Психология малых групп и коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:49, курсовая работа

Описание

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.


Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть

2.1.Харатерные черты малых групп и коллективов

2.2.Социометрия малых групп и коллективов

2.3.Критерии определения лидеров малых групп и коллективов

2.4.Рекомендации по повышению эффективности работы малых групп и коллективов

3.Заключение

4.Список источников литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология малых групп и коллективов.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Так, Н.В. Макаренко и сотрудники применяли социометрию для изучения и формирования малых рабочих групп.

Е.С. Кузьмин  рассматривал социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь предложил в процессе применения социометрии измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские отношения, производственные и т.д.).

Р.С. Немов  показал влияние уровня развития группы на поведение личности и межличностные отношения в группе.

А.Н. Елсуков  рассматривает социометрию как один из способов получения информации о взаимоотношениях в малых группах.

А.Ф. Кудряшов считает, что при помощи социометрии можно диагностировать не только межличностные, но и межгрупповые отношения.

Предлагает расширить  определение социометрического метода и В.И. Паниотто , который считает, что социометрия диагностирует не только межличностные эмоциональные отношения, но и любые отношения (например, несубстанциональные - “стаж члена группы А больше стажа члена группы В”). Он же предлагает очень широко трактовать одно из ключевых понятий социометрии “выбор” и говорить о выборе во всех случаях, когда одному из членов группы поставлен в соответствие другой член группы независимо от того, был ли это реальный выбор или исследователь установил это соответс твие методом анализа документов, наблюдением и т.д. Кроме этого Паниотто предложил в процессе изучения отношений в малой группе учитывать социально-демографические и антропофизические характеристики группы.

Как уже отмечалось выше исследования многих ученых посвящены  использованию социометрии в  процессе изучения внутригрупповых  отношений в школьных классах. Так, Ю.З. Гильбух и О.В.Киричук , М.В. Гамезо и И.А. Домашенко , Л.М. Фридман применяли социометрию для изучения отношений в ученических классах и использовали полученных данные в практической воспитательной работе.

Очень небольшое  количество научных трудов посвящено  изучению социометрии и как социальной теории, и как системы методов прикладного характера. Хотя в работах А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского , В.Б. Ольшанского и Д.В. Ольшанского , В.И. Паниотто , В.А. Ядова упоминается о том, что социометрия подразделяется на социальную теорию и систему прикладных методов, она не рассматривается авторами как теоретическая система.

А болгарский ученый Любен Десев , напротив, отмечая два аспекта социометрии, более подробно останавливается на ее оценке как социальной теории. Но его оценка представляется мне не совсем научной, так как на нее повлияли идеологические воззрения автора, в частности, его приверженность марксистско-ленинской идеологии. В то же время нельзя не отметить позитивный вклад Десева в изучение социометрии. В частности, он подробно излагает взгляды одного из основателей социометрии Дж. Морено. Также заслуживают внимания весьма обстоятельный анализ зарубежной литературы, касающейся проблем изучения малых групп и сравнительная оценка Десева положительных и отрицательных сторон метода социометрии. 
 

2.3.Критерии определения  лидеров малых групп и коллективов  

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может  быть назначен официально, а может  и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом  в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт", лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д.Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).  

Таким образом, лидером группы может стать только тот, кто способен привести группу к  разрешению тех или иных групповых  ситуаций, проблем, задач, кто несет  в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).  

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

бытовой тип  лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

социальный тип  лидерства (на производстве, в профсоюзном  движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

политический  тип лидерства (государственные, общественные деятели).  

Существует несомненная  связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.  

Структура механизмов воздействия лидеров на массу  зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за этим лидером, но и желают идти за ним.  
 

2.4.Рекомендации по повышению эффективности работы малых групп и коллективов 
 

Основа успеха любой современной коллективной деятельности — отно-шения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту  и конфронта-ции. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования коопе-ративной взаимозависимости выделяются:

 -свобода и открытость информационного обмена;

 -взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;

- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

В свою очередь, взаимному доверию сторон способствуют:

- наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи;

- возможность получить предварительную информацию о действиях другого;

- личностные особенности участников взаимодействия .

Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении  — это социаль-ная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, един-ством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарище-ства и взаимопомощи. С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чув-ство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общественно значимой целью деятельности и наличием ор-ганов управления и руководства.

Рабочие группы (коллективы) разделяются по формам собственности (го-сударственные, смешанные, частные), по характеру деятельности ( производст-венные, торговые, научные, учебные, воинские), по формам связи (контактные, неконтактные), по значимости (первичные и вторичные), времени дейст-вия (постоянные и временные), степени формализованное (жесткая и гибкая организации) и т.д .

В рабочей группе диалектически объединены два компонента — матери-альный и духовный. Материальный компонент — это ее физические члены, конкретные индивиды, духовный — ее идеология и психология. Идеология ра-бочей группы включает в себя совокупность идей и взглядов, отражающих со-циально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности. Таковыми могут быть служение политическому, нравственному или религиозному идеалу либо просто стремление к наживе.

Психология рабочей  группы — это совокупность определенных социаль-но-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования 
 

Заключение 

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 

Список источников литературы 

1ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ

2. Трудовой Кодекс РФ, Москва, «Проспект», 2002.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Под ред. Евенко Л.И.: Перевод с англ.- М.: Дело,2002.- 702 с.

4.Свободные интернетные  источники 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 

 

Мероприятие в  досуговом центре Надежда.

Информация о работе Психология малых групп и коллективов