Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:10, контрольная работа
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в ХVIII веке. Первоначально он имел отношение к особой науке, которая изучала так называемые душевные, или психические явления, то есть такие, которые человек легко обнаруживает в своем с
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.
Общая характеристика восприятия
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Отличие восприятия от ощущения
Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Какую информацию получает человек посредством интероцептивных ощущений? Приведите примеры, иллюстрирующие это явление из литературы и собственной жизни.
Особое
место в жизни и деятельности
человека занимают интероцептивные (органические)
ощущения, которые возникают от рецепторов,
расположенных во внутренних органах
и сигнализируют о функционировании последних.
Эти ощущения образуют органическое чувство
(самочувствие) человека. Выделяют и отдельные
органические ощущения, такие, например,
как чувство голода, жажды, болевые ощущения.
Возникновение органических ощущений
сопровождается яркими переживаниями
отрицательных эмоций; удовлетворение
потребностей, связанных с этими ощущениями,
например, сопровождается положительными
эмоциями. Органические ощущения оказывают
сильное влияние на психические состояние
человека, его работоспособность. В тоже
время эти ощущения испытывают сильное
влияние от волевых усилий человека, его
мотивов.
Проведите сравнительный анализ ощущений и восприятия; каковы общие черты этих познавательных процессов и в чем их существенное различие?
В отличие
от ощущений, которые не воспринимаются
как свойства предметов, конкретных
явлений или процессов (происходящих
вне и независимо от нас), восприятие всегда
выступает как субъективно соотносимое
с оформленной в виде предметов, вне нас
существующей, действительностью. Причем
даже в том случае, когда мы имеем дело
с иллюзиями или когда воспринимаемое
свойство сравнительно элементарно и
вызывает простое ощущение. Внешние явления,
воздействуя на наши органы чувств, вызывают
субъективный эффект в виде ощущений без
какой бы то ни было встречной активности
субъекта по отношению к воспринимаемому
воздействию. Способность ощущать дана
всем живым существам, обладающим нервной
системой, с рождения. Способностью же
воспринимать мир в виде образов наделены
только человек и высшие животные, она
у них складывается и совершенствуется
в жизненном опыте. Ощущения находятся
в нас самих, воспринимаемые же свойства
предметов, их образы локализованы в пространстве.
Этот процесс, характерный для восприятия
в его отличии от ощущений, называется
объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых
формах от ощущений состоит в том, что
итогом возникновения ощущения является
некоторое чувство (например, ощущение
яркости, громкости, соленого, высоты звука,
равновесия и т.п.), в то время как в результате
восприятия складывается образ, включающий
комплекс различных взаимосвязанных ощущений,
приписываемых человеческим сознанием
предмету, явлению, процессу. Для того,
чтобы некоторый предмет был воспринят,
необходимо совершить в отношении его
какую-либо встречную активность, направленную
на его исследование, построение и уточнение
образа. Для появления ощущения этого,
как правило, не требуется. Отдельные ощущения
как бы “привязаны” к специфическим анализаторам.
Образ, складывающийся в результате процесса
восприятия, предполагает взаимодействие,
скоординированную работу сразу нескольких
анализаторов. В зависимости от того, какой
из них работает активнее, перерабатывает
больше информации, получает наиболее
значимые признаки, свидетельствующие
о свойствах воспринимаемого объекта,
различают и виды восприятия. Соответственно
выделяют зрительное, слуховое, осязательное
восприятие. Соответствующие анализаторы
- зрительный, слуховой, кожный и мышечный
- чаще всего выступают как ведущие в процессе
восприятия. Предметность, целостность,
константность и обобщенность - это основные
свойства образа, складывающиеся в процессе
и результате восприятия. Эти свойства
восприятия с рождения человеку не присущи;
они постепенно складываются в жизненном
опыте, частично являясь естественным
следствием работы анализаторов, синтетической
деятельности мозга.
Образование как общечеловеческая ценность
В современную
эпоху образование стало одной
из самых обширных сфер человеческой
деятельности. От его направленности
и эффективности сегодня во многом
зависят перспективы человечества.
Любое общество существует лишь в том
случае, если его члены следуют принятым
в нём ценностям и нормам поведения. Человек
становится личностью в процессе социализации,
благодаря которой он развивается, обретает
способность выполнять социальные функции.
