Психология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 13:31, реферат

Описание

При подробном рассмотрении эти проблемы можно отнести к конфликтным ситуациям, за исключением, может быть , проблемы публичного выступления. Не всегда, правда, проблема осознается человеком как конфликт. Это может быть скрытый конфликт,который не выражается в противодействии людей, но доставляет им определенные сложности во взаимоотношениях.

Содержание

Введение.

1. Причины, особенности развития и свойства конфликта.

Социально-психологическая структура органов внутренних дел, ее изучение
и основные характеристики

3. Некоторые пути разрешения конфликтов

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

психология конфликты.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">   Ее границы могут совпадать с границами официальной структуры коллектива или отличаться от них. Неофициальная группа может включать в себя сотрудников из разных подразделений органа, разбивать эти подразделения на несколько неофициальных подгрупп или же вообще функционировать за пределами органа (например, дружеские компании, которые складываются на основе общих привычек, любительских интересов, взглядов и т.п.)

   Стабильность неофициальной группы, высокая эмоциональная вовлеченность каждого ее члена в групповые дела отличает ее от временных общностей людей (например, очереди в столовой; сотрудников, находящихся на служебном совещании, на субботнике и т.д.). Наблюдение за неофициальными группами позволяет выявить закономерность между ее численным составом и возрастом, а также должностным положение входящих в нее членов: с увеличением возраста и повышением должностного положения численность людей в группе падает.

   Следует отметить, что та или иная степень внутреннего единства, спаянность группы не исключает ее внутреннюю дифференциацию. На основе своих критериев и оценок группа достаточно тонко дифференцирует как официальный статус (должностное положение, функциональная роль) своих членов, так и их неофициальный статус в группе. Члены неофициальной группы в зависимости от статуса подразделяются на «неофициальных лидеров» (в каждой группе может быть только один такой лидер), «благополучных», «пренебрегаемых»,  «изолированных» и т.п.

   Каждая группа вырабатывает в своей среде определенные нормы поведения, которые в совокупности создают определенный режим внутри группы, требующий приверженности, лояльности каждого члена, без чего невозможно ее существование. Поэтому неофициальная группа может выступать как средство социального контроля, который проявляется в различных способах ее воздействия на личность: через внушение каких-либо социальных установок, жизненных ценностей, стереотипов; через влияние на мотивацию поведения и т.д. Отклонение от выработанных в группе норм какого-то члена вызывает у нее меры ответного воздействия в виде презрения, изоляции, осуждения и т.п.

   Руководителям органов внутренних дел следует уделять самое пристальное внимание выявлению и оценке возникающих и существующих в подразделениях неофициальных групп и возглавляющих их лидеров. Одновременно следует помнить о том, что неофициальную психологическую структуру нельзя отождествлять с так называемой групповщиной, поскольку, как свидетельствует практика, неофициальные группы в подавляющем большинстве объединяют сотрудников, которые честно и добросовестно относятся к выполнению своего служебного долга.

   Вместе с тем необходимо иметь в виду, что между руководителем органа (официальным лидером) либо официальной структурой органа в целом и неофициальными группами либо их лидерами могут сложиться различные по характеру и содержанию отношения. Все разновидности этих отношений в конечном счете сводятся к трем основным видам: а) отношения поддержки; б) нейтральные отношения; в) отношения противодействия.

   Первый из названных видов отношений складывается тогда, когда неофициальная группа активно поддерживает руководителя органа (подразделения), дорожит его мнением, как мнением специалиста, ценит его личные человеческие качества, проявляет к нему чувства симпатии и привязанности.

   Нейтральные отношения имеют место в коллективе, где неофициальная группа и ее лидер не выражают к руководителю органа (или официальной структуре органа в целом) отчетливых положительных либо отрицательных эмоций, когда в деятельности неофициальной группы не отражаются усилия для изменения функционирования органа внутренних дел как в лучшую, так и в худшую стороны.

   Отношения противодействия складываются в случае неприязни неофициальной группы к руководителю. Эти отношения проявляются в постоянном противодействии руководителю, ироничном или недоверчивом восприятии его личных качеств, в переносимом с большим трудом руководстве со стороны лица, представляющего официальную структуру органа, и т.п.

