Психология материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:30, творческая работа

Описание

Работа содержит презентацию по дисциплине "Психология" на тему "Психология материнства"

Работа состоит из  1 файл

Психология материнства.ppt

— 121.00 Кб (Скачать документ)

Психология материнства

 

               выполнила:

студентка Тихонович Элина Эдуардовна

                        742 группа,4 курс

 

 

 

 

                              Проверила

                   Сидловкая Ольга Павловна

 

  •  Мотивы сохранения беременности  следующие:
  •  
    1.экономические;
  •  
    2.социальные;
  •  
    3.психологические.
  • Экономические мотивы обуславливают рождение того или иного числа детей.

    Посредством рождения ребенка достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.

.  
Социальные мотивы определяют рождение определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.

  • Психологические мотивы через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо индивидуальные потребности личности.  
    Н.В. Боровикова (1998) выделяет следующие мотивы сохранения беременности:  
    сохранение беременности для самого ребенка  
    -беременность от любимого человека  
    -беременность как соответствие социальным ожиданиям  
    -беременность как протест  
    -беременность ради сохранения отношений  
    -беременность как отказ от прошлого  
    -беременность как уход от настоящего  
    -беременность ради сохранения собственного здоровья  
    -беременность для получения материальной выгоды.

 

      психологическая готовность к материнству?

 

 

  • Предполагается, что психологическая готовность к материнству формируется под влиянием  биологических и социальных факторов, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование. Мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Соответственно, уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью.
  • Материнская депривация как психическая патология раннего детского возраста
  •      Под психической депривацией понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние определяется также как биологически полноценная, но психически недостаточная среда. 
         В структуру психической депривации входит эмоциональная депривация - отсутствие заботы, ласки, понимания и т.
  • Стиль переживания беременности включает в себя: 
    • физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, 
    • переживание симптоматики беременности, 
    • динамика переживания симптоматики по триместрам беременности; 
    • преимущественный фон настроения в эти периоды; 
    • переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности; 
    • содержание активности женщины в третий триместр беременности.

 

  • Г. Г. Филиппова:        шесть стилей переживания беременности:

 

  • 1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; 
  • 2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются.
  • 3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфо-рическую окраску.. 
    4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя.
  • 5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом.
  • 6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями

 

         Типология матерей

 

  • Психологи утверждают, что именно от мамы зависит, каким вырастет ребенок, насколько успешно и уверенно он будет идти по жизни. Ученые условно разделили всех мам на четыре группы с разными стилями поведения.
  • Спокойная, уравновешенная мама. Это своеобразный эталон материнства. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Самымое важным для ребенка то, что он растет в атмосфере благожелательности и доброты. 
  • третий тип – тип тревожной мамы. Ей постоянно что-то кажется, ей постоянно что-то мнится.
  • Такая тревожность мамы передается и ребенку, что в будущем может сделать его робким и нерешительным. 
     
  • Третий тип – тоскливая мама. У нее есть что-то общее с тревожной мамой. Она вечно чемто недовольна, напряжена, многое не так. Такая мама думает только о своем будущем, она видит в малыше обузу, невольно возникшую на ее пути. Ребенку, которого недолюбили в детстве, самому очень трудно будет полюбить. 
     
    четвертый тип – уверенная и властная. Такая мама очень твердо знает, что ей необходимо от ребенка, она не желает отходить от планов, которые наметила, наверное, еще до его рождения на всю его сознательную жизнь. К сожалению ребенок у такой мамы вряд ли сможет хоть когда-нибудь, решиться отстоять свою индивидуальность. 
  • Типы материнского отношения 
  • В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные:
  • 1. эмоциональное принятие
  • 2. контроль.
  • Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка.
  • эмоциональное принятие  имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) до трех лет.
  • С точки зрения Броди, можно выделить четыре типа материнского отношения к младенцу:
  • Первый тип: Легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.
  • Второй тип: Сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.
  • Третий тип: Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.
  • Четвертый тип: Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка. Конечно, самый опасный — последний тип отношений, хотя, по сути дела, только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к додерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.
  • Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства.
  • С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы).
  • и выделяет материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями.

 

 

  • Также Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

 

  • . Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.(этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско- детского взаимодействия.

 

  • Игровой этап и взаимодействие со сверстниками (специфическим отличием этого этапа является формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.)

 

 

 

  • . Этап нянчания.

 

  • На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности.

 

  • Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сферы поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов.

 

 

  • Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
  • Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:
  • беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы..

 

 

  • Послеродовый этап.

 

  • Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению.
  • Девиантное материнство

 

  •  В И. Брутман одной из причин девиантного материнства называет неблагоприятный детский коммуникативный опыт.  Будущая отказница отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли.
  • Можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:

 

  • 1) эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, несдержанность аффектов; 
  • 2) неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости;
  • 3) сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви;
  • 4) неразрешенность детских и пубертатных конфликтов;
  • 5) неполная собственная семья, часто отсутствует муж, часто воспитывается отчимом.
  • 6) в ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки;
  • 7) эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что отношения с ней могут быть негативными;
  • 8) мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и холодная; либо не знает о беременности дочери, либо против нее;
  • 9) ребенок для нее — источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, как нечто незначительное и далекое от нее самой.

Информация о работе Психология материнства