Целенаправленно организованный процесс
управления социализацией и называется
образованием, которое представляет собой
сложнейший социально исторический феномен
со множеством сторон и аспектов. В аспекте
категории «ценности» образование понимается
как общечеловеческая ценность. Природу
ценностей, их значение в реальном мире
изучает наука аксиология. К ценностям
относятся только положительно значимые
явления и события, связанные с социальным
прогрессом. Каждая исторически конкретная
общественная формация характеризуется
специфическим набором и иерархией ценностей,
обеспечивающих социальную регуляцию.
Основные ценности остаются постоянными
на различных этапах развития человечества.
Такие ценности, как жизнь, любовь, мир,
здоровье, красота, труд и т. п., несущие
в себе гуманистическое начало, выдержали
проверку временем на протяжении всей
истории человечества. В разные эпохи
происходило лишь их переосмысление и
переоценка. Педагогические, как и другие,
ценности, зависят от социальных, политических,
экономических отношений в обществе. Педагогические
ценности представляют собой нормы, регламентирующие
педагогическую деятельность. Они выступают
как познавательно действующая система,
которая опосредует и связывает сложившееся
мировоззрение в области образования
и деятельность педагога. Признание образования
общечеловеческой ценностью подтверждается
конституционно закрепленным правом человека
на образование в большинстве стран. Образование
имеет государственную, общественную
и личностную ценности. Государственная
и общественная ценности образования
состоят в том, что оно является нравственным,
интеллектуальным, научно-техническим,
духовно культурным и экономическим потенциалом
государства. Социальная ценность образования
определяется значимостью образованного
человека в обществе. Для личности образование
важно как условие социализации и достойной
жизни. Личностная ценность образования,
его уровня и качества, для каждого индивида
своя. Итак, образование как социальное
явление — это, прежде всего объективная
общественная ценность. Нравственный,
интеллектуальный, научно-технический,
духовно-культурный и экономический потенциал
любого общества непосредственно зависит
от уровня развития образовательной сферы.
Система образования — это не замкнутая,
жестко централизованная и упорядоченная
система. Она — открытая система, способная
к самопознанию (рефлексии), количественному
и качественному обогащению, перманентному
преобразованию в силу тех изменений,
которые непрерывно происходят как в макросоциуме,
так и внутри самой системы. Образование
является одним из многоаспектных понятий,
которые изучаются целым рядом наук: педагогикой,
философией, культурологией, социологией
и др. Развитие и функционирование образования
обусловлено всеми факторами и условиями
существования общества: экономическими,
политическими, социальными, культурными,
и другими. Связь образования и культуры
является наиболее тесной и проявляется
в ориентации образования на характер
и ценности культуры, на освоение ее достижений
и ее воспроизводство, на принятие социокультурных
норм и включение человека в их дальнейшее
развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся
при смене поколений система образцов
поведения, сознания людей, а также предметов
и явлений в жизни общества. Красноречива
в этом плане метафора, что образование
и культура совместно образуют «большое
дыхание», ритмичное дыхание, аналогичное
вдоху и выдоху. «На «вдохе» образование
«втягивает» в себя всю культуру, обретая
тем самым содержание и предмет для творческого
воспроизводства, и само становится особой
формой и образом культуры. На «выдохе»
культура воспроизводится, давая социуму
культурную форму и дееспособность (В.Ф.Сидоренко).
Истоки самого понятия «образования»
соотносятся с понятием «образа», способом
создания своего образа, лика, личности.
Соответственно образование, являясь
по сути управляемым извне самообразованием,
то есть построением образа «Я» по образу
культуры и ее воспроизводства, может
рассматриваться в трех взаимосвязанных
планах: как образовательная система; как
образовательный процесс; как результат
этого процесса. Образование как система
имеет определенную структуру и иерархию
элементов, которая характеризуется:
1. социальным
масштабом (образование в мире,
стране, обществе, регионе, организации
и.т.д.; государственное, частное, общественное,
светское, религиозное и т.д.); 2. ступенью
образования (дошкольное, школьное, высшее,
повышение квалификации, аспирантура,
докторантура); 3. профилем образования
(общее, специальное (математическое, гуманитарное,
естественно-научное и т.д.), профессиональное,
дополнительное).
Образование как процесс предполагает
протяженность во времени, разницу между
исходным и конечным состояниями участников
этого процесса.
Процесс образования предполагает разграничение
двух его сторон:
1. Обучение в единстве с воспитанием; 2.
