Психология кризисных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:24, реферат

Описание

Под жизненными событиями, ведущими к кризису, понимают “события, создающие потенциальную или активную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и ставящие перед человеком проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом” (Ф.Е. Василюк, 1984; G. Caplan, 1963; G.F. Jacobson, 1974).

Работа состоит из  1 файл

КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ реф.docx

— 34.87 Кб (Скачать документ)

1.     Перенесение ответственности. Пациенту предлагают временно переложить решение всех проблем и ответственности на близких.

2.     Организация решения неотложных задач (уход за детьми, решение вопросов о временной нетрудоспособности пациента и т.п.).

3.     Удаление пациента из стрессогенного окружения. Сама по себе госпитализация уже является своеобразным удалением, но она оправдывает себя лишь в случае помещения пациента в специализированный кризисный стационар, где осуществляется профессиональная кризисная психотерапия.

4.     Снижение уровня возбуждения и дистресса. Применяются психотерапевтическое вмешательство и фармакотерапия.

5.     Установление доверительных отношений.

6.     Проявление заботы и тепла, оживление надежды.

5 этап — отчаяния. Это период  максимальных душевных мук, который развивается, как  правило,  на 3–6 неделе  после потери значимого близкого. В психическом статусе пациентов доминируют жалобы на бессонницу, тревогу и страх, высказхываются идеи самообвинения, собственной малоценности и вины. Пациенты испытывают одиночество, беспомощность, отмечают потерю смысла жизни и дальнейшей перспективы. В этот период  они раздражительны, отказываются от общения с близкими, зачастую подвергая их критике. На высоте переживания очень часто возникает загрудинная боль, сопровождаемая выраженной тревогой и беспокойством. Пациенты склонны причинять себе боль, наносить самоповреждения. В некоторых случаях они просят назначить им болезненные инъекции, готовы участвовать в различных психологических экспериментах, настроены на психокоррекционную работу. На  этом этапе необходимо продолжать психофармакологическую терапию, адекватную психическому статусу пациента. Меры интенсивной опеки необходимо осуществлять постоянно. Психотерапевтическое вмешательство является первостепенным на этом этапе и должно быть направлено на оказание помощи в переживании, выражении и переработке аффекта горя и на решение проблемы изменений в жизни пациента.

6 этап — с элементами демобилизации. Этот этап наступает в случае неразрешения этапа отчаяния. В клинической картине  у этих лиц преобладают невротические синдромы (чаще всего неврастенический и с преобладанием вегето–соматических нарушений), маскированные  субдепрессии  и депрессии. В этот период пациенты, как правило, малообщительны, сосредоточены на внутренних переживаниях, ими  овладевает чувство безнадежности, ненужности, одиночества. Они избегают контактов с окружающими, формально беседуют с медицинским персоналом, отказываются от  психотерапевтической  помощи.

На этом этапе  необходимость  продолжения  фармакотерапии очевидна. Помимо этого, уже на этом этапе целесообразно включать больных в кризисные группы, где пациенты, уже пережившие подобные ситуации, делятся своим опытом преодоления болезненных эмоций, оказывают поддержку и внимание, что   положительно воздействует на пациентов и способствует более быстрому  разрешению этапа демобилизации.

7 этап — разрешение. Как правило, длительность его ограничивается несколькими неделями. Пациент смиряется со случившимся, примиряется с этим  и  начинает возвращаться к докризисному состоянию. Мысли об утрате “живут в сердце”. А.С. Пушкин охарактеризовал это состояние “Печаль моя светла”.

На этом этапе  возможно прекращение терапии транквилизаторами. При хронификации тревожных расстройств  и не редуцировавшихся депрессивных расстройствах лечение антидепрессантами  целесообразно продолжить.

Психотерапевтические  усилия  должны  быть направлены на решение  проблем изменений (семейного положения, ролевых изменений на работе и в семье, межличностных проблем и т.п.), межличностных проблем. На этом этапе целесообразен тренинг релаксации и выработка тактики адаптации к изменившимся условиям бытия.

8 этап — рецидивирующий. В течение 1 года возможны приступы горя и отчаяния, сопровождающиеся депрессивными расстройствами. Провоцирующими факторами, как правило, бывают  определенные  календарные даты, значимые для личности (день рождения умершего, Новый год и другие праздники, впервые отмечаемые без близкого человека и т.п.), нестандартные ситуации (успех или неудача), когда возникает потребность разделить радость или горе с близким человеком. Приступы горя могут  возникать остро, на фоне кажущейся стабилизации состояния и могут завершаться  суицидальными попытками, которые расцениваются окружающими как неадекватные.

В связи с  описанными закономерностями протекания реакции горя  поддерживающую психотерапию целесообразно проводить в течение года. Наиболее перспективно на этом этапе проведение поддерживающей психотерапии  в посткризисных группах, работающих по принципу  клуба для лиц, переживших кризисную ситуацию. Целесообразно проведение семейной психотерапии с участием  членов семьи и близких людей.

Заканчивая главу, следует сказать, что клинически оформленные реакции и состояния, возникшие в результате  кризисных ситуаций столь многогранны, что порою их с трудом можно рубрифицировать  и  втиснуть в классификации  психических и поведенческих расстройств. 

 

Список  литературы:

  1. Юрьева Л.Н. Кризисные состояния.:Спб.-1998 г., 156 стр.
 
  1.  Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Ин-т психологии РАН, 1995. - 128 с.
 
  1. Работа  с вторичной травмой // Конфликт и  травма. Актуальные вопросы оказания помощи при травматичеких и посттравматических стрессовых расстройствах. Вып. 1. - СПб., 2002.

Информация о работе Психология кризисных состояний