами и направлениями исследований современной П. являются изучение личности, формирования ее в детском, подростковом и юношеском возрасте, ее индивидуальных особенностей, целостности личности в отличие от целостности человека как биологического вида; изучение с помощью объективных методов формирования связей между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием, а также природы психических процессов; исследование сферы бессознательного. П. разрабатывает фундаментальные и прикладные проблемы, решение которых способствует прогрессу во многих практических областях (например, изучение индивидуальных особенностей личности важно для профессиональной ориентации, отбора кадров).

Исходным материалом для психологии, поскольку она  пользуется методом самонаблюдения, служат факты т.н. внутреннего опыта - воспоминания, переживания, волевые  побуждения и т.п.;

 поскольку же она  использует методы науки о  выражениях, таким материалом становятся  формы выражения духовных переживании,

 напр. жесты, почерк, вообще  действия любого вида.

 

Современная психология отличается от старой (которую завершает В. Вундт) следующими принципами:

1) в сфере психического  не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого  и, следовательно, теория ассоциации  является бессодержательной;

2) душевное развитие продвигается  не от специфического к всеобщему,  а наоборот (см. Понятие);

3) целое обладает собственными  свойствами, которые не выявляются  в его составных частях (см. Гештальткачества, Структурная психология);

4) возникновение психической  целостности протекает не произвольно,  а по законам гештальта (см. Закон, Прегнантности правило);

5) если психическое явление  представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем  когда выступает обособленно  (см. Система отношений, Поле).

В то время как общая  психология открывает и исследует  закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия).

   Кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. Экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. Дифференциальная психология) и описательную (см. Описательная психология) психологии.

                        Психология как наука развивалась исторически.

     Первую психологию написал Аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями - питанием, ощущением и мышлением.

      В связи с прогрессом естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь.

        Это механистическое понимание душевной жизни представляли Гоббс и Спиноза.

       В англ, ассоциативной психологии (Гартли, Юм - в 18 в., позже - Дж. Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам.

      Гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно.

    Прогресс психологии чувств (И.Мюллер, Е.Г.Вебер, Г.Л.Ф.Гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (Г.Т.Фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии - все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование.

    Наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления  развития психологической мысли.  Методы исследования психологии.

Развитие психологической  мысли в эпоху Средневековья  и в эпоху  Возрождения  Роль  философии  в  начале  тысячелетия  сменяет  религия,  но и религия продолжала  питаться  идеями,  заложенными греческими философами.  10  Ориген  (185—253)  обогащает христианскую  мысль сокровищами античной  учености,  отталкиваясь  от  учения Платона. Он резко противопоставляет душевное и телесное в человеке. Целью человеческой жизни  является созерцание Бога, борьба со страстями и освобождение от них.  Один  из  отцов  христианской  церкви  Августин  Аврелий  (350—430)  соединил  аристотелевское  представление  об  иерархической  организации  души  с  христианской  теологией.  Он  различает  уровни  совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При  этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной частью души, в которой заключена  идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве  основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.  Учение Фомы Аквинского (1225—1274) в XIII в. тоже  базируется на понятиях греческих философов, в  частности Аристотеля. Фома развивает идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой  в иерархическом порядке располагаются растительный, животный и разумный типы души. Каждый из них  отвечает  за  порождение  различных  психических  явлений  соответственно:  ощущения,  представлений  и  понятий.

Только разумная душа, как  и в учении Аристотеля, обладает бессмертием, в то время как растительная и  животная смертны. Фома Аквинский  также конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его как последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего мира.  В то  же  время,  наряду  с продолжением  исследования  традиционных  для античной  науки вопросов,  психология  Средневековья занимается  и новыми  проблемами. Прежде  всего  к  ним  относится  изучение  взаимосвязи  психических  и  соматических  болезней,  проводившееся  известным  арабским  психологом  и  врачом  Ибн  Синой.  Эти  работы  заложили  основы  современной  психофизиологии,  впервые  вскрыли  природу стрессов и их влияние на состояние психики.  Гуманисты  эпохи  Возрождения,  которые  приходят  следом,  подымают  так  называемые  сократические  вопросы, связанные с личностью, достоинством человека и его местом в мире. Основная заслуга философов  Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный оби-  11  ход доаристотелевские представления о материальном  состоянии души  и подкрепили  их  обширными открытиями  в области анатомии  и техники,  а также задействовали свои  открытия  в  практической  деятельности—  в  педагогике,  архитектуре,  живописи.  Открытия  Леонардо  да  Винчи  можно  считать  уникальными. Он предвосхитил биомеханику — науку XX столетия, моделируя движения живых существ в  технических  устройствах,  учитывая  ведущую  роль  нервной системы  в построении движений (например,  конструируя  крылья).  Ему  же  принадлежит  система  основных  эмоциональных  состояний — аффектов,  которые может испытывать человек. Ими являются радость, горе, распря и усилие.  Таким образом, в течение многих веков душа  является  предметом рассуждения античных  философов и богословов эпохи Средневековья и Возрождения, а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания. 