Учение (научение) – включает освоение
знаний, практические действия, выполнение
учебных задач, личностные и коммуникативные
тренинги, что способствует всестороннему
развитию обучающегося. Образование как
результат свидетельствует об окончании
учебного заведения и удостоверяет этот
факт документом.
Рассматривается в двух планах: 1. образ
результата (фиксируется в форме образовательного
стандарта), включает требования к знаниям,
умениям и качествам человека; 2. сам человек
и его опыт как совокупность сформированных
качеств, знаний и умений. Результатом
образования в этом плане является образованность
общая или профессионально-
Обозначая цель образования, выделяют
внешнюю и внутреннюю ее направленность.
Внешняя цель образования как государственного
института состоит в жизнеобеспечении
общества в конкретно-исторических условиях,
развитии его производительных сил, общей
культуры и цивилизованности, в укреплении
гражданского статуса отношений и морально-правовых
устоев членов общества. Внутренняя цель
образования заключается в развитии личностного
потенциала, овладении прочными знаниями,
умениями, навыками и возможностью их
применения на практике.
Современное понимание образования находим
в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
«Под образованием в настоящем законе
понимается целенаправленный процесс
обучение и воспитания в интересах личности,
общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) определенных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов)». Общие требования к содержанию
образования изложены в статье этого закона:
1. Содержание образования является одним
из факторов экономического и социального
прогресса общества и должно быть ориентировано:
на обеспечение самоопределения личности,
создание условий для ее самореализации;
на развитие гражданского общества; на
укрепление и совершенствование правового
государства. 2. Содержание образования
должно обеспечивать: формирование у обучающегося
адекватной современному уровню знаний
и уровню образовательной программы (ступени
обучения) картины мира; адекватный мировому
уровень общей и профессиональной культуры
общества; интеграцию личности в системы
мировой и национальных культур; формирование
человека-гражданина, интегрированного
в современное ему общество и нацеленного
на совершенствование этого общества;
воспроизведение и развитие кадрового
потенциала общества. Среди основных направлений
реформирования образовательных систем
мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО)
выделяются: общепланетарный глобализм
и гуманизация образования; культуроведческая
социологизация и экологизация содержания
образования, междисциплинарная интеграция
в технологии образования, ориентация
на непрерывность образования, его развивающие
и гражданские функции.
В современном обществе ответственность
за воспитание всесторонне развитого
человека возложена на систему образования
как специально разработанный социальный
институт с организованной системой связей.
Система образования в РФ имеет следующие
основные типы образовательных учреждений:
дошкольное воспитание (детский сад, ясли-сад,
прогимназии, центры детского развития
и др.); общеобразовательные учреждения
(школы, гимназии, лицеи) с внутренней градацией
на начальную, неполную среднюю и полную
среднюю школу, а также специальные образовательные
учреждения для детей с различными отклонениями
психического здоровья; детские дома;
профессионально-техническое образование
(звено среднего профессионального в виде
таких учреждений как техникумы, училища,
колледжи, лицеи и звено высшего профессионального
образования: институты, университеты,
академии); послевузовское профессиональное
образование (аспирантура, докторантура,
ординатура и др.); системы повышения квалификации
и переподготовки кадров.
Таким образом, образование как процесс
является непрерывным и не прекращается
до конца сознательной жизни человека.
Одной из центральных идей должна стать
идея перехода от школы знаний к школе
культуры, рассмотрения образования как
части общей культуры и ее важного фактора
и источника. Непрерывность образования
будет обеспечена, если при проектировании
системы образования будут учтены и рассмотрены
условия для сознательного освоения объективных
ценностей культуры как необходимой субъективной
потребности личности.
К непрерывному образованию сегодня относят
также все виды дополнительного (музыкальные
и художественные школы, дома детского
творчества, станции юных техников, натуралистов
и др. клубы по интересам), послевузовского
второго, третьего и дальнейшего образования,
переквалификацию, получение новой профессии
и образование в целях личностного роста
человека. Возможности функционирования
всех видов образования осуществляется
с помощью организации педагогического
процесса. Педагогический процесс – это
специально организованное взаимодействие
педагогов и воспитанников, направленное
на решение развивающих и образовательных
задач.
Компоненты педагогического процесса:
1. Субъекты
педагогического процесса (педагоги
и воспитанники)
2. Содержание образования (присвоение
воспитанниками опыта, накопленного человечеством
во всем его многообразии в процессе взаимодействие
субъектов педагогического процесса)
3. Педагогические средства (специально
организованные условия при наличии хорошей
материальной базы). 4. Цели образования.
