Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:37, реферат
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг ещё в 1918 году высказал такую мысль: "Самосознание отдельного человека, возвращение индивида к основе человеческой сущности и её индивидуальной и социальной определенности есть начало для исцеления от слепоты, которая правит сегодняшним днём"
Эта мысль злободневна и теперь, почти 80 лет спустя
Введение. 2
1. Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду . Лебон и его характеристика массовой души. 2
2. Мятежи толпы и другие формы коллективного действия. 3
3. Парламентские собрания. 4
4. Народ и народовластие. 4
5. Человек-масса. Анатомический срез. 5
6. Кто правит миром. К вопросу о вожаках. 6
7. Стадный инстинкт. 6
8. Масса и первобытная орда. 7
9. Обобщённые оценки коллективной душевной жизни. 7
Использованная литература 7
Когда парламентские собрания достигают некоторого градуса возбуждения, они становятся похожими на обычную разнородную толпу, крайние чувства захватывают их. Они способны на героизм и на самые гнусные низости. Индивид перестает быть самим собой и способен проголосовать за меры, идущие в ущерб его собственным интересам.
К счастью, эти черты парламентских собраний непостоянны. Они лишь иногда превращаются в толпу. В большинстве случаев люди, составляющие их, сохраняют свою индивидуальность, и поэтому парламенты способны принимать превосходные технические законы. Правда, эти законы чаще всего готовятся специалистами в кабинетной тиши, и поэтому они представляют собой плод труда одного индивида, а не целого собрания. Эти законы относят к числу лучших, а неудачные коллективные поправки только портят и разрушают их.
Вопреки всем трудностям, связанным с деятельностью парламентских собраний, они всё-таки представляют собой лучший из найденных способов самоуправления народов и самой возможности их самозащиты от ига личной тирании.
Первые же попытки применения
демократических начал
Массы, делающие политику, руководствуются
иллюзиями и утопиями, очень далекими от
действительности и неосуществимыми; люди,
Причина политического бесплодия этих народных масс лежит в их политической психике.
В сложных политических вопросах деятельность государственных людей, как и всяких других специалистов в их профессиях, могут радикальным образом расходиться с общественным мнением их избирателей. Член парламента выбирается голосующими за него избирателями не потому, что он способен целиком уйти в защиту их местных интересов, иметь их узкий политический кругозор и разделять все их предрассудки и верования, а потому, напротив, что он больше понимает в политике, чем обыватель, никогда прежде о них не думавший. Равенство политических прав не даёт людям равных способностей и знаний: если народные массы знают, что в конечном счете нужно для их блага, то в то же время они далеко не всегда знают, какими средствами могут быть достигнуты цели.
Поэтому избиратели должны сознательно идти на выборы; они должны быть готовыми к тому, что их представители в парламенте будут защищать идеи и требования, значительно расходящиеся с их обывательскими суждениями. В парламент надо выбирать не средних людей, точно выражающих мнение избирателей, а людей лучших, более способных и более знающих, т.е. привлекать к законодательной и административной работе квалифицированные кадры, лучших людей, которые обладают политическими знаниями, опытом и моральной устойчивостью.
Уровень сознания современного
человека, конечно, неизмеримо выше, чем
у дикаря, и процесс индивидуации (становления
личности) проходит исключительно через
сознание. Юнг с грустью замечает, что, несмотря
на повышенный уровень сознания, нынешние
люди пользуются им не для индивидуации, а
совсем для других целей. Сам по себе возросший
уровень сознательности еще отнюдь не
гарантирует, что психическую жизнь человека
нельзя свести к коллективным ее формам. Сознание
может преспокойно оставаться сознанием, но
при этом быть одержимым«содержаниями
бессознательного», отдавая себе отчет
в чем угодно, только не в этой своей одержимости. Именно
это и происходит, по Юнгу, в современном
обществе с его массовой «культурой»,
Поэтому «масса» может быть охарактеризована
также и как явление психологического
плана. Это не всегда скопление людей. Посмотрев
на одного-единственного человека, мы можем
сказать, является ли он человеком-массой
или нет. В силу ряда причин человек-масса
- это тот, кто не может оценить самого себя, как
с плохой, так и с хорошей стороны, это тот, кто
чувствует себя «таким как все» и отнюдь
не переживает из-за этого. Человек-масса
чувствует себя совершенным во всех отношениях, он
тщеславен, он не видит необходимости меняться
или менять свой образ жизни. Ему нравится
чувствовать себя таким, как все. Он способен
только требовать исполнения своих прав
и не способен на созидательную деятельность
ни в одной из сфер существования, даже
если он обладает большими силами и возможностями. Представьте
себе простого человека, который пытается
дать самому себе оценку в силу каких-то
особых причин, например, чтобы узнать, есть
ли у него какой-либо талант, отличается
ли он чем-то от других или нет. И вот он
узнаёт, что у него нет никаких выдающихся
качеств. Этот человек будет чувствовать
себя посредственностью, бездарным, обычным
человеком, но не будет себя чувствовать «человеком-массой»
Когда речь заходит об «избранном меньшинстве», то в быту обычно извращается значение этого выражения, считается, что человек «избранного меньшинства» - высокомерный нахал, полагающий себя выше остальных, однако это не так.«Избранный» требует от себя больше, чем другие, тем самым усложняя себе жизнь, а не плывёт без особых усилий по течению, как человек-масса.