Развитие психологии в Новое время  Появление  новых  подходов  к  построению  науки  в XV—XVI вв.,  связанных  со  стремлением  к  рациональности и  доказательности теоретических положений,  ознаменовало  наступление  нового этапа  в  процессе  становления  психологии.  Развитие  этих  подходов  стало  ведущим  мотивом  ученых,  разрабатывавших психологические концепции в Новое время.  Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепляла свою связь с  философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета),  психологии  сложнее  было  избавиться  от  схоластических  догм,  отделиться  от  богословия.  Однако  ориентация  на  философию  в  то  время  сужала  предмет психологии,  которая  рассматривала  в  основном  общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в  то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики  человека) на его основе.  Однако  тесная  связь  с  философией  не  означала,  что  психология  в  это  время  не  искала  собственного  предмета  исследования, конкретного  определения  области  своей  деятельности.  Эта  область  понималась,  прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя.  Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме,  вслед за психологами Средневековья и Возрождения, ученым виделось отличие человека от других живых  существ.  Так  уточнялся  предмет  психологии,  которая  становилась  наукой  о  сознании.  При  этом  из  нескольких  вопросов,  исследовавшихся  психологией  античности, — о  познании,  о  движущих  силах  и  закономерностях  психики,  о  механизмах  регуляции поведения — на  первый  план  выходили  именно  проблемы познания.  Анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны,  методологически психология  12  ограничивалась вопросами сознания  и  путей  его  формирования,  этапов развития  образа мира и  себя.  С  другой  стороны,  изучение  содержания  и  функций  сознания  приводило  к  фактическому  включению  поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования  ведущих психологов того времени.  Тот факт, что это время — время расцвета механики, появления физики И. Ньютона, не мог не наложить  отпечаток и на психологию. Отличительная черта этого периода заключается в том, что подчас не наука определяла  развитие  производства,  а,  наоборот,  успехи  в  производственной  деятельности,  особенно  в  области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. утвердился новый  взгляд  на Вселенную,  природу в  целом  как гигантский  механизм. Аналогичный подход развивался  и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по  принципу  любого  механизма по  строгим законам физики.  Этот  новый объяснительный  принцип,  получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.  В исследовании процессов познания психологи, работавшие в Новое время, исходили из разных положений.  Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению.  Эти направления назывались соответственно сенсуализм и рационализм.  Сенсуалисты  рассматривали  процесс  познания  как  единый,  выделяя  в  нем  несколько  ступеней — от  ощущения к мышлению, т. е. это процесс постепенного восхождения от частного к общему, постепенного  обобщения отдельных предметов в классы и понятия на основе логики.  Одним из крупнейших ученых, придерживающихся принципов сенсуализма, был Фрэнсис Бэкон (1561— 1626). Вслед за последователями Фомы Аквинского Бэкон придерживался традиционного деления души на  рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Рациональная душа с помощью  индукции  (восхождения  от  частного  к  общему)  преобразовывает  данные  чувствующей  души  и  таким  образом  познает.  Критически важным  для верного  познания  Бэкон считал  индуктивный метод (подход  сенсуалистов), противопоставляя его дедуктивному (нисхождение от общего к частному). Основной труд,  как бы бросая  вызов дедуктивной  методологии Аристотеля, получил название «Новый Органон» (работа  Аристотеля называлась «Органон»). Бэкон также определяет препятствия на пути к адекватному познанию.  Он называет их «идолы». «Идолы» — это ложные восприятия действительности: или заблуждения самого человека, связанные с обстоятельствами его индивидуальной жизни, или неверное образование понятий, или ошибки теорий и методов доказательства истины, опирающихся на слепую веру в авторитет. По Бэкону,  идолы могут быть побеждены знанием — продуманной педагогикой, развитием технических  средств и т. д.