5. Формы. 6.Результаты обучения
Целостный
педагогический процесс предполагает
такую организацию
«Процесс обучения – это общение, в процессе
которого происходят управляемое познание,
усвоение общественно–исторического
опыта, воспроизведение, овладение той
или другой конкретной деятельностью,
лежащей в основе формирования личности»
(П.И.Пидкасистый).
Обучение всегда происходит в общении
и основывается на вербально–деятельностном
подходе. Слово одновременно является
средством выражения и познания сущности
изучаемого явления, орудием коммуникации
и организации практической познавательной
деятельности учащихся. Обучение – это
двусторонний процесс, в котором в тесном
взаимодействии находятся педагоги и
воспитанники: преподавание и учение.
Основными компонентами процесса обучения
являются:
1. Дидактический компонент (обобщает цели,
содержание, виды, методы, средства, способы
и формы обучения); 2. Гносеологический
компонент (определяет процесс обучения
в аспекте познания учащимися под руководством
педагога объективной действительности,
фактов и законов природы и общества и
самих себя.); 3. Психологический компонент
(охватывает преимущественно внутреннюю,
психологическую сторону познавательной
деятельности учащихся в процессе обучения);
4. Кибернетический компонент (отражает
все многообразие связей, существующих
в учебном процессе, циркуляцию информационных
потоков, управление усвоением информации);
5. Социологический компонент (охватывает
отношения между участниками учебного
процесса, общие социальные взаимосвязи,
направленность, социальную значимость
обучения); 6. Организационный компонент
(включает организацию учебного и преподавательского
труда, их материально–техническое оснащение,
стимулирование, производительность,
рентабельность др.).
Необходимость комплексной реализации
всех компонентов содержания образования
и направленность педагогического процесса
на всестороннее творческое саморазвитие
личности учащегося обуславливают функции
обучения: 1. Образовательную (освоение
учащимися системы научных знаний, умений,
навыков с целью их использования на практике);
2. Воспитывающую (формирование научного
мировоззрения, материалистического понимания
законов природы, общества и мышления;
формирование отношений воспитанников
к науке, природе, искусству, труду, обществу,
коллективу, самому себе и другим, в конечном
итоге выражающихся во взглядах, идеалах,
убеждениях; воспитание моральных качеств
личности, волевых черт характера и соответствующих
социально приемлемых форм поведения).
3. Развивающую (ориентация на развитие
личности как целостной психической системы,
включающей речь, мышление, сенсорную,
эмоционально–волевую, двигательную
и мотивационно–потребностную сферы
личности). У процесса обучения как основной
части педагогической системы существует
своя система управления. Под управлением
в педагогической системе принято понимать
целенаправленную деятельность субъектов,
обеспечивающую оптимальное функционирование
и развитие управляемой системы, перевод
ее на новый, качественно более высокий
уровень по фактическому достижению целей
с помощью необходимых оптимальных педагогических
условий, способов, средств и воздействий.
В соответствии с Законом «Об образовании»
в РФ создаются и действуют следующие
государственные органы управления образованием: 1.
Федеральные государственные органы управления;
2. Федеральные ведомственные органы управления
образованием;
3. Государственные органы управления
образованием субъектов Российской Федерации.
Деятельность органов управления образованием
направлена на обеспечение Федеральной
программы развития образования, государственных
образовательных стандартов и функционирования
системы образования на уровне государственных
нормативов. К компетенции государственных
органов управления образованием в обязательном
порядке относятся: 1. Разработка и реализация
целевых федеральных и международных
программ в области образования; 2. Разработка
государственных образовательных стандартов
и установление эквивалентности документов
об образовании; 3. Государственная аккредитация
образовательных учреждений; 4. Установление
порядка аттестации педагогических работников
образовательных учреждений различных
типов и видов; 5. Формирование структуры
системы образования; разработка перечней
профессий и специальностей, по которым
ведутся профессиональная подготовка
и профессиональное образование; 6. Прямое
финансирование образовательных учреждений;
7. Создание фондов развития системы образования;
8. Прогнозирование развития сети образовательных
учреждений. Наряду с государственными
органами управления существуют также
общественные органы управления образовательными
учреждениями. В вузах такими органами
управления являются попечительский совет,
совет образовательного учреждения, научно-методические
советы, приемные комиссии и т.д. Основой
для претворения в жизнь принципов управления
образовательным процессом является дидактика
и ее принципы.
