Психология невербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание

Эмоции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими нам людьми — т. е. во всем, что нам дорого и о чем мы искренне заботимся. Эмоции могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред. Под их влиянием мы можем выполнять действия, которые будут казаться нам обоснованными и уместными, но под их влиянием мы можем совершать и такие поступки, о которых будем впоследствии горько сожалеть.
«Обмани меня»— американский сериал 2009—2011 годов о расследовании преступлений психоло

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Психология лжи…………………………………………………………...4
Пол Экман – ведущий учёный в данной области……………….4
Микровыражения и микрожесты…………………………………6
«Я читаю ваши лица»……………………………………………...8
Обнаружение обмана…………………………………………………….10
Слова……………………………………………………………….10
Голос……………………………………………………………….10
Пластика…………………………………………………………...11
Невербальное общение………………………………………………….12
Вывод……………………………………………………………………..14
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Пол Экман - психология невербального общения.docx

— 54.89 Кб (Скачать документ)

Причем  одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а десятки, а порой  даже и сотни.» 

Таблица 1 «Соответствие типов умалчиваемой информации поведенческим проявлениям (классификация по типам информации)»

Умалчиваемая информация Поведенческие проявления
Ответ не подготовлен Уклончивая  речь, паузы, речевые ошибки, снижение количества иллюстраций
Неэмоциональная информация (факты, планы, фантазии) Речевые оговорки, тирады, эмблемы
Эмоции (радость, удивление, утомление) Речевые оговорки, тирады, микровыражения, смазанные выражения
Страх Уклончивая  речь, паузы, речевые ошибки, повышение  тона, более громкая и быстрая  речь, бледность
Гнев Повышение тона, более громкая и быстрая речь, румянец, бледность
Печаль (возможно, вина и стыд) Понижение тона, более медленная и тихая речь, слезы, опущенный взгляд, румянец
Смущение Румянец, взгляд вниз или в сторону
Возбуждение Возрастание количества иллюстраций, повышение тона, более  громкая и быстрая речь
Скука Снижение количества иллюстраций, более медленная и  тихая речь
Негативная  эмоция Уклончивая  речь, паузы, речевые ошибки, повышение  тона, понижение тона, возрастание  количества манипуляций
Возникновение эмоции, любой Изменение дыхания, потение, сглатывание, смазанные выражения, учащенное моргание, расширение зрачков
 

Таблица 2 «Признаки фальшивых эмоций» 

Фальшивая эмоция Поведенческий признак
Радость Не участвуют  мышцы глаз
Энтузиазм или интерес к теме разговора Не возрастает количество иллюстраций, или их появление  несвоевременно
Негативные  эмоции Отсутствие  потовыделений, изменений в дыхании или возрастания манипуляций
Любая эмоция Асимметрия, слишком  внезапное появление или исчезновение, несвоевременное появление
 
 

Обнаружение обмана

Слова

Как это  ни удивительно, многих лжецов выдают неосторожные высказывания. Не то чтобы  они были не в состоянии выразить свою мысль как-то иначе или пытались но не сумели, нет, они просто не сочли нужным тщательно подобрать слова.

Глава фирмы, занимающейся подбором руководящих  работников, рассказал о человеке, дважды в течение одного года обращавшемся к ним в агентство под двумя  различными именами. Когда этого  человека спросили, каким именем его  называть, он «сначала называвший себя Лесли Д'Эйнтером, а потом – Лестером Дэйнтером, врал без запинки, объясняя, что сменил имя, потому что Лесли слишком похоже на женское, а фамилию – для простоты произношения. Но его выдали отзывы прежних работодателей. Он представил три восторженных рекомендательных письма; и во всех трех было по-разному написано его имя».

Голос

Голос для характеристики человеческой речи даже более важен, чем слова. Здесь  наиболее распространенными признаками обмана являются паузы. Паузы могут  быть слишком продолжительными или  слишком частыми. Заминки перед  словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, всегда наводят  на подозрения. Подозрительны и короткие паузы в процессе самой речи, если они встречаются слишком часто. Признаками обмана также могут быть и речевые ошибки: междометия, например «гм», «ну» и «э-э»; повторы, например «я, я, я имею в виду, что я...»; лишние слоги, например «мне очень по-понравилось».

Эти голосовые  признаки обмана – речевые ошибки и паузы – могут происходить  по двум родственным причинам. Лжец не продумал линию поведения заранее. Если он не ожидал, что придется лгать, или был к этому готов, но не предвидел какого-то определенного  вопроса, он может колебаться или  делать речевые ошибки. Но это может  происходить и тогда, когда лжец подготовился хорошо. Сильная боязнь разоблачения может заставить и  подготовившегося лжеца запинаться и даже забывать уже продуманную  линию поведения. Боязнь разоблачения усугубляет ошибки и у плохо подготовившегося лжеца. Когда он слышит, как неправдоподобно  звучит его ложь, он начинает еще  больше бояться быть пойманным, в  результате чего возрастает количество пауз и речевых ошибок. 

