Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:10, реферат

Описание

Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы.

Содержание

Введение.

1. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.

Заключение.

Литература.

Работа состоит из  1 файл

Психология личности.docx

— 29.45 Кб (Скачать документ)

Игра не дает общественно  значимого продукта.

Различны и мотивы этих видов деятельности:

Мотивом труда является осознание  общественной необходимости.

Игра мотивированна интересом.

Различны и организация  этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в  определенном месте.

Игра связана со свободной  организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет  и сколько хочет.

Человеку почти в любом  возрасте свойственны все три  вида деятельности, но в разные периоды  жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры  различают цели и мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует  человек.

Мотив – то почему, он так  действует.

Составную часть или отдельный  акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Деятельность Действия Движения

Например: пошить пальто –  деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных  движений, которые диктуются сигналами  из окружающего мира.

Действия бывают вполне осознанными  и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

Различают практические и  умственные действия. Они тесно связаны между собой.

Интерес – избирательное  отношение личности к объекту, в  силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов:

Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.

Духовные – характеризуют  высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

Непосредственный – интерес  к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

Опосредованный – интерес  к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или  материальным результатам труда.

Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением  интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

Активный – интерес  действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости от широты и глубины интереса, находится  уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют:

Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.);

социальную среду —  конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при  которых рождается и живет  человек;

естественную среду —  определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические  особенности личности.

наследственность — генетическая передача определенных качеств и  свойств личности от поколения к  поколению;

Обучение, воспитание, образование;

Степень адекватности включения  человека в трудовую деятельность.

Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

Заключение.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие  личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. “То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится “Я”, его “ Я” есть господин”.

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного  осмысления феномена личности в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991

2. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И.Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.

3. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997

4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов.Радугин А.А. Москва,1997. – 256с.

5. Лекционный материал  по психологии.


Информация о работе Психология личности