Психология материнства
выполнила:
студентка Тихонович
Элина Эдуардовна
742 группа,4 курс
Проверила
Сидловкая Ольга Павловна
- Мотивы сохранения беременности следующие:
-
1.экономические;
-
2.социальные;
-
3.психологические.
- Экономические мотивы обуславливают рождение того или иного числа детей.
Посредством рождения ребенка
достигаются определенные экономические
цели: стремление приобрести какие-то
материальные выгоды или повысить (сохранить)
экономический статус.
.
Социальные мотивы определяют рождение
определенного числа детей в пределах
бытующих социокультурных норм и являются
индивидуальной реакцией на эти нормы.
- Психологические мотивы через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо индивидуальные потребности личности.
Н.В. Боровикова (1998) выделяет следующие мотивы сохранения беременности:
сохранение беременности для самого ребенка
-беременность от любимого человека
-беременность как соответствие социальным ожиданиям
-беременность как протест
-беременность ради сохранения отношений
-беременность как отказ от прошлого
-беременность как уход от настоящего
-беременность ради сохранения собственного здоровья
-беременность для получения материальной выгоды.
психологическая
готовность к материнству?
- Предполагается, что психологическая готовность к материнству формируется под влиянием биологических и социальных факторов, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование. Мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Соответственно, уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью.
- Материнская депривация как психическая патология раннего детского возраста
- Под психической депривацией понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние определяется также как биологически полноценная, но психически недостаточная среда.
В структуру психической депривации входит эмоциональная депривация - отсутствие заботы, ласки, понимания и т.
- Стиль переживания беременности включает в себя:
• физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности,
• переживание симптоматики беременности,
• динамика переживания симптоматики по триместрам беременности;
• преимущественный фон настроения в эти периоды;
• переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности;
• содержание активности женщины в третий триместр беременности.
- Г. Г. Филиппова: шесть стилей переживания беременности:
- 1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций;
- 2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются.
- 3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфо-рическую окраску..
4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя.
- 5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом.
- 6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями
Типология
матерей
- Психологи утверждают, что именно от мамы зависит, каким вырастет ребенок, насколько успешно и уверенно он будет идти по жизни. Ученые условно разделили всех мам на четыре группы с разными стилями поведения.
- Спокойная, уравновешенная мама. Это своеобразный эталон материнства. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Самымое важным для ребенка то, что он растет в атмосфере благожелательности и доброты.
- третий тип – тип тревожной мамы. Ей постоянно что-то кажется, ей постоянно что-то мнится.
- Такая тревожность мамы передается и ребенку, что в будущем может сделать его робким и нерешительным.
- Третий тип – тоскливая мама. У нее есть что-то общее с тревожной мамой. Она вечно чемто недовольна, напряжена, многое не так. Такая мама думает только о своем будущем, она видит в малыше обузу, невольно возникшую на ее пути. Ребенку, которого недолюбили в детстве, самому очень трудно будет полюбить.
четвертый тип – уверенная и властная. Такая мама очень твердо знает, что ей необходимо от ребенка, она не желает отходить от планов, которые наметила, наверное, еще до его рождения на всю его сознательную жизнь. К сожалению ребенок у такой мамы вряд ли сможет хоть когда-нибудь, решиться отстоять свою индивидуальность.
- Типы материнского отношения
- В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные:
- 1. эмоциональное принятие
- 2. контроль.
- Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка.
- эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) до трех лет.
- С точки зрения Броди, можно выделить четыре типа материнского отношения к младенцу:
- Первый тип: Легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.
- Второй тип: Сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.
- Третий тип: Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.
- Четвертый тип: Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка. Конечно, самый опасный — последний тип отношений, хотя, по сути дела, только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к додерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.
- Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства.
- С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы).
- и выделяет материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями.
- Также Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.
- . Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.(этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско- детского взаимодействия.
- Игровой этап и взаимодействие со сверстниками (специфическим отличием этого этапа является формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.)
- На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности.
- Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сферы поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов.
- Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
- Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:
- беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы..
- Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению.
- В И. Брутман одной из причин девиантного материнства называет неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая отказница отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли.
- Можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:
- 1) эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, несдержанность аффектов;
- 2) неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости;
- 3) сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви;
- 4) неразрешенность детских и пубертатных конфликтов;
- 5) неполная собственная семья, часто отсутствует муж, часто воспитывается отчимом.
- 6) в ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки;
- 7) эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что отношения с ней могут быть негативными;
- 8) мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и холодная; либо не знает о беременности дочери, либо против нее;
- 9) ребенок для нее — источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, как нечто незначительное и далекое от нее самой.