Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:56, контрольная работа
Современная система профессионального обучения предъявляет особые требования к педагогам профессионального обучения, обязывает их к работе по постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и построению себя как профессионалом. Поэтому преподаватель, управляя учебно-воспитательным и научно педагогическим процессом должен обладать высоко профессиональными и личностными качествами, которые будут способствовать успешному решению педагогических задач, повышению результативности труда и качественной подготовке будущего специалиста.
Целью контрольной работы является изучение формирования личностных качеств педагога профессионального обучения, которые необходимы в профессиональном образовании.
Введение 3
Направленность личности педагога профессионального
обучения. 4
Профессионально важные качества педагога профессионального обучения. 7
Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения. 9
Заключение 12
Список используемой литературы. 13
Федеральное агентство по образованию
Волжский государственный инженерно-педагогический университет
Кафедра психологии
Контрольная работа
по дисциплине:
«Психология профессионального образования»
Тема: «Психология личности педагога профессионального обучения».
г. Нижний Новгород, 2007 год
Содержание
Введение
обучения.
Введение
Современная система профессионального обучения предъявляет особые требования к педагогам профессионального обучения, обязывает их к работе по постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и построению себя как профессионалом. Поэтому преподаватель, управляя учебно-воспитательным и научно педагогическим процессом должен обладать высоко профессиональными и личностными качествами, которые будут способствовать успешному решению педагогических задач, повышению результативности труда и качественной подготовке будущего специалиста.
Целью контрольной работы является изучение формирования личностных качеств педагога профессионального обучения, которые необходимы в профессиональном образовании.
1. Направленность личности педагога профессионального обучения.
В личностной направленности педагога выделяют три составляющие: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную.
Социально-нравственную направленность определяют социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.
К социальным относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим деятельность педагога профессионального обучения характеризуют коммуникативные умения. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей — с родителями, учащимися, учителями и др.
В основе социальной активности педагога профессионального обучения лежит идейная убежденность, являющаяся наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой его личности.
Педагогическую профессию отличает высокая профессиональная ответственность. Педагог-гражданин предан своему отечеству, не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь тесно связана с той средой, где он живет и работает.
Ценностные ориентации служат внутренним регулятором деятельности педагога профессионального обучения, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), органически связанные с нравственными (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в этом ряду занимают патриотические (любовь к Родине, национальное достоинство и др.), а также эстетические ценности. Ценностными ориентациями могут быть смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера.
На разных
стадиях профессионального стан
Составляющими профессионально-педагогической направленности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: профессиональные ориентации, профессионально-педагогические мотивы профессиональной деятельности, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость и педагогическое призвание.
Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание может формироваться у будущего педагога профессионального обучения в процессе накопления теоретических знаний, педагогического опыта. Основу педагогического призвания составляет любовь.
Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Взаимоотношения с учащимися, их родителями и коллегами педагог профессионального обучения должен строить, полагаясь на чувство такта.
Педагогический такт — это целесообразные взаимодействия учителя с учащимся, устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у него чувство собственного достоинства. Наличие педагогического такта зависит от личных качеств педагога профессионального обучения и уровня его профессионального мастерства.
К качествам,
характеризующим
Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, но главное – хорошо знать ту науку, которой обучают, понимать её роль в решении социально-экономических, производственных и культурных задач. Необходимо быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее
общей характеристикой
Успешное взаимодействие педагога профессионального обучения с обучаемыми предполагает наличие у него следующих психологических качеств и особенностей:
Средства повышения эффективности воздействия:
- «приспособления» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание (до 160 видов);
- «пристройки или достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога профессионального обучения;
- усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.
В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов профессионального обучения возможны разные типы поведения:
1) естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога профессионального обучения психологических и эмоциональных затруднений;
2) напряженно-преобразовательский тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога профессионального обучения от преодоления неожиданное педагогической ситуации («не заметить»);
4) непроизвольно-тормозной
тип: растерянность и полная
заторможенность действий
5) эмоциональный срыв: педагог профессионального обучения действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
6) неадекватный тип: педагог профессионального обучения скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в целесообразные переживания.
Важнейшим компонентом личности педагога профессионального обучения является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений. Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. Среди операционных функций педагога профессионального обучения профессиональной школы можно выделить несколько основных групп профессионально-педагогических умений. (см. таб. 4)
Таблица 4.
Профессионально-педагогические умения
Группа умений |
Характеристика умений |
1 |
2 |
Гностические |
Познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний; получение новой информации, выделение в ней главного, существенного; обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, а также опыта новаторов и рационализаторов производства. |
Идеологические |
Социально-значимые умения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды профессиональных знаний. |
Дидактические |
Определение конкретных целей обучении; выбор адекватных форм, методов и средств обучения; конструирование педагогических ситуаций; объяснение учебно-производственного материала; демонстрация технических объектов и приемов работы. |
Организационно-методические |
Реализация
учебно-воспитательного |
Коммуникативно-режиссерские |
Общепедагогические умения, включающие персептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские, а также умения в сфере педагогической режиссуры. |
Прогностические |
Общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие: диагностику личности и коллектива учащихся; анализ педагогических ситуаций; построение альтернативных моделей педагогической деятельности; проектирование развития личности и коллектива; контроль за процессом и результатом |
Рефлексивные |
Способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения; самоактуализация |
Организационно-педагогические |
Общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности обучающихся |
Общепрофессиональные |
Умение читать и выполнять чертежи, строить схемы, технические диаграммы; выполнение расчетно-графических работ; определение экономических показателей производства |
Конструктивные |
Интегративные
умения разработки технологических
процессов и конструирования
технических устройств; разработка
учебной и технико- |
Технологические |
Количественные умения. Анализ производственных ситуаций; планирование; рациональная организация технологического процесса; эксплуатация технологических устройств |
Производственно-операционные |
Общетрудовые умения по смежным профессиям |
Специальные |
Узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства |
Информация о работе Психология личности педагога профессионального обучения