Дидактические принципы (принципы обучения)
– это те положения, на которые опираются
педагоги, разрабатывая содержание, методы,
организационные формы обучения. Каждый
принцип реализуется в учебном процессе
через ряд дидактических правил, которые
описывают педагогическую деятельность
в определенных условиях для достижения
поставленных целей. Принцип развивающего
и воспитывающего обучения рассматривают
как ведущий. Он предполагает, что обучение
направлено на цели всестороннего развития
личности, на формирование не только знаний
и умений, но и определенных нравственных
и эстетических качеств, которые являются
основой выбора идеалов и социального
поведения.
Принцип наглядности означает, что эффективность
обучения зависит от целесообразного
привлечения органов чувств к восприятию
и переработке учебного материала. Виды
наглядности по степени возрастания их
абстрактности можно подразделить на:
естественную наглядность (предметы объективной
реальности); экспериментальную наглядность
(опыты, эксперименты); объемную наглядность
(макеты, фигуры и т.п.); изобразительную
наглядность (картины, фотографии, рисунки);
звуковую наглядность (аудиоаппаратура);
символическую и графическую наглядность
(карты, схемы, графики, формулы); внутреннюю
наглядность (образы, создаваемые речью
педагога). При использовании данного
принципа: следует сочетать наглядный
материал со словами преподавателя;
не следует перегружать занятие наглядными
пособиями;
работа с наглядными материалами должна
стимулировать переход от конкретно-образного
и наглядно-действенного мышления к абстрактному,
словесно-логическому. Принцип научности
требует, чтобы содержание обучения знакомило
учащихся с объективными научными фактами,
теориями, законами, отражало бы современное
состояние науки. Поэтому: следует пользоваться
научной терминологией; необходимо использовать
в процессе обучения современное оборудование;
нужно вовлекать учащихся в наблюдение
за изучаемыми явлениями и процессами,
обучать их элементам научного поиска,
научным методам исследования. Принцип
связи обучения с практикой предполагает
раскрытие учащимся жизненной значимости
(применимости) получаемой теоретической
информации. В связи с этим: необходим
анализ примеров и ситуаций из реальной
жизни при изложении теоретического материала;
выполнение практических действий должно
опираться на знание теории и технологии;
следует формировать навыки работы со
справочной и нормативной (научной) литературой.
Принцип сознательности и активности
– один из основных принципов современной
дидактики. Согласно этому принципу обучение
эффективно тогда, когда учащиеся проявляют
познавательную активность, являются
субъектами учебной деятельности, включаются
в процесс самостоятельного получения
знаний. Активности и сознательности учащихся
можно добиться: через личность преподавателя
и его умение активизировать деятельность
учащихся; через постановку и решение
проблемных задач.
Принцип доступности (учета индивидуальных
особенностей обучающихся) требует учета
особенностей развития учащихся с точки
зрения их реальных возможностей и такой
организации обучения, чтобы они не испытывали
интеллектуальных, моральных, физических
перегрузок. Для этого необходимо: изучать
индивидуальные особенности (интересы,
темперамент, мышление, память, внимание,
причины отставания в учебе) с помощью
психолого-педагогических методов исследования;
подбирать учебный материал так, чтобы
он, с одной стороны не был непосильным
для данного возраста и уровня подготовленности
учащихся, с другой стороны, не был излишне
упрощенным, тормозящим их развитие. Принцип
системности и последовательности в обучении
предполагает преподавание и усвоение
знаний в определенном порядке, системе,
создание у учащихся целостной научной
картины мира. Он требует логического
построения как содержания, так и процесса
обучения, что подразумевает: переход
к изучению нового материала только после
усвоения старого; умение классифицировать
знания, устанавливать внешние и внутренние
связи между теориями, законами, фактами. Принцип
прочности требует, чтобы знания прочно
закрепились в памяти учеников, стали
бы частью их сознания, основой привычек
и поведения. Реализуется через правила:
необходимо регулярно закреплять материал,
связывать его с предыдущим; нужно формировать
позитивное отношение, интерес учащихся
к изучаемому предмету; прочность знаний
обеспечивается систематическим контролем
над результатами обучения, проверкой
и оценкой. Так же выделяют принципы культуро-,
природосообразности; фундаментальности
образования и его профессиональной направленности;
положительной мотивации и благоприятного
эмоционального климата обучения; рационального
сочетания коллективных и индивидуальных
форм обучения. Смысл этих принципов заложен
в их наименовании.