Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 00:09, лекция
Раскрываются вопросы функционирования малых групп и законы внутригруппового взаимодействия.
Вопрос 1. Понятие малой группы.
Вопрос 2. Классификация малой группы
Вопрос 4. Конформизм и групповое давление
Психология
общения и взаимодействия в группе
Вопрос 1. Понятие малой группы.
малая группа — это группа, реально существующая
в определенной системе общественных отношений, она выступает
как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено
определенной общественной системы, как часть общественной структуры».
Определение
фиксирует и специфический
от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме
непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин
«контактная
группа» приобретает здесь
это не просто любые контакты между людьми, но и контакты, в которых
реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы
совместной деятельностью.
Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах,
традиционно обсуждаемым многими авторами. Принято говорить о нижнем и
верхнем количественных пределах группы. Согласно мнению большинства
исследователей, малая группа «начинается» с диады. С ней соперничает другая
точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что
наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Поэтому нельзя
сказать, что вопрос решен окончательно.
Что же касается верхнего
максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет
значительно расходятся.
Достаточно стойкими оказались
представления, сформированные
открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема
оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно
удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой
определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время
исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Если
обратиться к практике исследований, то там находятся самые произвольные
числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых
исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно
на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда
речь идет о школьных классах.
По мнению многих психологов,
абсолютно правы те
считают, что изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально
существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности,
то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а
принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой
группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности.
Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-
то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной
деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как
«верхний».
Это специфическое решение
наиболее обосновано. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая
представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер
определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы,
например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек,
и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в
качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада
из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной
ей деятельности.
Таким образом, малая группа – ограниченная совокупность
непосредственно взаимодействующих людей, которые:
1) относительно
регулярно и продолжительно
минимальной дистанции, без
2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет
удовлетворить значимые
3) участвуют
в общей системе распределения
жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную
кооперативную
продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
4) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что
способствует консолидации внутригрупповой активности и координации
действий по отношению к среде;
5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и
большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому
испытывают чувство
6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным)
представлением друг о друге;
7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными
отношениями;
8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со
стороны.
Вопрос 2. Классификация малой группы
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и
поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность
понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций.
В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых
групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и
кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу
вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти
различных оснований классификации. Малые группы классифицируются по
нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому
принципу. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные.
Деление малых групп на
Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной
группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших
соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы
определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность
контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали
отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл.
Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них
выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта
самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и
вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных
контактов, а для общения между членами используются различные «посредники»
в виде средств связи, например).
Второе из исторически
их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э.
Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо,
формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее
членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной
группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе
подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по
вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером
формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то
конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная
команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и
«неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни
статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по
вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной,
когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из
близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом,
внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но
неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной
группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-
нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к
совершенно различным формальным группам, являются примерами таких
Информация о работе Психология общения и взаимодействия в группе