Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 00:09, лекция
Раскрываются вопросы функционирования малых групп и законы внутригруппового взаимодействия.
Вопрос 1. Понятие малой группы.
Вопрос 2. Классификация малой группы
Вопрос 4. Конформизм и групповое давление
неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе
туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный
характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает
некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и
кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в
реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго
неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы
возникали в рамках формальных.
Третья классификация разводит так называемые группы членства и
референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит
открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было
показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это
были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в
этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы,
в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают,
Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от
реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие
референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид
употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В
дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их
функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна
индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для
нормативной оценки его.
Выделяется еще одна оппозиция лабораторные – естественные группы.
К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения
экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым — группы,
функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие
между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, о
группах, укомплектованных случайными лицами (приглашенные добровольцы,
испытуемые) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое
существование — так называемые «пятидесятиминутные», по выражению М. Шоу,
группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно сложившиеся группы
с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем
социально-психологического развития.
В основание следующей рассматриваемой оппозиции — открытые — закрытые
группы — положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей
ее социальной среды, общества. В современном мире практически почти любая
малая группа является открытой, что следует хотя бы из обсуждавшегося выше
ее определения. Тем не менее мы вынуждены сказать «почти» и отнюдь не
случайно. Время от времени обнаруживается существование групп, которые,
вероятно, в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие
их «вырванности» из мира людей, утраты, порой в течение длительного
времени, как это случилось, например, с семьей старообрядцев Лыковых из
документальной повести В. Пескова «Таежный тупик», даже минимальных связей
с ним.
И наконец, еще одна очень часто встречающаяся в литературе
классификация малых групп, в соответствии с которой они подразделяются на
стационарные и временные. К последним относятся не обязательно только
лабораторные,
но и естественные группы.
Вопрос 4. Конформизм и групповое давление
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле (Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия "единообразие", "условность", хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это – позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.
Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки – в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже "независимые" признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.
Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р.Крачфилда), но суть ее остается неизменной – это метод "подставной группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены многочисленные зависимости. Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривались в их личных особенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка. Однако столь же определенным был и другой вывод, а именно, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.
К важнейшим причинам этого относится прежде всего лабораторный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мнения. Проблема значимости ситуации вообще очень остро стоит перед социальной психологией. В данном контексте проблема значимости имеет как минимум две стороны. С одной стороны, можно поставить вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляемый материал? В экспериментах Аша – это отрезки разной длины. Легко предположить,что сравнение длин этих отрезков – мало значимая задача. В ряде экспериментов материал варьировался, в частности, вместо длин отрезков сравнивали площади геометрических фигур и т.д. Все эти модификации могут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран более значимый. Но проблема значимости во всей ее полноте этим все равно не решается, ибо она имеет и другую сторону.
Значимой в полном смысле этого слова является для личности ситуация, сопряженная с реальной деятельностью, с реальными социальными связями этой личности. Значимость в этом смысле нельзя вообще повысить перебиранием предметов для сравнения. Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины линий, площадей геометрических фигур и пр., но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Большинство критиков справедливо отмечают, что результаты экспериментов Аша вообще не могут быть распространены на реальные ситуации, поскольку "группа" здесь – не реальная социальная группа, а простое множество людей, собранных специально для эксперимента. Поэтому справедливо утверждать, что здесь изучается не давление группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц, временно объединенных для выполнения поставленной экспериментатором задачи.
Другой причиной
критики рассматриваемых
Информация о работе Психология общения и взаимодействия в группе