Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 13:31, реферат
При подробном рассмотрении эти проблемы можно отнести к конфликтным ситуациям, за исключением, может быть , проблемы публичного выступления. Не всегда, правда, проблема осознается человеком как конфликт. Это может быть скрытый конфликт,который не выражается в противодействии людей, но доставляет им определенные сложности во взаимоотношениях.
Введение.
1. Причины, особенности развития и свойства конфликта.
Социально-психологическая структура органов внутренних дел, ее изучение
и основные характеристики
3. Некоторые пути разрешения конфликтов
Заключение.
- решение проблемы может привести к неприятностям,
- сотрудник не может решить конфликт в свою пользу,
- сотрудник хочет выиграть время для получения дополнительной информации,
- ситуация слишком важна для него,
- у него слишком мало власти для решения проблемы желательным для него способом,
- немедленное решение проблемы опасно и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
Стиль приспособления : сотрудник действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать свои интересы. Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для сотрудника. Сотрудник не может одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Сотрудник жертвует своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Если сотрудник чувствует, что уступает в чем-то важном для него и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления неприемлем. Если другой не хочет ничем поступиться или не оценит сделанного сотрудником - стиль тоже неприемлем.
Стиль эффективен, если уступая, сотрудник может смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Он не уклоняется от решения проблемы, участвует в ситуации, соглашается сделать то, чего хочет другой.
Типичные ситуации применения:
- сотрудника не особенно волнует случившееся,
- сотрудник хочет сохранить мир и добрые отношения с другими,
- сотруднику важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы,
- итог важнее для другого, чем для сотрудника,
- правда не на стороне сотрудника,
- у сотрудника мало власти и шансов победить.
Стиль сотрудничества .: сотрудник разрешает конфликт и отстаивает свои интересы, но старается сотрудничать с другим человеком. Сначала определяются нужды и интересы другой стороны , а потом обсуждаются. Стиль эффективен, если стороны имеют различные
скрытые нужды. Определение источника неудовлетворенности в этом случае затруднено, существует различие между внешними декларациями и подспудными интересами и нуждами. Необходимо время на поиск скрытых интересов и нужд.
Типичные ситуации применения:
- решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраняться от нее,
- у сотрудника тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной,
- у сотрудника есть время поработать с другой стороной,
- сотрудник и другой человек осведомлены о проблеме и желания обеих сторон известны,
- сотрудник и его оппонент хочет поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над их решением,
- обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга,
- обе стороны, вовлеченные в конфликт,обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Обе стороны должны выделить время на решение проблемы, объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и выработать варианты решения проблемы.
Стиль компромисса : взаимные уступки двух сторон, торг и выработка компромиссного решения. Компромисс- это соглашение на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Компромисс основывается на незначительных взаимных уступках.При выработке решений никто особенно не теряет, но и не выигрывает.
Типичные ситуации применения:
- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы,
- сотрудник хочет получить решение быстро, потому что у него нет времени,
- сотрудника может устроить временное решение,
- сотрудник может пользоваться кратковременной выгодой,
- другие подходы к решению проблемы не эффективны,
- удовлетворение желания сотрудника имеет для него не слишком большое значение и он может изменить поставленную в начале цель,
- компромисс позволит сотрудникам сохранить взаимоотношения.
Возникает вопрос: какая из стратегий поведения самая правильная? И вот ответ: все. Все стратегии поведения хороши, но каждая для своей ситуации. Люди, к сожалению, склонны пользоваться одной стратегией во всех случаях жизни. Это неправильно. В таком случае сотрудник, предпочитающий всему на свете противоборство, бросается в бой там, где это вовсе не требуется, и получается "буря в стакане воды". Тот же, кто все время уступает, может жестоко поплатиться за такую позицию. Сотрудник ОВД должен в потенциале пользоваться всеми пятью способами поведения. Конечно, одному не дано от рождения быть борцом, второму не дана способность прислушиваться к интересам другого - значит, это надо компенсировать путем работы над собой, включение эмоциональноролевой сферы и самосознания.
Как показывает опыт практических психологов, занимающихся анализом и разбором конфликтных ситуаций в служебных коллективах, противоборство - это крайняя мера поведения. Наиболее целесообразным является использование остальных четырех стратегий поведения, только когда все меры использованы, человек вправе идти на соперничество.
Литература.
1. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. Национальный ассоциативный центр ИНК. Такома. Вашингтон. США.1994г.
2. Методические материалы. Психология и педагогика управления в органах внутренних дел. ч.1 М. Академия МВД СССР 1989 г.
3. Тутушкина М.К. Ронгинский М.Ю. Практическая психология для руководителей. Спб. Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт. 1992. -208с
4. Джини Г.Скотт Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2. ГИИМ.Киев. Издательское общество "Верзилин и К. ЛТД" 1991.
6.Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит-М», 1996.
7. Фатеев
Н. М. Как провести социально-психологические
исследования в коллективе органа внутренних
дел. М. : А.П.О., 1993.