   Рассмотрим, каким образом преобладание того или иного вида отношений может сказываться на эффективности управления органом внутренних дел либо его подразделением.

   Так, если руководитель органа должным образом исполняет свои функциональные обязанности, предпринимает энергичные усилия для совершенствования деятельности органа, проявляет необходимую заботу о своих подчиненных, с инициативой и творчески подходит к решению возникающих задач, то совершенно очевидно, что отношения его поддержки со стороны неофициальных групп положительно скажутся на эффективности деятельности органа внутренних дел. В подобных случаях руководитель должен всячески поддерживать активность неофициальных групп и их лидеров. Иная ситуация возникает тогда, когда неофициальные группы поддерживают руководителя, ненадлежащим образом осуществляющего свои обязанности, не справляющегося с решением оперативно-служебных задач, демонстрирующего авторитарный стиль руководства и т.д. Отношения поддержки такого руководителя со стороны неофициальной структуры может пагубным образом сказаться на результатах деятельности органа внутренних дел. В подобных случаях неофициальные группы должны быть подвергнуты воздействию преимущественно методами убеждения с тем, чтобы переориентировать их отношение к «нерадивому» руководителю в должном направлении, чтобы занять по отношению к нему правильную, принципиальную и критическую позицию. Вполне понятно, что в крайних случаях вышестоящий орган принимает меры к замене руководителя, осуществляющего управление ненадлежащим образом.

   «Нейтрализм» неофициальных групп в отношениях с руководителем органа внутренних дел при всех вариантах является свойством отрицательного характера: и тогда, когда он проявляется в отношениях с добросовестным, активным и деятельным руководителем, и тогда, когда неофициальная группа безразлично относится к руководителю, в деятельности которого проявляются отрицательные моменты (например, злоупотребление служебным положением, нарушение законности). И в том, и в другом случае «нейтрализм» не позволяет использовать весь положительный потенциал неофициальной структуры для повышения эффективности функционирования органа. Поэтому отношения данного вида должны последовательно преодолеваться.

   Что касается отношений противодействия руководителю со стороны неофициальной группы и ее лидера, то здесь также возможны два варианта. Так, если неофициальная группа противодействует деятельности хорошего руководителя, препятствует осуществлению им своих функций, исходя из сугубо групповых или личных интересов и неосновательных притязаний ее членов либо лидера, то следует предпринимать активные и целеустремленные усилия для нейтрализации подобного противодействия и переориентации данной группы в пользу руководителя, применяя для этого преимущественно методы убеждения, проводя необходимую воспитательную работу. Неофициальный лидер такой группы, действующий принципиально неверно и существенно препятствующий нормальному функционированию органа, должен быть удален из коллектива. Однако в случаях, когда противодействующая неформальная группа предъявляет к руководителю обоснованные претензии как к лицу, не справляющемуся со своими обязанностями, то в интересах дела необходимо удовлетворить эти претензии, а при необходимости — сменить руководителя.

   Таким образом, знание особенностей отношений, складывающихся между руководителем органа и неофициальными лидерами, и учет этих особенностей в практике управления предотвращают возникновение конфликтных ситуаций в коллективе, способствуют созданию оптимального социально-психологического климата в управляемой системе и тем самым обеспечивают максимальную эффективность ее функционирования.

3. Некоторые пути разрешения конфликтов.

     М.К. Тутушкина и М.Ю.Ронгинский [3] предлагают руководителям следующий алгоритм разрешения конфликтов:

     1. Локализация  ситуации,  т.е.  принятие  мер к ограничения числа свидетелей и мнений "замораживанию"  конфликта,  уменьшению эмоциональной напряженности.  Уменьшение числа свидетелей важно в связи с тем,что чем их больше,  тем большему числу людей придется давать объяснения после разрешения конфликта. Существует правило: все наблюдающие ссору должны быть оповещены о конечном результате.