Пластика

Еще во время эксперимента, проведенного больше 25 лет назад, когда я был студентом, я узнал, что телодвижения тоже выдают информацию о скрываемых чувствах. Я придумал эксперимент, должный  продемонстрировать, что стресс изменяет ластику. Источником стресса был  наш старший преподаватель, который  согласился, придерживаясь придуманного мной плана, провести опрос среди  моих сокурсников по теме, волновавшей  тогда всех нас. Преподаватель расспрашивал начинающих психологов о том, что  они собираются делать, закончив обучение, и все происходящее снималось  скрытой камерой. На предпочитавших научную работу он набрасывался за то, что они пытаются укрыться в лаборатории от своей обязанности помогать нуждающимся в них больным людям. Тех же, кто собирался заняться психотерапией, он критиковал, обвиняя в стремлении «делать деньги» и уклонении от своей обязанности искать средства от душевных болезней, занимаясь научной работой. Он также спрашивал, не лечился ли студент когда-нибудь у психотерапевта. Сказавших «да» спрашивал, как они собираются помогать другим, если сами больны. На тех же, кто никогда не обращался за помощью к психотерапевтам, нападал, утверждая, что нельзя консультировать других, если сам никогда не консультировался. Выйти победителем из этой ситуации не должен был ни один студент. Чтобы усугубить положение, я попросил преподавателя прерывать студентов, не давать им возможности отвечать до конца ни на одно из его язвительных замечаний.Я наблюдал за экспериментом сквозь зеркальное окно и направлял камеру так, чтобы вести непрерывную съемку именно телодвижений. Я просто глазам своим не поверил, увидев реакцию на первый же вопрос. После третьей нападки преподавателя одна студентка показала ему палец(см. Рисунок 1)!Она удерживала руку в этом положении почти целую минуту. Однако при этом не выглядела взбешенной, и преподаватель вел себя так, будто ничего не видел. Когда разговор закончился, я ворвался внутрь. Оба они заявили, что это мои выдумки. Девушка призналась, что была рассержена, но отрицала, что хотя бы как-то выразила это. Преподаватель тоже считал, что мне это, наверное, показалось, потому что, сказал он, непристойного жеста он не заметить не мог. После проявления пленки я получил доказательства. Эта оговорка в жесте (выставленный палец) являлась свидетельством не неосознанного чувства. Она знала, что в бешенстве, бессознательным же было только выражение этого чувства. Она не осознавала, что показывает ему палец. Чувства, которые она намеренно пыталась скрыть, сами пробились наружу.

Невербальное  общение

Невербальное  общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

На самом  деле, «язык тела» – это некая  часть невербального общения,только его определённая доля.Это мы можем понять из определения.

Язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела.

Язык  тела подразделяется на несколько классов:

  • Язык тела, параллельно существующий и взаимодействующий с языком слов в коммуникативном акте (предмет изучения невербальной семиотики и многих других наук)
  • искусственные жестовые языки, мало соотносящиеся с речью — языки, созданные для людей с нарушениями слуха(например,РЖЯ – русский жестовый язык)
  • язык пантомимы
  • ритуальные языки жестов
  • профессиональные жестовые языки и диалекты
  • жестовые изобразительные подсистемы языков театра и кино, языки танцев

Наукой  о языке тела и его частей является кинесика, наряду с паралингвистикой (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации) её относят к центральной области невербальной семиотики — науке о невербальных знаковых системах. Исследованиями в области невербальной коммуникации занимаются также такие науки, как прикладная психология, этнография, история, педагогика, психолингвистика.

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет  ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два  вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Невербальные  средства общения нужны для того, чтобы:

1) регулировать  течение процесса общения, создавать  психологический контакт между  партнерами;

2) обогащать  значения, передаваемые словами,  направлять истолкование словесного  текста;

3) выражать  эмоции и отражать истолкование  ситуации.

 

Вывод

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60 - 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных

Эти данные заставляют нас задуматься над значением  “невербалики” для

психологии  общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также  порождают желание овладеть

искусством  толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором  все мы разговариваем, даже не осознавая  этого.

 

Список  литературы

  1. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-49807-580-8. — (Сам себе психолог.)
  2. Экман П. Психология эмоций [Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life] / пер. с англ. В. Кузин. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с. — ISBN 978-5-49807-705-5.
  3. Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
  4. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
  5. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.

 

    Приложение

    Рис.1

Информация о работе Психология невербального общения