Психология личности педагога профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:56, контрольная работа

Описание

Современная система профессионального обучения предъявляет особые требования к педагогам профессионального обучения, обязывает их к работе по постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и построению себя как профессионалом. Поэтому преподаватель, управляя учебно-воспитательным и научно педагогическим процессом должен обладать высоко профессиональными и личностными качествами, которые будут способствовать успешному решению педагогических задач, повышению результативности труда и качественной подготовке будущего специалиста.
Целью контрольной работы является изучение формирования личностных качеств педагога профессионального обучения, которые необходимы в профессиональном образовании.

Содержание

Введение 3
Направленность личности педагога профессионального
обучения. 4
Профессионально важные качества педагога профессионального обучения. 7
Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения. 9
Заключение 12
Список используемой литературы. 13

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

  Федеральное агентство по образованию

 

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:

«Психология профессионального  образования»

Тема: «Психология личности педагога профессионального обучения».

 

 

                                     

                                                                  Выполнила:

                                                                                     студентка II курса

                                                                                      группа ПЗ – 06 – 2

                                                                                             _______ С.В. Ваганова                                                                                                                                                                       

 

                                                                          Проверила:

                                                                              к.п.н., доцент

                                                                                            ________  Н.И. Сучкова

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород, 2007 год

Содержание

 

 Введение                                                                                                                3

  1. Направленность личности педагога профессионального

обучения.                                                                                                             4                                 

  1. Профессионально важные качества педагога  профессионального обучения.                                                                                                   7
  2. Профессиональная компетентность педагога  профессионального обучения.                                                                                                   9
  3. Заключение                                                                                                           12
  4. Список используемой литературы.                                                                   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная система профессионального  обучения предъявляет особые требования к педагогам профессионального обучения, обязывает их к работе по постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и построению себя как профессионалом. Поэтому преподаватель, управляя учебно-воспитательным и научно педагогическим процессом должен обладать высоко профессиональными и личностными качествами, которые будут способствовать успешному решению педагогических задач, повышению результативности труда и качественной подготовке будущего специалиста.

    Целью контрольной работы является изучение формирования личностных качеств педагога профессионального обучения, которые необходимы в профессиональном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Направленность личности педагога профессионального обучения.

   В личностной направленности педагога выделяют три составляющие: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную.

Социально-нравственную направленность определяют социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

  К социальным относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим деятельность педагога профессионального обучения характеризуют коммуникативные умения. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей — с родителями, учащимися, учителями и др.

В основе социальной активности педагога профессионального обучения лежит идейная убежденность, являющаяся наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой его личности.

Педагогическую  профессию отличает высокая профессиональная ответственность. Педагог-гражданин предан своему отечеству, не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь тесно связана с той средой, где он живет и работает.

Ценностные  ориентации служат внутренним регулятором деятельности педагога профессионального обучения, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), органически связанные с нравственными (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в этом ряду занимают патриотические (любовь к Родине, национальное достоинство и др.), а также эстетические ценности. Ценностными ориентациями могут быть смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера.

На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности личности педагога профессионального обучения имеют различное содержание, обусловленное уровнем его профессиональной подготовки.

Составляющими профессионально-педагогической направленности преподавателей и мастеров производственного обучения являются:  профессиональные ориентации, профессионально-педагогические мотивы профессиональной деятельности, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость и педагогическое призвание.

Педагогическое  призвание означает склонность, вырастающую из  способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание может формироваться у будущего педагога профессионального обучения в процессе накопления теоретических знаний, педагогического опыта. Основу педагогического призвания составляет любовь.

Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования  целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых  качеств характеризующих профессионально-педагогическую направленность.

Взаимоотношения с учащимися, их родителями и коллегами  педагог  профессионального обучения должен строить, полагаясь на чувство такта.

Педагогический  такт — это целесообразные взаимодействия учителя с учащимся, устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у него чувство собственного достоинства. Наличие педагогического такта зависит от личных качеств педагога профессионального обучения и уровня его профессионального мастерства.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность.           Педагогический долг заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных способностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, но главное – хорошо знать ту науку, которой обучают, понимать её роль в решении социально-экономических, производственных и культурных задач. Необходимо быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее  общей характеристикой познавательной направленности личности педагога профессионального обучения выступает культура научно-педагогического исследования. Необходимым условием профессионального становления является непрерывное педагогическое самообразование. У педагога профессионального обучения должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Профессионально важные качества педагога профессионального обучения.

 

    Успешное взаимодействие педагога профессионального обучения с обучаемыми предполагает наличие у него следующих психологических качеств и особенностей:

  1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающие умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, индивидуальных особенностей студентов;
  4. умение управлять собой, своими психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  5. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  6. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые, представляют собой сплав жизненных естественных переживаний педагога профессионального обучения и целесообразных педагогических переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений) и «пристроек»).

Средства повышения  эффективности воздействия:

- «приспособления» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание (до 160 видов);

- «пристройки или достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога профессионального обучения;

- усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

   В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов профессионального обучения возможны разные типы поведения:

1) естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога профессионального обучения психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательский тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога профессионального обучения от преодоления неожиданное педагогической ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной  тип: растерянность и полная  заторможенность действий педагога профессионального обучения;

5) эмоциональный срыв: педагог профессионального обучения действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: педагог профессионального обучения скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в  целесообразные переживания.

      1. Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения.

 

   Важнейшим компонентом личности педагога профессионального обучения является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений. Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения оценивается уровнем сформированности  профессионально-педагогических умений. Среди операционных функций педагога профессионального обучения профессиональной школы можно выделить несколько основных групп профессионально-педагогических умений. (см. таб. 4)

Таблица 4.

 

Профессионально-педагогические умения

Группа умений

Характеристика умений

1

2

Гностические

Познавательные  умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний; получение новой информации, выделение в ней главного, существенного; обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, а также опыта новаторов и рационализаторов производства.

Идеологические

Социально-значимые умения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды профессиональных знаний.

Дидактические

Определение конкретных целей обучении; выбор  адекватных форм, методов и средств  обучения; конструирование педагогических ситуаций; объяснение учебно-производственного  материала; демонстрация технических  объектов и приемов работы.

Организационно-методические

Реализация  учебно-воспитательного процесса; формирование мотивации учения; организация учебно-профессиональной деятельности учащихся; установление педагогически оправданных взаимоотношений; формирование коллектива; организация  самоуправления.

Коммуникативно-режиссерские

Общепедагогические  умения, включающие персептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские, а также умения в сфере педагогической режиссуры.

Прогностические

Общепедагогические  умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие: диагностику личности и коллектива учащихся; анализ педагогических ситуаций; построение альтернативных моделей педагогической деятельности; проектирование развития личности и коллектива; контроль за процессом и результатом

Рефлексивные

Способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального  поведения; самоактуализация

Организационно-педагогические

Общепедагогические  умения планирования воспитательного  процесса, выбора оптимальных средств  педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности обучающихся

Общепрофессиональные

Умение читать и выполнять чертежи, строить  схемы, технические диаграммы; выполнение расчетно-графических работ; определение экономических показателей производства

Конструктивные

Интегративные умения разработки технологических  процессов и конструирования  технических устройств; разработка учебной и технико-технологической  документации; выполнение конструкторских работ; составление технологических карт, направляющих тестов.

Технологические

Количественные  умения. Анализ производственных ситуаций; планирование; рациональная организация  технологического процесса; эксплуатация технологических устройств

Производственно-операционные

Общетрудовые  умения по смежным профессиям

Специальные

Узкопрофессиональные  умения в рамках какой-либо одной  отрасли производства

Информация о работе Психология личности педагога профессионального обучения