Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:49, курсовая работа
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Харатерные черты малых групп и коллективов
2.2.Социометрия малых групп и коллективов
2.3.Критерии определения лидеров малых групп и коллективов
2.4.Рекомендации по повышению эффективности работы малых групп и коллективов
3.Заключение
4.Список источников литературы
Cодержание
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Харатерные
черты малых групп и
2.2.Социометрия малых групп и коллективов
2.3.Критерии определения
лидеров малых групп и
2.4.Рекомендации
по повышению эффективности
3.Заключение
4.Список источников литературы
5.Приложения
2.
2.1Характерные черты малых групп и коллективов
Я Анастасия Горелова проходила практику в досуговом центре Надежда и магу сказать что там небольшая организация и лидеров в целом не наблюдается в коллективе. Там всем руководит заведущая и её помошница и их канешьно все слушают и выполняют задания. Ну ведь так и должно быть ,что руководитель и должен быть лидером.
Весь коллектив объединяет общность целей и слаженность действий. Каждому отводиться своя роль в достижении поставленных задач. Это содействует благополучному развитию организации.
Коллектив сам
по себе слаженный и дружелюбный,
Я считаю также
что работа предприятия зависит
от коллектива и взаимоотношения
в нём это очень важно и способствует
душевному подъёму сотрудников и наоборот
.Также я застала мероприятие проходившее
в досуговом центе и участвовала в нём.Там
был небольшой развлекательный концерт
и конкурсы для детей.Обычных и инвалидов.сотрудники
переодевшись в клоунов помагали детям
проходить конкурсы, развлекали их.также
были поощрительные подарки.все дети остались
очень довольны.Видно что люди работающие
в центре любят свою работу,любят детей
и это способствовало тому что бы праздничное
настроение передовалось нашим маленьким
посетителям.Коллектив объединён общим
делом-помагать людям,в чстности детям
и дарить им радость.
"Группа - это люди объединенные реальными отношениями" (Литвак И. Е.) Психологи выделяют несколько типичных черт, присущих группам:
Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.
Обособленность лидеров, влияющих на остальных.
Общность целей, деятельности и организации.
Наличие у членов группы чувства "мы", единства группы. (очень важный субъективный фактор)
Сплоченность.
Определённая
локализация в пространстве и
времени.
Естественно в
небольшом коллективе преобладают
малые группы. Немного о них: Малую
группу характеризует психологическая
и поведенческая общность ее членов, которая
выделяет и обособляет группу, делает
ее относительно автономным социально-психологическим
образованием. Эта общность может обнаруживаться
по разным характеристикам – от чисто
внешних (например, территориальная общность
людей как соседей) до достаточно глубоких
внутренних (например, члены одной семьи).
Мера психологической общности определяет
сплоченность группы – одну из основных
характеристик уровня ее социально-психологического
развития.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций , нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы . Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами . Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.
Рассмотрим классификацию малых групп. Условные , или номинальные , – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные . Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности) , иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически
развитой как коллектив считается
такая малая группа, в которой
сложилась дифференцированная система
различных деловых и личных взаимоотношений,
строящихся на высокой нравственной основе.
Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Что же такое
коллективистские отношения? Они определяются
через понятия нравственности, ответственности,
открытости, коллективизма, контактности,
организованности, эффективности и информированности.
Под нравственностью имеется в виду построение
внутриколлективных и внеколлективных
отношений на нормах и ценностях общечеловеческой
морали. Ответственность трактуется как
добровольное принятие коллективом на
себя моральных и других обязательств
перед обществом за судьбу каждого человека
независимо от того, является он членом
данного коллектива или нет. Ответственность
также проявляется в том, что члены коллектива
свои слова подтверждают делом, требовательны
к себе и друг к другу, объективно оценивают
свои успехи и неудачи, никогда не бросают
начатое дело на полпути, сознательно
подчиняются дисциплине, интересы других
людей ставят не ниже своих собственных,
по-хозяйски относятся к общественному
добру.
Под открытостью
коллектива понимается способность
устанавливать и поддерживать хорошие,
строящиеся на коллективистской основе
взаимоотношения с другими
Понятие коллективизма
включает в себя постоянную заботу
членов коллектива о его успехах,
стремление противостоять тому, что
разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм
– это также развитие добрых традиций,
уверенности каждого в своем коллективе.
Чувство коллективизма не позволяет его
членам оставаться равнодушными, если
задеты интересы коллектива. В таком коллективе
все важные вопросы решаются сообща и,
по возможности, при общем согласии.
Для подлинно коллективистских
отношений характерна контактность . Под
ней понимаются хорошие личные, эмоционально
благоприятные дружеские, доверительные
взаимоотношения членов коллектива, включающие
внимание друг к другу, доброжелательность,
уважение и тактичность. Такие взаимоотношения
обеспечивают в коллективе благоприятный
психологический климат, спокойную и дружелюбную
обстановку.
Организованность
проявляется в умелом взаимодействии
членов коллектива, в бесконфликтном
распределении обязанностей между
ними, в хорошей взаимозаменяемости.
Организованность – это также способность
коллектива самостоятельно обнаруживать
и исправлять недостатки, предупреждать
и оперативно решать возникающие проблемы.
От организованности непосредственно
зависят результаты деятельности коллектива;
Одним из условий
успешной работы коллектива и установления
доверительных взаимоотношений является
хорошее знание членами коллектива друг
друга и состояния дел в коллективе. Это
знание называется информированностью
. Достаточная информированность предполагает
знание задач, стоящих перед коллективом,
содержания и итогов его работы, положительных
и отрицательных сторон, норм и правил
поведения. Сюда же входит хорошее знание
членами коллектива друг друга.
Эффективность
понимается как успешность решения
коллективом всех имеющихся у него задач.
Одним из важнейших показателей эффективности
высокоразвитого коллектива является
сверхаддитивный эффект. Он представляет
собой способность коллектива как целого
добиваться результатов в работе гораздо
более высоких, чем это может сделать такая
же по численности группа людей, работающих
независимо друг от друга, не объединенных
системой описанных отношений.
Таких малых
групп, которые полностью бы отвечали
всем перечисленным требованиям
коллектива, в действительности почти
нет. Большинство реально существующих
малых групп занимает промежуточное положение
между слаборазвитой группой и высокоразвитым
коллективом. По отдельным своим социально-психологическим
параметрам эти группы вполне могут претендовать
на то, чтобы называться коллективами,
однако по другим серьезно уступают. Представленную
модель надо рассматривать скорее как
идеал, к которому должен стремиться коллектив
в процессе своего развития.
2.2Социометрия
малых групп и коллектиов
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.
В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д. В коллективе же как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.
Концепция первичных
малых групп и коллективов, в
современных условиях нуждается
в возможно более широком развитии,
необходимом для решения
Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе является метод социометрии.
Вопрос изучения отношений в малых группах при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии.
В 30-е годы нашего столетия Дж. Морено предложил термин “социометрия”, а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.
Данный подход правомерно подвергался критике за свой утопизм (Л.Десев , В.А.Ядов ). В то же время социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в малых группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования отечественных социологов и социальных психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, В.И.Паниотто и др.
Среди исследований малых групп преобладают два направления - изучение отношений в производственных группах (бригадах, отрядах, отделах) и изучение отношений в педагогических системах (школьных классах, студенческих группах и т.п.).