Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:43, контрольная работа

Описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Всем известно, что предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три "ипостаси": индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Работа состоит из  1 файл

готовая работа по психологии.docx

— 22.32 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Всем известно, что предметом изучения психологии является внутренний мир  человека. Сама же психология делит  человека на три "ипостаси": индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический  аспект индивидуального бытия человека.

     В общественных науках личность рассматривается  как особое качество человека, приобретаемое  в социально-культурной среде в  процессе совместной деятельности и  общения. Подлинными основаниями и  движущей силой развития личности выступают  совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между  индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей  мир, может быть передан формулой: "Индивидом рождаются. Личностью  становятся. Индивидуальность отстаивают".

     Категория личности в психологической науке  относится к числу базовых. Наверное, поэтому изучением личности занимаются педагогическая, возрастная, этническая, организационная психология, психология труда и ряд других как психологических, так и пограничным с ними дисциплин: педагогика, социология и т.д. Каждая из этих наук предоставляет ценные данные для разработки психологической общей теории личности, но, несмотря на все это многообразие, на мой взгляд, наиболее эффективно будет рассматривать личность с трех позиций: личность, как социализированный индивид, личность, как активная жизненная позиция и личность в свете временной протяженности.

     Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

     Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей  оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятия личность, человек, индивид,  индивидуальность

      и их соотношение 

      Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

      Поскольку личность чаще всего определяют как  человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся  такие особенности человека, которые  природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

      По  определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

      Наряду  с понятием «личность» употребляются  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены  между собой.

      Человек – это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы  – к человеческому роду. В понятии  «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

      Индивид – это единичный представитель  вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

      Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

      Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия  человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся проце5сса становления  личности и индивидуальности.

      Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

      Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это  процесс самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

      В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности. 

      2. Структура личности  

      Различают статистическую и динамическую структуры  личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально  функционирующей личности абстрактная  модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для  выделения параметров личности в  ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

      всеобщие  свойства психики, т.е. общие для  всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

      социально-специфические  особенности, т.е. присущие только тем  или иным группам людей или  общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

      индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие  индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

      В отличие от статистической модели структуры  личности модель динамической  структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

      Наиболее  распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1). 

 

       Таблица 1

      Динамическая  структура личности по К. Платонову

    Название

            подструктуры

          
    Подструктуры  подструктур        Соотношение социального и биологи-ческого        Уровень анализа        Виды формирова- ния       
     
    Направление личности 
     
     
     
     

    Опыт 
     
     

    Особенности психических  процессов 
     
     
     

    Биопсихичес-кие свойства

          
     
    Убеждения, мировоззре- ние, идеалы, стремления, интересы, желания 

    Привычки, умения, навы- ки, знания 

    Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память 

    Темперамент, половые, возрастные свойства

          
     
    Биологичес- кого почти нет 
     
     
     

    Значительно больше социального 

    Чаще больше социального 
     
     
     
     

    Социального почти  нет

     
    Социально-психоло-гический 
     
     
     

    Психолого- педагоги- ческий 

    Индивиду- ально- психологи- ческий 
     
     

    Психофи-зиологиче-ский

    Нейропси- хологичес-кий

     
    Воспитание 
     
     
     
     
     

    Обучение 
     
     

    Упражнения 
     
     
     
     
     

    Тренировка


 

 

      Заключение 

     Личность  является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном  смысле она объединяет в одно целое  всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое  не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность, не может игнорировать другие области  психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно  естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к  частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно  рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических  реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался  обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных  методик. Вполне вероятно, что мой  подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность, уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае - доверия и справедливости). Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").

     Достаточно  интересными являются повозрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы, возникшие в младенчестве и раннем детстве, остаются в подсознании  всю жизнь, т.е. все, чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

Информация о работе Психология личности