Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:37, реферат
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг ещё в 1918 году высказал такую мысль: "Самосознание отдельного человека, возвращение индивида к основе человеческой сущности и её индивидуальной и социальной определенности есть начало для исцеления от слепоты, которая правит сегодняшним днём"
Эта мысль злободневна и теперь, почти 80 лет спустя
Введение. 2
1. Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду . Лебон и его характеристика массовой души. 2
2. Мятежи толпы и другие формы коллективного действия. 3
3. Парламентские собрания. 4
4. Народ и народовластие. 4
5. Человек-масса. Анатомический срез. 5
6. Кто правит миром. К вопросу о вожаках. 6
7. Стадный инстинкт. 6
8. Масса и первобытная орда. 7
9. Обобщённые оценки коллективной душевной жизни. 7
Использованная литература 7
Санкт-Петербургский государственный университет
Реферат
Психология массового поведения
Студент группы
<…>
Руководитель:
канд. ист. наук, доцент
<…>
2012 г.
У многих из нас есть живой
интерес к проблемам
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг еще в 1918 году высказал такую мысль: «Самосознание отдельного человека, возвращение индивида к основе человеческой сущности и её индивидуальной и социальной определённости есть начало для исцеления от слепоты, которая правит сегодняшним днём».
Эта мысль злободневна и теперь, почти 80 лет спустя.
Массовая психология рассматривает
отдельного человека как члена племени, народа,
Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы». Но что же такое«масса», чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которой она человека вынуждает?
Лебон в своей книге «Психология масс» так отвечает на эти вопросы: «...В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть...новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».
«Сознательная умственная жизнь
представляет собой лишь довольно незначительную
часть бессознательной душевной
жизни... Наши сознательные действия исходят
из созданного в особенности влиянием
наследственности бессознательного субстрата. Субстрат
этот создают в себе бесчисленные следы
прародителей, следы, из которых созидается
расовая душа. За мотивами наших поступков, в
которых мы признаемся, несомненно,
В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.
«У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.
Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.
Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.
Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает
у объединённых в массу индивидов особые
качества, совершенно противоположные
качествам индивида изолированного. Я
имею в виду внушаемость, причем упомянутая
заражаемость является лишь ее последствием... Индивид,
Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе: ...исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушённых идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом.»
Приведём ещё одну важную
точку зрения для суждения о массовом
индивиде: «Кроме того, одним лишь фактом
своей принадлежности к организованной
массе человек спускается на несколько
ступеней ниже по лестнице цивилизации.
Будучи единичным, он был, может быть, образованным
индивидом, в массе он - варвар, т.е. существо,
Масса импульсивна, изменчива
и возбудима. Ею почти исключительно руководит
бессознательное. Импульсы,
Масса легковерна и чрезвычайно
легко поддается влиянию,
Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии - в дикую ненависть.
Совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру, т.е. иной раз даже «по-волчьи воя». Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы.
Будучи в основе своей вполне консервативной, масса питает глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традициями.
2. Мятежи толпы и другие формы коллективного действия.
Массовые действия происходят
в ходе революций и при многих
других обстоятельствах менее
Одним из наиболее важных ранних
исследований действий толпы была книга
Густава Лебона «Толпа», опубликованная
в 1895 году. Эта работа - результат изучения
революционно настроенной черни в период
французской революции. По его мнению, поведение
людей, охваченных всеобщим возбуждением
толпы, значительно отличается от их поведения
в меньших группах. Под влиянием собравшейся
толпы индивиды способны к совершению
как варварских, так и героических поступков,
которых они и сами от себя не ожидают. Например,
революционная чернь, штурмовавшая Бастилию, несомненно, не
думала о понесённых потерях, а уличные
толпы в 1789 году явили миру многочисленные
случаи бездумной жестокости. Лебон писал:
«В изоляции человек может быть культурным
индивидом; в толпе же он действует, как
ему подсказывает инстинкт. Он одержим
стихийностью, жестокостью,
Идеи Лебона замалчивались, хотя многие авторы впоследствии заимствовали их. Выступая консервативным критиком демократии, Лебон рассматривал французскую революцию как начало эпохи, в которой «толпы», т.е. массы рядовых граждан, доминируют над своими законными правителями. По мнению Лебона, большие группы, включая парламентские ассамблеи, не в состоянии принимать рациональные решения, как это могут делать отдельные индивиды. Как и уличные толпы, они подвержены массовому возбуждению, моде или прихоти. Лебон хотел продемонстрировать, что демократия будет вызывать более примитивные реакции человеческих существ, подавляя более высокие, более цивилизованные наклонности.