     2. Анализ  конфликта  и его обстоятельств:а)раздельный опрос конфликтующих сторон  и  свидетелей,  б)  изучение  конфликтующих субъектов и  свидетелей (их характера,  темперамента,  интересов, привычек, мотивов,  ценностных ориентаций,  профессиональных  качечтв, опыта работы,  бытовых условий, истории развития отношений и действий конфтиктующих сторон),  в) поиск причины конфликта, г)  мысленное проигрывание  конфликта на основе полученной информации с целью идентификации модели конфликта и оригинала.

     3. Констатация причин конфликта.

     4. Разработка и анализ вариантов разрешения конфликта.

     5. Выбор  оптимального  метода,  приема,  формы,  средств и условий разрешения конфликта.

     6. Осуществление попытки сближения сторон. Это можно сделать публично или в кабинете у  начальника,  отметив  хорошие  стороны конфликтующих и вспомнив время безконфликтного их сосуществования.

     7. Реализация выбранной  программы  действий  по  разрешению конфликта.

     8. Огласка результатов разрешения конфликта.

     9. Устранение  дискомфорта у неправой конфликтующей стороны.

Здесь возможен   следующий   универсальный   алгоритм:"Да,   Петр Алексеевич, ты неправ. Но мы тебя много лет знаем и ценим. Не переживай. Все не так уж страшно.  Иди работай, жизни без ошибок не бывает. А эта ошибка была не такой уж большой. Мы в тебя верим."

     При выборе оптимального метода разрешения конфликта  руководителю необходимо  учитывать  свой  собственный  стиль поведения, стиль поведения вовлеченных в конфликт людей, природу конфликта и т.д.. Существует пять основных стилей разрешения конфликта.  В их основу положена система,  называемая методом  Томаса-Килменна  (разработана Кеннетом У.Томасом и Ральфом Х.  Килменном в 1972 году)[4]. Система  позволяет  создать  для  каждого человека  свой собственный стиль разрешения конфликта.  Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадение интересов конфликтующих  сторон.

     Стиль поведения сотрудника ОВД в конкретном конфликте определяется той мерой,  в которой он хочет удовлетворить собственные интересы ( действуя пассивно или активно) и интересы другой  стороны,( действуя  совместно  или индивидуально).  Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса - Килменна, позволяющую определить  место  и  название  каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Рис.1 Сетка Томаса - Килменна "Стили разрешения конфликтов". 

     Рассмотрим эти стили подробнее.

      Стиль соперничества .:  если сотрудник ОВД  человек  активный, идет своим путем в разрешении конфликта,  способен на волевые решения и не склонен к сотрудничеству,  удовлетворяет свои интересы в ущерб интересам других, вынуждает других принимать свое решение проблемы,  то он выбирает этот стиль. Этот стиль эффективен, если сотрудник  обладает  определенной властью,  уверен в правильности решения проблемы.Он настаивает на своем пути  открытой борьбы  за свои  интересы,  применения принуждения и других средств давления на оппонентов.

     Слабые стороны применения стиля: вызывает отчуждение других, не годится в подчиненном положении.

     Типичные ситуации применения:

     - исход важен для сотрудника,

     - у него есть авторитет и уверенность,  что его решение наилучшее,

     - решение нужно принять быстро и у него есть власть для этого,

     - у него нет другого выбора и ему нечего терять,

     - он не может дать понять группе людей , что они находятся в тупике и кто-то должен вести их за собой,

     - он должен принять непопулярное решение  и ему  необходимо действовать немедленно.

     Стиль уклонения : сотрудник не отстаивает свои права, уклоняется от разрешения конфликта. Это бывает тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна для него, он не хочет тратить силы на ее решение  или  находится в безнадежном положении.  Он чувствует свою неправоту или правоту другого человека,  или другой  человек обладает большой властью. В этом случае можно попытаться изменить тему разговора,выйти из помещения, уйти от проблемы,игнорируя ее.

     Стиль эффективен,  если сотрудник вынужден общаться со сложным человеком, если нет оснований продолжать с ним контакты, если нет большой необходимости принимать решение, если сотрудник хочет уйти от ответственности,  если у него нет необходимой  информации для решения проблемы.

     Типичные ситуации применения:

     - напряженность слишком велика и нужно освободить накал,

Информация о работе Психология конфликтов