Психологи-рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. Первый этап, состоящий из нескольких  ступеней, заключался, как и  13  в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению.  Важным отличием было то, что понятие, которое формировалось таким образом, рационалисты не считали  окончательным  и,  главное,  объективным,  передающим  существенные свойства  окружающего  мира.  Для  постижения общего недостаточно чувственного опыта, считали они, выделяя еще один этап познания —  интуитивное  мышление,  которое  черпает  знания  из  разума,  мгновенно  актуализируя  в  нем  понятия,  осознавая  всеобщие  законы  и  свойства  предметов.  Так  совершается  переход  от  общего  к  частному  в  познании. К рационалистам можно отнести таких ученых, как Р. Декарт и Г. В. Лейбниц.  Французский философ Рене Декарт (1596—1650) устранил понятие души как посредницы между духом и  телом. Декарт отождествил душу и ум, называя воображение и чувство модусами ума. Таким образом, душа  оказалась связанной со способностью  мышления. Устранение души  как предмета  психологии в  прежнем  смысле ( в  каком  она  понималась  в  античной  и  средневековой  философии)  позволило  Декарту  противопоставить  две  субстанции:  мыслящую  и  протяженную (дух  и  материю).  Атрибутом  идеального  является мышление, а атрибутом материального — протяженность.  Декарт  совершил  удивительное  открытие — именно  он  впервые  говорит  о  сознании  как о предмете  психологической рефлексии или способности человека осознавать свое психическое содержание. В своем знаменитом высказывании «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую») Декарт  зафиксировал  сознание  как предмет психологического  знания.  Логика  рассуждений  ученого  такова:  человек  может  сомневаться  во  всем,  но,  даже  сомневаясь,он  переживает  свое  сомнение  как  психологическое  явление.  Таким образом, сомнение — это акт мышления и единственное «несомненное» знание. Декарт предложил  идею метода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью самонаблюдения или «внутреннего  зрения»,  поскольку  душа  всегда  мыслит  и  всегда  знает  о  своих « психических  содержаниях,  зримых  изнутри».  В  дальнейшем  этот  метод  стали  называть  интроспекцией  (видением  внутрипсихических  «объектов» — образов,  умственных  действий,  волевых  актов  и  других  переживаний),  а  декартову  концепцию сознания — интроспективной.  Итак, в объяснении фактов психической жизни душа уже не играла прежней роли и психология Нового  времени уже не испытывала нужды в использовании этого понятия в своих исследованиях. Однако в этом  случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник  энергии для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной  для того времени физикой, законы И. Ньютона. Эти законы и были использованы Декартом для обоснования  первой в истории психологии теории рефлекса, которая со временем получала все большее обоснование в  открытиях в смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии.  14  Декарт первым открыл, что простая реакция мышц, например отдергивание руки от горячего предмета, —  неотъемлемый  компонент  поведения.  Таким  образом,  он  открыл  рефлекторную  природу  поведения,  объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе. 

Под методом подразумевают  способы получения фактов о психике  и способы их интерпретации.  Одной  из основных задач психологии стала разработка таких объективных методов исследования, которые  опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида  деятельности  и  на  экспериментальное  изменение  условий  протекания  этой  деятельности.  Для  оценки  индивидуальных  различий  людей  в  психологии  в  конце XIX — начале XX в.  стали  применяться  качественные  и  количественные  методы  оценки  психических  процессов (знаний,  умений,  навыков)  и  простые  методы  измерения  уровня  развития  психических  процессов.  Это  направление  в  современной  психологии получает название психодиагностика.  Одним из тех, кто заговорил о необходимости измерений в психологии, был немецкий ученый X. Вольф  (1679—1754), который вводит понятие «психометрия».  Однако  настоящая  потребность  в  измерительных  приемах  возникает  век  спустя  с  развитием  экспериментальной психологии, особенно психофизики, основателем которой считается немецкий физик и  психолог  Густав  Фехнер  (1801—1887).  Исследуя  соотношение реальных  физических  стимулов (света,  цвета,  звука,  запаха, прикосновений и т. п.) с ощущениями,  которые они вызывают у человека, Фехнер  предложил метод измерения и предпринял  попытку математического описания  наблюдаемой  закономерности. Он исходил из мысли о том, что ощущение не может быть измерено непосредственно в  абсолютной  величине,  поскольку  мы  не  располагаем  эталоном  ощущения,  как  это  имеет  место  при  измерении  физических величин (эталон длины,  веса,  времени  и т.  д.).  Но мы  можем измерить внешние  стимулы, которые задаются экспериментатором (вес предметов, интенсивность раздражителей, время и т.  д.), и определить разностные пороги ощущения, соответствующие этим стимулам. Отсюда родилась идея:  взять  за  эталон  едва  заметное  различие,  полагая,  что  одно  едва  заметное  различие  субъективно  равно  другому.  Используя  этот  прием,  Фехнеру  удалось  квалифицировать ( правда,  косвенно)  психические  явления. Эта идея оказалась очень продуктивной, она быстро продвинула экспериментальную психологию  вперед и содействовала становлению психологии как научной дисциплины.  Ф.  Гальтон  был  первым,  кто  организовал  массовые  обследования  больших  выборок  испытуемых  для  изучения наследственной обусловленности способностей человека. Для этих целей им была организована  специальная лаборатория на Международной медицинской выставке в 1884 г. Именно Гальтон разработал  специальные измерительные процедуры и методы анализа данных.

Информация о работе Психология как наука