Разделение на массу и
исключительное меньшинство не является, таким
образом, делением на классы. Это деление
на типы людей. Среди представителей каждого
класса есть масса и избранное меньшинство. В
наше время даже в среде интеллектуалов, которые
по своей сущности призваны быть людьми
высокого интеллектуального уровня, мы
замечаем всё больше и больше псевдоинтеллектуалов
- непрофессиональных,
В обществе существуют самые различные виды деятельности. Есть и такие, которые по своей природе имеют специфический характер и, следовательно, не могут выполняться людьми, не имеющими к ним специальной склонности, например, некоторые виды искусства или же сфера управления и политических суждений об общественных делах. Раньше эти функции выполнялись так называемыми «людьми благородного происхождения». Массы же не стремились к этому виду деятельности, они отдавали себе отчёт в том, что если бы они хотели в неё вписаться, то им надлежало бы приобрести специальную подготовку и иметь особые способности, и тогда они перестанут быть массой. Раньше массы наизусть знали свою роль в общественной жизни.
Сейчас всё нам указывает на то, что массы во что бы то ни стало решили выдвинуться на передний план и завладеть всем тем, что ранее принадлежало немногим. Масса, не переставая быть массой, вытесняет меньшинство. В наше время эта болезнь распространилась на все сферы общественной жизни. Массы пришли и к политической власти. Массы действуют, не придерживаясь строгих принципов и восторженной веры в закон, массы действуют в обход законов, пуская в ход материальное давление. Они не уважают меньшинство, теснят его и занимают его место.
Склонную ко всем крайностям массу и возбуждает лишь чрезмерное раздражение. Тот, кто хочет на неё влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.
Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя-вожака она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и её подавляли, хочет бояться своего господина.
Хотя потребность массы
идет вождю навстречу, он всё же должен
соответствовать этой потребности своими
личными качествами. Он должен быть сам
захвачен глубокой верой (в идею), чтобы
пробудить эту веру в массе; он должен обладать
сильной импонирующей волей, которую переймёт
от него безвольная масса. Вожди становятся
влиятельными благодаря тем идеям, к которым
они сами относятся фанатически. Этим идеям, как
и вождям, Лебон приписывает помимо этого
таинственную, неотразимую власть, называемую
им «престижем». Престиж есть своего рода
господство, которое возымел над нами
индивид, деяние или идея. Оно парализует
всю нашу способность к критике и исполняет
нас удивлением и уважением. Оно вызывает, очевидно, чувство,
Притягательность вожака имеет индивидуальный характер и держится не именем и не славой. Толпа тот час перестала бы быть толпой, если бы приняла во внимание заслуги вожаков перед отечеством или перед партиями. Толпа повинуется лишь притягательности вожака: чувства интереса или благодарности тут не причём.
Масса попадает под поистине магическую власть слов, которые способны вызывать в массовой душе страшнейшие бури или же эти бури укрощать. «Разумом и доказательствами против определенных слов и формул борьбы не поведёшь. Стоит их произнести с благоговением, как физиономии тот час выражают почтение, и головы склоняются. Многие усматривают в них стихийные силы или силы сверхъестественные. Вспомним также о табу имён у примитивных народов, о магических силах, которые заключаются для них в именах и словах.
Парламентский вожак может быть умным и образованным человеком, но эти качества скорее вредны, нежели полезны для него. Речи самого знаменитого из них, Робеспьера, сплошь и рядом поражают своей бессвязностью. Читая их, невозможно объяснить причину загадочного всемогущества диктатора. Страшно подумать о той власти, которую даёт наделенному притягательностью человеку твёрдое убеждение, соединённое с крайней узостью ума.
Успех речи в парламенте зависит почти целиком от обаяния оператора, а совсем не от выдвигаемых им доводов. Неизвестный оратор, поднявшийся на трибуну только с разумными доводами, не имеет ни малейшего шанса быть хотя бы выслушанным.
Средства убеждения, которые используют вожаки, в сущности те же, что и в любой иной толпе. В интересах вожаков позволять себе самые невероятные преувеличения. На толпу они действуют тем сильнее, чем больше ярости и угроз в речи оратора. Нет лучшего средства усмирить слушателей, не способных на протест из опасения прослыть изменниками или сообщниками.
7. Стадный инстинкт.
Лебон считает, что как только живые существа собраны воедино в определенном числе, все равно будь то стадо животных или человеческая толпа, они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса - послушное стадо, которое не в силах жить без господина. У неё такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется каждому, кто назовёт себя её властелином.
В.Троттер ведет наблюдаемые у массы психические феномены от стадного инстинкта, который прирождён человеку так же, как и другим видам животных. Биологически эта стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточности, выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во всё более крупные единства. Отдельный индивид чувствует себя незавершённым, если он один. Противоречие стаду равно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают. Но стадо отвергает всё новое, непривычное. Стадный инстинкт - по Троттеру - нечто первичное, даже неразложимое.
Высказывание Троттера, что человек - животное стадное, Фрейд исправляет в том смысле, что человек, скорее, животное орды.
Существует предположение Чарльза Дарвина, что первобытной формой человеческого общества была орда, в которой неограниченно господствовал сильный самец.
Конечно, это только гипотеза, как и столь многие другие, с помощью которых исследователи доисторического периода пытаются осветить тьму первобытных времён.
Но масса кажется нам
вновь ожившей первобытной
9. Обобщённые оценки коллективной душевной жизни.
Для правильного суждения
о нравственности масс следует принять во
внимание, что при совместном пребывании
индивидов массы у них отпадают все индивидуальные
тормозящие моменты и просыпаются для
свободного удовлетворения первичных
позывов все жестокие, грубые,