В выборке женщин, готовых к материнству, были отмечены следующие факторы:
Фактор 1. Гиперопека (16%). Эти матери стремятся создать зависимость ребенка от родителей, испытывая при этом психическое беспокойство, снижение силы и энергии.
Фактор 2. Учет субъективности ребенка (16%) выражается в неограничении интересов женщины рамками семьи, ненавязчивости родителей, в стремлении не подавлять агрессивность, сексуальность и волю ребенка.
Фактор 3. Демократичность (12%) говорит о направленности родителей на товарищеские отношения с ребенком, равенстве родителей и ребенка, стремлении к действию и активность.
Фактор 4. Принятие родительских функций (10%) проявляется в нестрогости и нераздражительности родителей, которые сохраняют спокойствие, не думают о себе как о мучениках в роли родителя, самостоятельны в воспитании.
Фактор 5. Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов (9,8%) — это редкие супружеские конфликты, недоминантность матери и внимательность мужа, его включенность в дела семьи.
В выборке женщин, не готовых к материнству, были отмечены следующие факторы:
Фактор 1. Негативное представление о родительстве (20%) выражается в ограниченности интересов женщины рамками семьи, ощущении «мученичества» в роли родителя, доминировании матери, чрезмерном вмешательстве в мир ребенка и нетоварищеских отношениях с ребенком, в страхе причинить ребенку вред и необходимости в посторонней помощи в воспитании.
Фактор 2. Эмоциональная неустойчивость в воспитании (17%) проявляется в раздражительности и психическом беспокойстве родителя, в стремлении подавлять сексуальность ребенка.
Фактор 3. Переживание неразделенной родительской ответственности (11%) выражено безучастностью мужа, его невключенностью в дела семьи, психическим беспокойством, повышением тоскливости, стремлением не подавлять агрессивность ребенка.
Фактор 4. Игнорирование ребенка (10%) сказывается в нестрогости родителя, стремлении не подавлять волю ребенка, в избегании общения с ним, отсутствии страхов.
Фактор 5. Гиперопека (9%) — это поощрение неактивности ребенка и чрезмерная забота о нем.
Типология материнской любви
Отстраненная любовь (миры ребенка и матери, при данном типе материнской любви, обособлены друг от друга. Мать любит ребенка «издалека». У нее отсутствует потребность быть с ним рядом. )
В рамках данного типа материнской любви существуют два типа личности матери.
1. «Мать-родитель». Личностные особенности: выдержка, эмоциональная устойчивость; спокойствие; трезвый, флегматичный взгляд на жизнь; реалистический настрой; наличие постоянных интересов, которые имеют большое значение для женщины; умение управлять ситуацией; эмоциональная ригидность;отличактся сильным характером, добросовестностью, настойчивостью, уравновешенностью, ответственностью.
Смысл материнской любви она видит в научении ребенка «выживать в сложной, жестокой жизни».
2. «Мать-ребенок».
Личностные особенности: ощущение беспомощности и неспособности справиться с жизненными ситуациями. подверженность чувствам; переменчивость.
Мать-ребенок нуждается в помощи, внимании со стороны ребенка, мужа и других близких людей
ценит путешествия и новые впечатления;
не любит грубых людей и грубую работу.
Во многих жизненных ситуациях ребенок выступает в роли родителя для своей мамы, особенно в случаях отсутствия мужа.
Действенная любовь».
В структуре материнской любви доминирует поведенческий компонент. Она проявляется в конкретных действиях, реакциях и поступках матери: забота, объятия, поцелуи, помощь ребенку, материальное обеспечение и др.
Личностные особенности матери: эмоциональность; экспрессивность; мягкосердечность; импульсивность; живой отклик на происходящие события; уживчивость; щедрость; восторженность; жизнерадостность. А также она обладает богатым воображением, сентиментальна, ранима, нуждается в помощи и внимании.
В рамках действенного типа материнской любви существуют два типа личности матери:
1. «Мать-товарищ». Не подавляет волю ребенка. ее любовь ненавязчива. Она воспринимает ребенка как самостоятельную личность, лишний раз не давит на него и не зацикливается на своей роли. Отношения матери и ребенка можно назвать демократичными. Мать поощряет ребенка и разделяет его интересы. Она умеет приспосабливаться к меняющимся условиям детско-родительского взаимодействия, адекватно выражать свою любовь в соответствии с его возрастными изменениями.
Как правило, «мать-товарищ» обладает: сильным характером; добросовестностью; настойчивостью; ответственностью; уравновешенностью; решительностью; собранностью; контролем над своими эмоциями и повелением:
2. «Мать-наседка».
Подавляет волю ребенка, ограничивая этим его свободу, что часто может являться причиной споров и конфликтов. Материнская любовь бывает излишне навязчивой, угнетающей. Для взаимодействия матери и ребенка характерен отказ от демократичности, женщина не стремится участвовать в его делах, не разделяет и не поощряет его интересы. Мать оказывает излишнее давление на ребенка, считая его беспомощным и слабым.
Женшина испытывает трудности в приспособлении к меняющимся условиям детско-родительского взаимодействия, ей сложно адекватно выразить свою любовь по отношению к ребенку в соответствии с его возрастными особенностями.
Личностные особенности: подверженность чувствам; непостоянство; потворствование своим желаниям; изменчивость и недисциплинированность.
«Любовь-симпатия».
При данном типе материнской любви чувство симпатии преобладает над чувством любви.
В структуре материнской любви доминирует поведенческий компонент. «Любовь-симпатия» выражается в конкретных действиях, поступках и реакциях матери таких, которые ребенок мог бы наблюдать, ощущать (ласка, помощь в делах, материальное обеспечение, развлечения, контроль, забота и др.).
Для материнской любви данного типа характерно наличие жертвенности
Оберегая ребенка от трудностей, от забот, способных утомить ее сына или дочь, мать может и давить на них, часто занимая доминирующую позицию, считая, что ребенок должен ее слушаться и понимать, поскольку ее мудрость есть высшая мудрость.
«Любовь — внутреннее переживание».
В структуре материнской любви выражены эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. Для нее характерен обширный спектр глубоких личностных, субъективно-психологических переживаний по отношению к ребенку.
Для материнской любви данного типа характерно острое чувствование эмоционального состояния ребенка. Мать улавливает перемены в состоянии ребенка, как позитивные, так и негативные (усталость, радость, восторг и др.).
«Любовь-знание».
В структуре материнской любви доминирует когнитивный компонент. Смысл любви данного типа заключается в знании личностных особенностей ребенка, его интересов, потребностей. В данном случае действует принцип: «Любить — значит знать».
Для материнской любви характерно знание причин, вызвавших то или иное состояние ребенка, вследствие чего достигается практически полное их взаимопонимание. Мать признает индивидуальность ребенка, ощущает причастность к его делам, проблемам, мать стремиться опекать и оберегать ребенка от трудностей, которые, по ее мнению, оказывают на него негативное влияние.
«Гармоничная любовь».
В структуре материнской любви ярко выражены все четыре компонента.
Близкому, любовному отношению матери присуще стремление к телесному контакту, что удовлетворяет одну из основополагающих потребностей ребенка — в безопасности и защищенности.
Для материнской любви характерно наличие широкого спектра эмоциональных переживаний матери по отношению к ребенку.