Тем не менее некоторые из идей Лебона, по крайней мере об уличных толпах, представляются обоснованными. Подтверждено, что скопление в одном месте огромного числа людей в известных условиях может создавать коллективное возбуждение, приводящее к необычным типам активности. Порой зрители становятся «безумными» на концертах поп-музыки или буйствуют во время спортивных встреч. Иной раз охваченные паникой люди устремляются в безопасное место, даже если при этом давят или затаптывают окружающих насмерть. Толпы людей в яростном возбуждении могут проходить по улицам, зверски избивая или убивая тех, кто им кажется врагами, - что и делали, например, с евреями в нацистской Германии.
Феномен паники. Паника возникает, когда масса разлагается. Характеристики паники в том, что ни один приказ начальника не удостаивается более внимания, и каждый печётся о себе, с другими не считаясь. Гигантский бессмысленный страх возрастает до такой степени, что оказывается сильнее всех связей и забот о других. Теперь, когда индивид печётся только о самом себе, когда он с опасностью один на один, он, конечно, оценивает её выше. Пример - пожар в театре или другом увеселительном месте.
Потеря полководца также порождает панику, причем опасность остается той же, но если порывается связь с вождём, то, как правило, порываются и взаимные связи между массовыми индивидуумами со всеми вытекающими последствиями.
Парламентские собрания являют
собой толпу неоднородную и анонимную. Несмотря
на свой различный в разные эпохи и у разных
народов состав, они обнаруживают многочисленные
сходные черты. Парламентские собрания
в очень непохожих друг на друга странах, например, в
Греции, Италии, Португалии,
Впрочем, режим парламентаризма
воплощает идеал всех современных цивилизованных
народов, несмотря на то, что в основе его
лежит хотя и общепринятая, но ложная идея, что
множество собравшихся вместе людей скорее
отыщут мудрое и независимое решение проблемы, нежели
небольшое их число. Парламентские собрания
обнаруживают черты, присущие любой толпе: примитивность
идей, раздражительность,
Важнейшая её черта - склонность к примитивным, упрощённым мнениям. Скованные догматами и логикой, с головами, полными неопределенно-общих соображений, парламенты проводят в жизнь свои неизменные принципы, не обращая внимания на события.
Парламентские толпы очень легко поддаются внушению; как и во всякой толпе, внушение исходит от вожака. Но внушаемость парламентских собраний имеет четкие границы.
По вопросам, затрагивающим местные интересы, каждый член парламента имеет настолько устойчивое и не подверженное никаким переменам мнения, что никакие аргументы не в состоянии их поколебать. Даже талант Демосфена не мог бы заставить депутата голосовать как-то иначе по вопросам, затрагивающим интересы влиятельных групп избирателей.
В общих же вопросах стойкость мнений исчезает, и на парламент могут воздействовать внушения выделяющихся в собрании вожаков, но не так, как в обычной толпе. Каждая партия имеет своих лидеров, пользующихся иногда в парламентском собрании равным (по отношению друг к другу) влиянием, отчего депутат сплошь и рядом подвергается противоположным внушениям, он зачастую за какие-нибудь четверть часа способен переменить свое мнение на прямо противоположное и добавить к только что принятому закону некую статью или поправку, совершенно уничтожающую его.
Поэтому законодательные собрания наряду с весьма определенными принимают и очень расплывчатые решения.